Раздел 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
6. История развития классификационных систем и товарных номенклатур, используемых в практике международной торговли.
Вопрос о необходимости унификации товарных номенклатур обсуждался в 1853 г. на первом Международном статистическом конгрессе в Брюсселе, а также на последующих международных статистических конгрессах: в 1869 г. – в Гааге, в 1872 г. – в Санкт-Петербурге, в 1876 г. – в Будапеште и в 1890 г. на Международном конгрессе по таможенным правилам в Париже. Но первая номенклатура обращающихся в международной торговле товаров, предназначенная для использования в различных государствах, была принята только 31 декабря 1913 г.в Брюсселе. Конвенция послужила базой первого сравнительного анализа коммерческой статистики, проведенного Бюро торговой статистики в 1922 г. Основным классификационным признаком, на основании которого товары распределялись в Брюссельской товарной номенклатуре, был вид материала, из которого они изготовлены. Этот признак остался главным и в следующей модификации номенклатуры – Минимальном списке товаров для статистики международной торговли 1938 г. В декабре 1950 г. в Брюсселе рядом развитых стран была подписана Конвенция о классификации товаров для таможенных целей. Так начала свое существование Брюссельская таможенная номенклатура (БТН). Она содержит 21 крупный раздел и 99 более узких глав (групп). Товары в БТН группируются по производственному принципу. Товары смежных отраслей экономики объединяются в один раздел, а внутри раздела товары, производимые родственными отраслями хозяйства, группируются в главы.
Внутри глав БТН содержит унифицированную разбивку на более мелкие товарные позиции, главным образом исходя из степени обработки товара. Каждая тарифная позиция имеет унифицированный номер, где две первые цифры обозначают номер главы, а две последние – номер товарной позиции внутри главы, то есть товары классифицировались четырехразрядным кодом. Все страны, подписавшие конвенцию о применении БТН, обязаны строить свои тарифы по изложенным выше принципам, сохраняявсе названия разделов, глав и позиций и их нумерацию. Несмотря на многие недостатки, конвенция получила большое распространение в международной торговле.
На базе БТН создана Номенклатура совета таможенного сотрудничества (НСТС). Эта номенклатура явилась, по сути, окончательным вариантом БТН, в котором был учтен такой классификационный признак товаров, как степень их обработки. Подробнее структура НСТС будет рассмотрена в следующей главе, так как этот товарный классификатор лег в основу построения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и по структуре совпадает с верхними уровнями детализации ГС.
12 июля 1950 г. Статистической комиссией ООН на сессии Экономического и Социального советов Организации Объединенных Наций была предложена Стандартная международная торговая классификация (СМТК). Классификация товаров в СМТК осуществлялась по нескольким признакам. Основным из них был признак последовательности обработки. Все товары в СМТК делились на три основных класса: сырье, полуфабрикаты, готовые изделия. Такая группировка была скомбинирована с группировкой по признаку назначения товаров, хотя необходимо заметить, что по этому признаку были объединены позиции только нулевого и первого разделов. Недостатками СМТК являлось то, что детализация разделов и товарных групп была не лишена некоторой условности и не содержала группировок по отраслям народного хозяйства. В качестве основного классификатора во внешнеэкономической деятельности Советского Союза с 1962 по 1991г.применялась Единая товарная номенклатура внешнейторговли государств – членов Совета экономической взаимопомощи (ЕТН ВТ СЭВ). ЕТН ВТ СЭВ объединяла товары по их назначению внародном хозяйстве, по их происхождению и по степени обработки. Кроме того, классификационная система номенклатуры позволяла разбить товары на средства производства и предметы потребления, на основные и оборотные средства, на изделия промышленности и сельского хозяйства. Существенным отличием ЕТН ВТ СЭВ от других номенклатур было присутствие в ней дополнительного «нулевого» раздела, в который входили производственные операции.
7. Гармонизированная система описания и кодирования товаров – международная основа построения ТН ВЭД.
В конце 1960-х гг. отчетливо проявилось стремление всех стран, активно участвующих в международной торговле, добиться рационализации и гармонизации данныхторговой документации, и в частности максимально унифицировать систему кодирования в отношении стран, единиц количественных измерений, видов транспорта, требований к условиям транспортировки и, в первую очередь, конечно, в отношении самих товаров.
Первый этап создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) проводился под эгидой Совета таможенного сотрудничества, он продлился десять лет; были определены цели использования нового классификатора – для решения не только таможенных, нои статистических задач. Всего в работе Комитета по ГС и его рабочей группы приняли участие представители около 60 стран и более 20 международных и национальных организаций путем подачи своих предложений, замечаний, комментариев к предложениям или посредством участияв процессе принятия конкретных решений.
К началу 1981 г. Комитет по ГС завершил подготовительную работу по Системе, по существу, она превратилась в абсолютно новую 6-значную цифровую номенклатуру для перемещаемых в международном товарообороте изделий и предметов. К июню 1983 г. Комитет по ГС совместно с Комитетом по номенклатуре провел полный пересмотр уже частично согласованных текстов и решил ряд возникших при этом технических проблем. Параллельно было достигнуто соглашение в отношении положений международной Конвенции, на основании которой ГС будет введена в действие.
Первоначальным намерением Совета являлось введение Конвенции по ГС в действие 1 января 1985 г., и соответствующая статья Конвенции (ст. 13) исходила из этих сроков. Однако различные задержки административного характера и переговоры по вопросам применения ст. XXVIII Генерального Соглашения по тарифам и торговле, вызванные необходимостью перевода тарифов на ГС, повлекли за собой изменение первоначально запланированной даты. Новый срок введения Конвенции в действие был перенесен на 1 января 1988 г.
СССР присоединился к этой Конвенции 12 августа 1988 г.
Постановлением Совета Министров СССР № 1004 «О введении в СССР Гармонизированной системы описания и кодирования товаров». На базе ГС в современной России были созданы:
· 1992–1997 гг. – девятизначная ТН ВЭД России;
· с 1 января 1997 г. – девятизначная ТН ВЭД СНГ;
· с 1 апреля 2000 г. – десятизначная ТН ВЭД России;
· с 1 января 2010 г. – десятизначная Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Номенклатура ГС состоит из 21 раздела и 99 групп, 96 из которых наполнены товарами, а три, 77-я, 98-я и 99-я, зарезервированы.
ГС является системой, состоящей из трех неотъемлемых друг от друга элементов: непосредственно самой номенклатуры, основных правил интерпретации и примечаний к разделам и группам. Порядок использования ГС для построения национальных тарифно-статистических номенклатур определяется Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, подписанной в Брюсселе 14 июня 1983 г. и вступившей в силу с 1 января 1987 г. (далее по тексту – Конвенция).
В Конвенции о Гармонизированной системе были четко сформулированы цели использования ГС для возможно более широкого использования в других системах описания и кодирования товаров, для транспортных тарифов и статистики грузоперевозок различными видами транспорта, для установления возможно более тесной взаимосвязи между статистикой внешней торговли и статистикой производства.
8. Принципы классификации товаров, структура кода ТН ВЭД и уровни детализации.
В основу формирования разделов номенклатуры ГС легли четыре основных товарных признака. Это не означает, что данные признаки товаров являются исчерпывающими для отнесения товара к определенному уровню детализации, но они выступают приоритетными при выборе самого крупного уровня – товарного раздела. По принципу происхождения (товары сельского хозяйства, рыболовства, животноводства, лесного хозяйства, минеральные продукты) классифицируются товары раздела I (группы 1–5), II (группы 6–14), V (группы 25–27).
По химическому составу (жиры и масла, продукция химической отрасли и связанных с ней отраслей, пластмассы, каучук) классифицируются товары раздела III (группа 15), VI (группы 28–38), VII (группы 39, 40).
По виду материала, из которого изготовлен товар (кожевенное сырье, мех, древесина, бумага, изделия из камня, гипса, цемента, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы), классифицируются товары разделов VIII–Х (группы 41–49), XIII–XV (группы 68–83).
По функциональному назначению товара (готовые пищевые продукты, текстиль и текстильные изделия, обувь, головные уборы, машины и оборудование, средства транспорта, приборы, часы, музыкальные инструменты, оружие, мебель) классифицируются товары раздела IV (группы 16–24), XI (группы 50–63), XII (группы 64–67), XVI–XXI (группы 84–97).
В качестве примера того, что четыре перечисленных товара являются основными, рассмотрим порядок классификации товара «лошади чистопородные, племенные, живые». Место для этого товара в первой группе мы находим по признаку происхождения (лошади живые происходят изприроды), но для определения полного кода этого признака недостаточно, так как внутри товарной позиции 0101 животные делятся по функциональному назначению. Таким образом, основной признак позволил нам выбрать раздел, а дополнительный – полный код товара.
При образовании групп (но не всех) заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ГС в таможенных тарифах, а также показывает значение товара в международной торговле.
Полный код товара в Гармонизированной системе называется субпозицией; в ТН ВЭД России – подсубпозицией.
9. Основные правила интерпретации ТН ВЭД.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам:
Правило 1.
Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
Правило 2.
а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции каккомплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Правило 3.
В случае если в силу Правила 2(б) или по каким-либо другим причинам имеется, primafacie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Правило 4.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемы ми товарами.
Правило 5.
В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:
а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство.
б) Согласно положениям вышеприведенного Правила 5 (а) упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
Правило 6.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatismutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Дополнительная информация.
См. работу № 1 в архиве.
10. Классификация частей и принадлежностей.
В Номенклатуре имеются понятия "части" и принадлежности". Эти понятия отличаются друг от друга следующим образом:
· Принадлежности - составные элементы товаров, расширяющие их функциональные возможности (например, звонок для велосипеда);
· Части - составные элементы товаров, необходимые для их функционирования (например, велосипедное седло).
Общего правила для классификации частей и принадлежностей в ТН ВЭД не существует. Однако можно выделить несколько типичных подходов к решению этого вопроса.
Во многих случаях части и/или принадлежности классифицируются как самостоятельные товары, например, товарные позиции 4414 "Рамы для картин...", и 9108 "Часовые механизмы".
Данные товары классифицируются в соответствии с их наименованиями, кроме случаев, когда:
· имеются специальные оговорки в Примечаниях к разделам или группам;
· эти части, будучи собранными, образуют завершенный в производстве товар или, по крайней мере, имеют основные характеристики завершенного в производстве товара.
В наименованиях товарных позиций, помимо всего прочего, часто присутствует специальная ссылка на части и/или принадлежности,классифицируемые в данной товарной позиции, например, 6111 "Детская одежда и принадлежности к ней...".
К классификации некоторых частей и/или принадлежностей имеют отношение некоторые примечания к разделам и группам. Эти примечания могут:
· расширять объем некоторых товарных позиций, касающихся только собранных изделий, с целью включения в них частей и/или принадлежностей;
· сужать объем определенных товарных позиций с целью исключения из них определенных видов частей и/или принадлежностей;
· содержать правила классификации частей и/или принадлежностей.
Таким образом, при классификации частей и/или принадлежностей необходимо:
· выяснить, имеется ли в Номенклатуре описание данных частей и/или принадлежностей как таковых;
· проверить, нет ли каких-либо специальных указаний по классификации данных товаров в определенных товарных позициях, где классифицируются завершенные в производстве товары, для которых эти части и/или принадлежности предназначены;
· если в предыдущих случаях проблема не решается, следует воспользоваться "корзиночными" товарными позициями (т.е. товарными позициями, в которых классифицируются товары, особо в данной группе не поименованные.Обычно наименования таких позиций включают слова "прочие..." и т.д.).
Раздел 3. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
11. Понятие и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Перемещение товаров через таможенную границу – это ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу – это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Правовые нормы, закрепляющие основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, изложены в главе 22(ст. 150–155) Таможенного кодекса ТС.
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательствомтаможенного союза.
Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, ТК ТС и (или) международными договорами государств –членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
В ТК ТС определено, в каких случаях, в отношении каких категорий товаров таможенные операции по перемещению товаров будут производиться в первоочередном порядке. Первоочередной порядок позволяет декларанту сократить время на проведение таможенных операций, связанных с декларированием товаров.
Порядок действий в отношении товаров, запрещенных (ограниченных) к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории, определен в ст. 152 ТК ТС.
Запреты и ограничения обусловлены иным законодательством РФ, а также международными договорами, правилами международных организаций. Нормы таможенного законодательства направлены лишь на обеспечение соблюдения данных запретов и ограничений.
В отношении отдельных категорий товаров устанавливаются дополнительные условия (лицензирование, сертификация, разрешения компетентных органов) перемещения через таможенную границу РФ.
В соответствии со ст. 153 ТК ТС законодатель разбивает регламентацию режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами на два этапа – до и после выпуска товаров и транспортных средств.
Выпуск товаров – это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
На этапе выпуска товаров и транспортных средств действует принцип, по которому пользование и распоряжение ими осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. Возможность пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, пределы осуществления этих правомочий определяются условиями, ограничениями и требованиями таможенной процедуры.
Таким образом, принципы, связанные с правоотношениями в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, гарантируют стабильность норм и процедур в сфере таможенного дела.
12. Правовые основы регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством, международными договорами и соглашениями.
Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее ТКТС), Федеральным законом № 311 « О таможенном регулировании в Российской федерации», а также рядом других нормативно-правовых актов.
Через таможенную границу товары перемещаются в соответствии с одной из таможенных процедур.
Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами.
По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру.
Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом.
Перемещение товаров через таможенную границу понимается – это ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза
Перемещение через таможенную границу государства - совершение действий по ввозу на таможенную территорию государства или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:
· При ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию государства и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории государства - фактическое пересечение таможенной границы;
· При вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории государства и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории государства на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Товары можно разделить на товары для личного пользования, товары Таможенного Союза (далее ТС) и товары, не имеющие статус товаров ТС.
· Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;
· Товары таможенного союза – находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим законодательством и международными договорами государств-членов таможенного союза.
Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством.
При ввозе на таможенную территорию и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.
13. Оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу.
14. Пассажирская таможенная декларация и порядок ее заполнения физическим лицом.
Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра «Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».
Декларант заполняет декларацию от руки четко и разборчиво или с применением печатающих устройств электронной вычислительной техники, указывая в графах декларации сведения о перемещаемых через таможенную границу товарах и иные сведения.
Один экземпляр основного формуляра декларации и, при заполнении, дополнительного формуляра декларации остаются в делах таможенного органа.
В рамках «въезд», «выезд» декларантом указывается направление перемещения товаров.
В пункте 1 декларации декларант указывает сведения о себе, реквизиты документа, удостоверяющего личность, сведения о наличии либо отсутствии совместно следующих с декларантом лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста.
В подпункте 2.1 пункта 2 декларации декларант указывает о наличии либо отсутствии у него товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже.
В подпункте 2.2 пункта 2 декларации декларант указывает о наличии либо отсутствии у него товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, путем проставления соответствующей отметки в рамках «да», «нет».
В подпункте 2.3 пункта 2 декларации декларант указывает о наличии либо отсутствии у него товаров, доставляемых перевозчиком
В подпункте 3.1 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии либо отсутствии у него наличной валюты государств-членов таможенного союза, иностранной валюты, дорожных чеков, в общей сумме, не превышающей в эквиваленте 10000 долларов США
В подпункте 3.2 пункта 3 декларации декларант уведомляет о перемещении им наличной валюты государств-членов таможенного союза, иностранной валюты, дорожных чеков, в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, и (или) векселя, чеков (банковских чеков).
В случае если указан ответ «да», декларантом заполняется дополнительный формуляр декларации – декларация наличных денег.
В случае перемещения указанных товаров сведения о таких товарах указываются в декларации наличных денег.
В подпункте 3.3 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии перемещаемых им транспортных средств для личного пользования. Дополнительно в данном подпункте указываются сведения о таких транспортных средствах раздельно по каждому транспортному средству.
В подпункте 3.4 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии у него товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения, установленные законодательством таможенного союза.
В подпункте 3.5 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии у него неделимых товаров весом свыше 35 кг и (или) товаров общим весом свыше 50кг и (или) общей таможенной стоимостью свыше 1500 евро.
В пункте 4 декларации декларант указывает следующие сведения о товарах, указанных в подпунктах 3.4, 3.5, товарах, подлежащих таможенному декларированию, и иных товарах по желанию физического лица:
· наименование и отличительные признаки (материал, из которого они изготовлены, цвет, форма, марка, идентификационные номера (при наличии);
· реквизиты документов, подтверждающих соблюдение ограничений;
· вес/количество,
· стоимость товаров (в валюте государства-члена таможенного союза, евро или долларах США).
При заполнении дополнительных листов декларации в правом верхнем углу такого листа декларантом вносится запись «лист № __» и указываются сведения о декларанте перемещаемых товаров (фамилия, имя, отчество, страна его постоянного проживания и документ, удостоверяющий личность такого лица (серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность), заявленные в пункте 1 основного листа.
При заполнении дополнительных листов декларации декларантом в правом верхнем углу лицевой стороны указываетсяколичество дополнительных листов.
Все экземпляры декларации (основные и дополнительные листы) подписываются декларантом либо уполномоченным лицом таможенного представителя и на них проставляется дата заполнения декларации.
15. Порядок, формы и принципы проведения таможенного контроля и постконтроля. Понятие, значение и цели таможенного оформления и таможенного контроля.
Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
Принципы проведения таможенного контроля.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.
В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Проведение таможенного контроля.
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
· товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;
· таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;
· деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
· лиц, пересекающих таможенную границу.
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Таможенный контроль после выпуска товаров.
Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены ТК ТС.
Формы таможенного контроля.
Формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности;
12) таможенная проверка.
Дополнительная информация.
См. работу № 2 в архиве.
16. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля.
Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.
В целях про<