Определение потребности в материальных ресурсах АТП

Объектами материально-технического снабжения комплекс­ного АТП являются подвижной состав, инструменты, гаражное и ремонтное оборудование, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, автомобильные шины запасные части, материалы для ремонта автомобилей, хозяйствен­ное и технологическое топливо, электроэнергия и т.д. Задачами службы материально-технического снабжения являются опреде­ление потребности в материальных и технических ресурсах, изыс­кание возможностей удовлетворения этой потребности, органи­зация получения, хранение и выдача материалов, топлива, обо­рудования, автомобилей и других средств, а также контроль за использованием этих ресурсов.

Правильная организация материально-технического снабже­ния, комплексное и своевременное обеспечение производства материальными ресурсами служат важнейшей предпосылкой для выполнения перевозок, способствуют повышению рентабельности предприятия, снижению расхода материалов, топлива, шин и других материальных фондов, а также ускорению оборачиваемости оборотных средств.

Потребность в материально-технических ресурсах, необходи­мых для эксплуатации, а также ТО и ремонта автомобилей, на АТП определяется исходя из установленных норм расхода ресурсов.

Потребность в топливе для автомобилей определяют по каж­дой их марке на основании линейных норм расхода, которые должны учитывать дорожные, климатические условия и специ­фику перевозок (работа в городе, за городом). Расход топлива на ремонт автомобилей и прочие хозяйственные расходы в состав этих норм не включаются и формируются отдельно.

Нормы расхода топлива разрабатываются в соответствии с методикой определения базовых норм расхода топлива на автомо­бильном транспорте, утверждаются Министерством транспорта и связи РФ и периодически (один раз в два-три года) пересматри­ваются.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

- базовая норма на 100 км пробега автомобиля;

- норма на 100 т-км транспортной работы;

- норма на ездку с грузом.

Базовая норма устанавливается для однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных ус­ловий работы. Норма на транспортную работу зависит от разно­видности двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля. Норма расхода топлива на ездку с грузом учитывает увеличение расхода, связанное с маневриро­ванием в пунктах погрузки-выгрузки.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомо­биля устанавливаются в следующих измерениях:

• для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;

• для автомобилей, работающих на сжиженном газе,— в литрах;

• для автомобилей, работающих на сжатом природном газе,— в кубических метрах (при нормальных условиях);

• для газодизельных автомобилей: сжатого газа — в кубичес­ких метрах, дизельного топлива — в литрах.

Расход топлива при эксплуатации автомобиля зависит от боль­шого числа факторов, главным из которых является его пробег. По этой причине нормативный расход топлива устанавливается на пробег. В то же время на расход топлива влияют техническое состояние автомобиля, категория условий эксплуатации, орга­низация использования, квалификация водителей и др.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других экс­плуатационных факторов производится с помощью ряда попра­вочных коэффициентов увеличения или снижения базовых норм.

Нормы расхода топлива устанавливаются раздельно по авто­мобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному и сжа­тому газу и служат для нормирования расхода этих ресурсов на АТП, планирования их потребления, оценки эффективности использования и расчетов налогообложения.

При работе автомобилей в зимнее время базовые нормы рас­хода топлива увеличиваются: в южных районах страны — на 5%, в северных районах — на 15%, в районах Крайнего Севера — на 20%, в остальных районах страны — на 10%. Увеличение базо­вых норм предусмотрено также при работе автомобилей в черте города, в горных местностях, при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения, для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет, ряде других случаев. При ра­боте автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием базовые нормы уменьшаются.

Потребность в смазочных материалах расчитывается на основе норм, которые устанавливаются для каждой марки и модели автомобилей в литрах на 100 литров расхода топлива, а нормы расхода пластичных смазок – в килограммах на 100 литров расхода топлива. Значения установленных норм расхода масел и смазок уменьшается на 50% для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трёх лет, и увеличиваются до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет.

Основанием для расчёта потребности в шинах являются рекомендации по нормам эксплуатации ресурса шин, разработанные Центром проектирования и внедрения организации труда на автомобильном транспорте (Центроргтрудавтотранс) Министерства транспорта РФ в 1999г. Нормы эксплуатации пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. При этом они устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации автомобилей и должны соответствовать определённым условиям работы автомобильного транспорта.

При расчёте потребности в материалах и запасных частях, необходимых для проведения ТО и ТР подвижного состава, пользуются нормами их расхода, разработанными Центроргтрудавтотрансом согласно отраслевой методике, утверждённой Министерством транспорта РФ. Нормы расхода установлены в натуральном выражении на 1000км пробега по видам технического воздействия (ЕО, ТО-1,ТО-2, ТР).

Нормирование расхода электрической энергии, тепла и воды заключается в установлении плановой меры их потребления. Сравнение фактических затрат с нормативными показателями позволяет оценить эффективность использования этих ресурсов на АТП.

Наши рекомендации