Проверочный расчет элеватора
1. Выполняется уточненный тяговый расчет элеватора методом обхода по контуру.
Примерный порядок тягового расчета:
1) натяжение (Н) в точке 1 (рис. 12.3)
F1 = Fmin, | (12.22) |
где Fmin — натяжное усилие, Н;
2) натяжение (Н) в точке 2
F2 = kпF1 + Fзач, | (12.23) |
где kп — коэффициент увеличения натяжения тягового органа от сопротивления на поворотном пункте [см. (5.26)]; Fзач — сопротивление зачерпыванию груза [см. (12.13)], Н;
3) натяжение (Н) в точке 3
F3 = Fнаб = F2 + (q + qк) gH, | (12.24) |
где Fнаб — усилие набегающей ветви в точке 3, Н; q — погонная масса транспортируемого груза, кг/м; qк — погонная масса ходовой части [см. (12.4) и (12.5)], кг/м; Н — высота подъема груза, м;
4) натяжение (Н) в точке 4
F4 = Fсб = F1 + qк gH, | (12.25) |
где Fсб — усилие в сбегающей ветви в точке 4, Н;
5) для ленточного элеватора во избежание скольжения ленты по барабану необходимо, чтобы
F3 £ F4 efa, | (12.26) |
где efa — см. формулу (12.17).
Из формул (12.22)... (12.25) определяется необходимое натяжное усилие Fmin, которое должно удовлетворять условиям формул (5.33) и (5.34).
2. По наибольшему усилию в тяговом органе Fmax = F3 делается уточненный расчет на прочность ленты [по формуле (12.18)] или тяговой цепи [по формулам (8.12)...(8.14)]. При этом динамическая нагрузка (Н) на тяговый орган цепного элеватора
Обозначения см. к формуле (8.11). 3. Определяется тяговая сила на барабане (звездочке) с учетом сопротивлений на барабане (звездочке)
| |||||
Рис. 12.3. Расчетная схема (а) и диаграмма натяжений (б) тягового органа вертикального элеватора |
4. Проверяется правильность выбора диаметра приводного барабана (для ленточного элеватора) по среднему давлению [см. (6.6)].
5. Определяется мощность на приводном валу элеватора [см. (8.9)].
6. Определяется мощность двигателя для привода элеватора [см. (6.21)]. При этом коэффициент запаса k = 1,25.
7. Определяется частота вращения приводного вала элеватора: ленточного — по формуле (6.22); цепного — по формуле (8.15).
8. Определяется необходимое передаточное число между валом двигателя и приводным валом элеватора [см. (6.23)].
9. Из конструктивных соображений составляется кинематическая схема привода элеватора. При редукторной схеме по каталогу выбирается редуктор (см. табл. III.4).
10. Уточняется скорость движения ковшей исходя из фактического передаточного числа привода: для ленточного элеватора — по формуле (6.24); для цепного элеватора — по формуле (8.16).
11. Уточняется производительность элеватора (т/ч):
Qф = 3,6i0uфyr/tк, | (12.29) |
где i0 — вместимость ковша, л; uф — фактическая скорость ковшей, м/с; y — коэффициент заполнения ковшей (см. табл. 12.5); r — насыпная плотность груза (см. табл. 4.1), т/м3; tк — шаг ковшей, м.
Допускается отклонение от заданной производительности ± 10%.
12. Проверяется двигатель на достаточность пускового момента по продолжительности пуска (разгона) согласно условию (5.40).
13. Определяется усилие в набегающей на приводной барабан (приводные звездочки) ветви тягового органа конвейера при пуске конвейера [см. (5.41)...(5.48)] и определяется коэффициент снижения прочности тягового органа при пуске [см. (5.49)].
14. Определяется расчетный тормозной момент [см. (5.50)...(5.54)] и выбирается тормозное устройство.
Глава 13. ВИНТОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Винтовой конвейер стационарный общего назначения предназначается для транспортирования сыпучих, мелкокусковых, вязких и тестообразных материалов на расстояние до 30...40 м. Он включает (рис. 13.1) винт (в качестве рабочего органа), неподвижный желоб, загрузочное и разгрузочное устройства и привод. Вал винта имеет концевые и промежуточные (подвесные) опоры. Одна концевая опора должна иметь упорный подшипник и располагаться так, чтобы от действующей на винт осевой силы вал винта работал на растяжение.
Рис. 13.1. Схема винтового конвейера: 1 — двигатель; 2 — муфты; 3 — редуктор; 4 — загрузочный люк; 5 — желоб; 6 — винт; 7 — подшипник подвесной; 8 — разгрузочный люк |
Согласно ГОСТ 2037—82, винтовые конвейеры бываютс горизонтальным (Г) или наклонным (Н) желобом, с постоянным (П1) или переменным (П2) диаметром винта, с постоянным (П3) пли переменным (П4) шагом винта, с однозаходным (1) или двухзаходным (2) винтом, с правым (П), левым (Л) или комбинированным (К) направлением спирали винта. Винты конвейера бывают (рис. 13.2, а — г): сплошные — для транспортирования неслеживающихся насыпных мелкозернистых и порошковых грузов (цемента, мела, гипса, золы, сухого песка и др.); ленточные — для транспортирования насыпных мелкокусковых грузов (гравия, песчаника, известняка и пр.); фасонные — для транспортирования тестообразных грузов (глины, бетона, цементного раствора и пр.); лопастные — для транспортирования тестообразных грузов с одновременным интенсивным их перемешиванием. | |
Рис. 13.2. Конструкции винтов |