Петлевой; 2 — полупрямой; 3 — прямой.

К технико-экономическим показателям развязок относят: стоимость строительства, полноту развязки движения (наличие и число конфликтных точек пересечения потоков в одном уровне); пропускные способности основных и поворачивающих направлений движения; скорость движения по основным направлениям и съездам, транспортные потери, вызванные снижением скоростей движения и образованием очередей на второстепенных направлениях, возможную аварийность на развязке. Кроме этих показателей, имеющих стоимостное выражение и входящих непосредственно в приведенные затраты, по каждому из вариантов имеются еще и другие, которые пока не имеют стоимостного выражения, но рассматриваются как важные социальные характеристики инженерного сооружения. К ним относят: возможность и удобство организации движения общественного транспорта, пешеходного движения; оценку планировочного решения с позиции охраны окружающей среды (снижение уровня транспортного шума, загазованности атмосферы, сохранение и улучшение окружающего ландшафта, а в городе архитектурной среды); обеспечение высоких эстетических качеств сооружения. При выборе из вариантов с одинаковыми или близкими по величине приведенными затратами эти характеристики могут иметь решающее значение.

Технико-экономическую оценку вариантов пересечений и транспортных развязок рекомендуется выполнять в такой последовательности.

1. По величине прямых и поворачивающих потоков выбирают тип пересечения и его планировочное решение; обязательное условие — обеспечение пропускной способности всех направлений на пересечении.

2. Для всех вариантов устанавливают одни и те же границы сравнения, которые определяют по варианту с небольшими линейными размерами.

3. Для каждого из вариантов подсчитывают стоимость строительных работ. В объем работ каждого варианта пересечения включают и работы по строительству дороги или улицы в пределах границ сравнения, а также снос строений и перекладку инженерных сетей. Основные виды работ, определяющие стоимость строительства: земляные работы; строительство путепроводов и тоннелей, в том числе и пешеходных; строительство инженерных подземных сетей, систем водоотвода, дорожной одежды; инженерное оборудование пересечений. Кроме этого, на стоимость строительства большое влияние, особенно в городе, оказывают работы по расчистке и отводу земель для размещения пересечения. Наибольшая доля в стоимости транспортной развязки на автомобильных дорогах приходится на транспортное сооружение и дорожную одежду (до 80%), а в городе—на снос и возмещение зданий, перекладку инженерных сетей и строительство путепроводов и тоннелей (ДО 95%).

4. Оценивают социальные характеристики вариантов. Если по уровню транспортного шума вариант не удовлетворяет существующим нормативам, предусматривают шумозащитные сооружения, стоимость которых включается в общую стоимость варианта.

5. Назначают варианты стадийного строительства вариантов планировочных решений пересечений в соответствии с ростом интенсивности движения. Обязательное условие — обеспечение пропускной способности и безопасности движения на всех стадиях. Затруднение с этими показателями при возрастании интенсивности движения является основанием перехода к более полной стадии развязки движения. При стадийном строительстве в зависимости от сроков перестройки или дальнейшего развития планировочного решения пересечения расчетный период суммирования всех затрат делят на этапы.

6. Для начального и конечного года каждого этапа определяют интенсивность движения, транспортные потери, потери от ДТП, средние скорости потоков.

7. Определяют суммарные приведенные затраты, включающие в себя единовременные затраты (в основном, стоимость строительства с учетом стадийности) и текущие, связанные с работой автомобильного транспорта и эксплуатацией пересечения. Принятый вариант должен иметь наименьшие суммарные приведенные затраты.

При расчетах суммарных приведенных затрат по вариантам учитывают следующие слагаемые: общий объем капитальных вложений в строительство или реконструкцию пересечения; капитальные вложения в автомобильный транспорт, необходимые для выполнения перевозок грузов и пассажиров. Эти два слагаемых составляют основную долю единовременных затрат; к ним прибавляют и стоимость отчуждения земель и расчистки территории.

Текущие затраты включают: автотранспортные расходы, расходы по содержанию и ремонту пересечения, стоимость пребывания в пути пассажиров, потери народного хозяйства от ДТП.

Стоимость отчуждаемых земель при строительстве развязок на автомобильных дорогах складывается из потерь сельского хозяйства от изъятия земель из севооборота или стоимости рекультивации равных по площади земель. Она зависит от региона страны (табл.). Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых утверждены постановлением Совета Министров РСФСР в 1976 г. Дополнительные требования к охране окружающей среды при проектировании пересечения содержатся в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г.

Район Стоимость освоения новых земель, р./га Район Стоимость освоения новых земель, р./га
Под пашню Под высокопродуктивны кормовые угодья Под пашню Под высокопродуктивные кормовые угодья
РСФСР (в среднем) Северо-Кавказский    
Северо-Западный Уральский
Центральный Западно-Сибирский
Волго-Вятский Восточно-Сибирский
Центральночернозеный Дальневосточный
Число полос движения на главной дороге Отводимая площадь (га) на пересечениях (примыканиях) при числе полос движения
50(35) 45(25) 35(20) 30(15)
45(25) 35(20) 30(15) 25(12)
35(20) 30(15) 25(12) 20(10)
30(15) 25(12) 20(10) 15(7)

«О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Нормы отвода земель под транспортные развязки зависят от числа полос движения на пересекающихся автомобильных дорогах (табл.).

При оценке стоимости территории города все факторы, влияющие на эту стоимость, делят на две группы: инженерно- и социально-экономические. Первая включает в себя затраты на инженерное благоустройство территории, возмещение затрат при переносе и сносе объектов и возмещение затрат при изъятии под застройку природно-ценных земель. В состав второй группы входят эффективность размещения объектов в плане города, функциональное удобство территории, санитарно-гигиенические условия территории, архитектурно-художественная ценность территории и застройка на ней.

Стоимостная оценка факторов первой группы заключается в подсчете затрат на выполнение работ по инженерному оборудованию территории, строительству зданий и сооружений, заменяющих снос, и архитектурно-художественному оформлению территории. На долю этих факторов приходится 55—57% общей стоимости. Факторы второй группы труднее поддаются стоимостной оценке. Их оценивают косвенно через товарооборот магазинов, рентабельность зрелищных учреждений и учреждений общественного питания. Кроме этого, принимаются во внимание удобство транспортного обслуживания и экологический комфорт территории (уровень транспортного шума, загазованность воздуха, озеленение территории). Осредненные данные комплексной экономической оценки территории города (в тыс. руб. за 1 га) приведены в табл.

Категория городов Зоны города
I II III IV
Крупнейшие
Крупные
Большие
Средние -
Малые -

Петлевой; 2 — полупрямой; 3 — прямой. - student2.ru

Суммарные потери времени автомобилями в зоне примыкания петлевого левоповоротного съезда развязки «клеверный лист» (цифры на кривых — интенсивность движения по съезду):

Наши рекомендации