Назначение, общее устройство системы электрооборудования автомобиля ВАЗ-2112.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательныевыводы источников и потребителей электроэнергии соеднены с "массой" – кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполня-ют функцию второго провода. Бортовая сеть – постоянного тока, с номиналь-ным напряжением 12 В. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от генера-тора переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напря-жения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохрани-телями. Электродвигатели моторедукторов – очистители ветрового стекла,
заднего стекла (ВАЗ-2111, -2112), фар (если установлены) – защищены авто-
матическими биметаллическими предохранителями многоразового действия. Цепь питания системы впрыска топлива (двигатели ВАЗ-2111, -2112)
защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения
(1 мм2). Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания
(двигатель ВАЗ-2110), пуска двигателя, "генератор - выключатель зажига-
ния - монтажный блок". Мощные потребители (фары, электродвигатель
вентилятора системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.
Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, расположенном в салоне автомобиля левее и выше педального узла. Номи-
нальный ток предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице.
При выходе из строя монтажного блока возможна замена печатной платы
или припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный
выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механиче-
ского противоугонного устройства. На автомобилях с двигателями 2111 и 2112 имеется жгут проводов системы впрыска топлива, устанавливаемый взамен жгута системы зажигания двигателя 2110.
Реле и предохранители системы впрыска находятся возле контроллера, под консолью панели приборов справа.
Таблица 1 – Основные параметры эдектрооборудования
На автомобилях устанавливают генераторы 94.3701 или 5102.3771 производства "ПРАМО".
Рисунок 2 – Технические характеристики генератора
Рисунок 3 - Генератор 94.3701:
1 – кожух; 2 – вывод "В+" для подключения потребителей; 3 – помехоподавительный
конденсатор 2,2 мкФ; 4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу "D+" регулятора напряжения); 5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 – положительный диод; 8 – отрицательный диод; 9 – регулятор напряжения;10 – задняя крышка;
11 – стяжной винт; 12 – передняя крышка; 13 – обмотка статора; 14 – дистанционное кольцо; 15 – передний подшипник вала ротора; 16 – шкив; 17 – гайка; 18 – вал ротора;
19 – конусная шайба; 20 – шайба; 21 – клювообразные полюсные наконечники ротора;
22 – сердечник статора; 23 – втулка; 24 – обмотка ротора;
25 – задний подшипник ротора; 26 – втулка подшипника; 27 – контактные кольца;
28 – щеткодержатель; 29 – выводы обмотки статора; 30 – дополнительный диод;
31 – вывод "D" (общий вывод дополнительных диодов).
Рисунок 4 - Схема соединений генератора 94.3701:
1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – блок реле и предохранителей (монтажный блок); 4 – выключатель зажигания; 5 – комбинация приборов; 6 – контрольная лампа
разряда аккумуляторной батареи (устанавливается с 1997 г., до 1997 года устанавливался электронный вольтметр со светодиодом).
Генератор – синхронная электрическая машина переменного тока с электро-магнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевыхдиодах. Ротор генератора приводитсяво вращение от шкива коленчатого вала двигателя (демпфера) поликлиновым ремнем. Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с дистанционным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом.
В статоре генератора расположены трехфазные обмотки. Концы фазных
обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести
кремниевых диодов (вентилей) – трех "положительных" и трех "отрицатель-
ных". Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные – на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три
дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения
генератора после пуска двигателя.
Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на зад-
ней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы
припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки.
Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения – неразбор-
ный, при выходе из строя его заменяют.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы
зажигания и снижения помех радиоприему между выводами "положи-
тельных" и "отрицательных" вентилей (между "+" и "массой" генератора)
подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ (±20%), расположенный на
выпрямительном блоке. При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы "D" генератора 94.3701
и "D+" регулятора или выводы "D+" генератора 5102.3771 и "+" регуля-
тора) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа
при этом горит). После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от
дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа
гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неис-
правность генератора или его цепей
2.2. Неисправности системы электрооборудования автомобиля ВАЗ-2112
Таблица 2 – Основные неисправности и способы их устранения