Структурная реформа железнодорожного транспорта.
Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:
* повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
* формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
* снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
* удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.
Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию следующих задач и принципов:
* разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;
* сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;
* поэтапное прекращение перекрёстного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками;
* совершенствование тарифной политики;
* дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
* обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;
* выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;
*обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учёта;
*осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;
*повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.
Выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта России осуществлялся с учётом существующего состояния железнодорожного транспорта России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.
Реформирование железнодорожного транспорта проводится в три этапа:
первый этап – 2001-2002 годы;
второй этап – 2003-2005 годы;
третий этап – 2006-2010 годы.
Первый этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:
а) разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте;
б) развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом;
в) создание условий для не дискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте;
г) инвентаризацию имущества предприятий железнодорожного транспорта;
д) разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
е) вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор;
ж) формирование в рамках открытого акционерного общества «Российские железные дороги» самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок, услуг по ремонту технических средств и производству запасных частей, иных видов деятельности не связанных с перевозками) и введение раздельного учёта по этим видам деятельности;
Второй этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:
а) реорганизацию ОАО «Российские железные дороги» путём выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирские перевозки в дальнем следовании, отдельные специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, а также иные виды деятельности, не связанные с перевозками);
б) поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;
в) создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок;
г) переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах;
д) создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов;
е) привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта;
На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта необходимо продолжить привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.
Принципиальными для успешной реализации выбранной организационной модели являются следующие основные положения:
постепенность процесса реформирования и минимизация риска необратимых действий;
разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;
разделение основных и не основных видов деятельности;
переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному;
формирование организационной структуры по основным видам деятельности;
сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);
Постепенность ( поэтапность ) реформирования системы железнодорожного транспорта определяется необходимостью обеспечить:
устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы железнодорожного транспорта.
По мере создания необходимых условий, начиная со второго этапа реформ, будет развиваться частная собственность на локомотивы (за счёт покупки новых грузовыми операторскими и пассажирскими компаниями, а не продажи существующего локомотивного парка владельца инфраструктуры). Постепенное увеличение доли парка грузовых вагонов, находящегося в частной собственности, целесообразно по следующим причинам:
· будет повышен уровень конкуренции в грузовых перевозках, стимулирующий рост их эффективности и качества;
· будут привлекаться частные инвестиции и обеспечиваться доступ к финансовым ресурсам третьих сторон;
· за счёт принадлежащей владельцу инфраструктуры необходимой части вагонного парка будут обеспечиваться перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки (эти перевозки могут при необходимости осуществляться и частными компаниями).
Основные условия, необходимые для развития частной собственности на подвижной состав, в настоящее время фактически созданы, поскольку значительное количество вагонов, прежде всего специализированных, уже принадлежит частным владельцам.
На первом (подготовительном) этапе реформирования функции хозяйственного управления будут выделены из ведения МПС России и переданы единому хозяйствующему субъекту – открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», 100% акций которого будет принадлежать государству. Его создание позволит обеспечить:
устойчивость и управляемость системы железнодорожного транспорта в период реформирования, в частности, сведение к минимуму риска необратимых действий, способных привести к потере экономической и/или технологической устойчивости;
9.Транспортное законодательство о международных ж.д. сообщениях: общие положения, правовые документы.
Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Представительство интересов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также федеральными органами исполнительной власти, организациями, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия