Снижение выбросов от стационарных источников
Большое внимание на практике уделяется снижению выбросов от стационарных источников, внедрению защитных устройств, очистных установок и средств контроля на эксплуатационных и ремонтных предприятиях транспорта, рассредоточению экологически опасных производств по территории предприятия, ликвидации источников загрязнения и др.
В процессе эксплуатации транспортных средств необходимо проводить работы по обеспыливанию перегрузочных комплексов и дорог. Наиболее часто необходимость обеспыливания возникает на дорогах с гравийным, щебеночным, грунтовым покрытиями. Для них характерно наличие толстого слоя покровной пыли.
Обеспыливание преследует цель связать продукты износа материала покрытий и уменьшить концентрацию пыли. Это достигается: механическим удалением пыли, смыванием, втягиванием в вакуумные устройства; очисткой слоя пыли и продуктов поверхностного износа покрытия Механическими щетками; поверхностной обработкой или пропиткой покрытия связывающими материалами и химическими реагентами. Для автомобильных дорог и аэродромов эффективным способом обеспыливания является нанесение на покрытие органических вяжущих материалов – вязких и жидких битумов, дегтя и смол, нефти и др.
Охрана земель
Среди эксплуатационных мероприятий по повышению экологической безопасности важная роль отводится охране земель. Для разработки мер по защите почвенно-земельного покрова в зонах расположения транспортных предприятий осуществляется контроль его состояния с помощью отбора почвенных образцов. Так, в районах аэропортов для проверки качества почвы берут пробы по углам летного поля и в центре, рядом с взлетно-посадочной полосой. Наличие в пробах почвы хлорорганических пестицидов определяют методом газожидкостной хроматографии, содержание металлов – методом эмиссионного спектрального анализа.
В целях реализации экологических требований вводится запрет на закапывание в землю отходов производства, распыление ядохимикатов, слив в почву остатков кислот, электролита, нефтепродуктов и других агрессивных веществ. Химикаты и агрессивные жидкости должны обезвреживаться согласно Санитарным нормам. Слив отработанных нефтепродуктов должен производиться в емкости. Мытье и дезактивацию специализированного подвижного состава разрешается проводить только на оборудованных площадках. Остро стоит задача утилизации твердых отходов, которые, например, в автотранспортном комплексе включают: автопокрышки – 1160 тыс. т; свинцовые аккумуляторы – 180‑200 тыс. т; отходы пластмасс – 60 тыс. т ежегодно.
Проблемы обезвреживания, переработки и захоронения отходов до конца не решены. Особенно это касается отходов с содержанием нефтепродуктов (шламов, замазученного грунта), котельных шлаков, золы.
Используются различные способы очистки, в том числе и биологические препараты.
Защита земель в полосах отвода автомобильных дорог осуществляется путем лесонасаждения, рекультивации земель с подсыпкой плодородного слоя почвы. Для снижения интенсивности эрозионных процессов реализуется "Программа по озеленению автомобильных дорог". Посадка деревьев и кустарников вдоль дорог и автомагистралей служит средством снегозадержания, способствует снижению транспортного шума и загрязнения атмосферного воздуха на придорожных территориях, повышает эстетическую привлекательность ландшафтов. В 1998 году на дорогах общего пользования восстановлено и посажено 168 км лесозащитных полос. Земляное полотно, разделительные полосы, откосы насыпей и выемок укреплены путем засева травы на площади 1651 тыс. м2.
Мероприятия в зонах аварий автотранспортных средств
Особую значимость имеют мероприятия по защите атмосферы и почв в зонах аварий транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Разработаны "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам", а также руководство "Медицинские вопросы ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте". На автотранспортных предприятиях требуется разработка методики действий по предотвращению возможного загрязнения окружающей среды. В них должны быть учтены характер перевозимых грузов, условия перевозки и другие факторы. Водителей автомобилей необходимо информировать о порядке действий в случае аварии, снабжать первичными средствами ликвидации ее последствий, если это технически возможно. При возникновении экологической аварии на АТП или вне его водитель или лицо, ответственное за природоохранную деятельность, должны сообщить о ней в местные (региональные) органы Госкомэкологии, службу санитарного надзора, а при крупной аварии – в соответствующие службы МЧС РК.
Работы по защите от воздействия опасных грузов в зонах аварий включают отбор проб воздуха и почвы для определения степени загрязнения, обвалование мест разлива опасных грузов, создание котлованов и искусственных ловушек для сбора жидкости, сооружение траншей, дамб для предотвращения попадания опасных веществ в поверхностные водоемы с дождевой и талой водой, сбор, перетаривание, утилизацию и обеззараживание остатков опасных грузов. Загрязненный в результате аварии грунт собирается и вывозится, а на его место завозится свежий.
Большую трудность при проведении мероприятий в зонах аварий представляют обезвреживание и захоронение остатков опасных грузов и тары, в которой они перевозились. Обезвреживание традиционно проводится с использованием растворов щелочей (3 %-ная каустическая сода, 5 %-ная кальцинированная сода, 10 %-ная свежегашеная известь) и водного раствора хлорной извести.
Методы обезвреживания таких опасных веществ, как ртуть, мышьяк, цианистые соединения, сероуглерод, этилированный бензин и другие хорошо разработаны, но применение их осложняется трудностями обеспечения технологии протекания реакций при больших разливах в конкретных условиях на местности. Не хватает техники для ликвидации последствий аварий, работа практически ведется вручную. Важную роль для ликвидации аварий играет точное знание всего Перечня грузов, относимых к опасным, и методов их обезвреживания. ООН составлен Международный перечень наиболее часто перевозимых опасных грузов, содержащий около 3000 наименований.