Структурная реформа железнодорожного транспорта.

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

* повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

* формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

* снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

* удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию следующих задач и принципов:

* разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

* сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

* поэтапное прекращение перекрёстного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками;

* совершенствование тарифной политики;

* дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
* обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;

* выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;

*обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учёта;

*осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

*повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

Выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта России осуществлялся с учётом существующего состояния железнодорожного транспорта России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.

Реформирование железнодорожного транспорта проводится в три этапа:

первый этап – 2001-2002 годы;

второй этап – 2003-2005 годы;

третий этап – 2006-2010 годы.

Первый этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:

а) разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте;

б) развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом;

в) создание условий для не дискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте;

г) инвентаризацию имущества предприятий железнодорожного транспорта;

д) разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

е) вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор;

ж) формирование в рамках открытого акционерного общества «Российские железные дороги» самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок, услуг по ремонту технических средств и производству запасных частей, иных видов деятельности не связанных с перевозками) и введение раздельного учёта по этим видам деятельности;

Второй этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:

а) реорганизацию ОАО «Российские железные дороги» путём выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирские перевозки в дальнем следовании, отдельные специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, а также иные виды деятельности, не связанные с перевозками);

б) поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;

в) создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок;

г) переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах;

д) создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов;

е) привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта;

На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта необходимо продолжить привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

Принципиальными для успешной реализации выбранной организационной модели являются следующие основные положения:

постепенность процесса реформирования и минимизация риска необратимых действий;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;

разделение основных и не основных видов деятельности;

переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному;

формирование организационной структуры по основным видам деятельности;

сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);

Постепенность ( поэтапность ) реформирования системы железнодорожного транспорта определяется необходимостью обеспечить:

устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы железнодорожного транспорта.

По мере создания необходимых условий, начиная со второго этапа реформ, будет развиваться частная собственность на локомотивы (за счёт покупки новых грузовыми операторскими и пассажирскими компаниями, а не продажи существующего локомотивного парка владельца инфраструктуры). Постепенное увеличение доли парка грузовых вагонов, находящегося в частной собственности, целесообразно по следующим причинам:

· будет повышен уровень конкуренции в грузовых перевозках, стимулирующий рост их эффективности и качества;

· будут привлекаться частные инвестиции и обеспечиваться доступ к финансовым ресурсам третьих сторон;

· за счёт принадлежащей владельцу инфраструктуры необходимой части вагонного парка будут обеспечиваться перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки (эти перевозки могут при необходимости осуществляться и частными компаниями).

Основные условия, необходимые для развития частной собственности на подвижной состав, в настоящее время фактически созданы, поскольку значительное количество вагонов, прежде всего специализированных, уже принадлежит частным владельцам.

На первом (подготовительном) этапе реформирования функции хозяйственного управления будут выделены из ведения МПС России и переданы единому хозяйствующему субъекту – открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», 100% акций которого будет принадлежать государству. Его создание позволит обеспечить:

устойчивость и управляемость системы железнодорожного транспорта в период реформирования, в частности, сведение к минимуму риска необратимых действий, способных привести к потере экономической и/или технологической устойчивости;

9.Транспортное законодательство о международных ж.д. сообщениях: общие положения, правовые документы.

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Представительство интересов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также федеральными органами исполнительной власти, организациями, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия

Наши рекомендации