Оценка безопасности движения на пересечениях
Наиболее аварийными участками являются пересечения автомобильных дорог. Степень безопасности движения на пересечении зависит от направления и интенсивности пересекающихся потоков движения, числа точек пересечения, разветвления и слияния потоков – «конфликтных точек», а также расстояния между ними.
На пересечении автомобильных дорог в одном уровне образуется 32 «конфликтные точки»: 16 точек пересечений, 8 точек разветвлений и 8 точек слияния потоков, в которых возможны столкновения автомобилей.
Опасность каждой конфликтной точки оценивают по относительной аварийности – числу ДТП на 10 млн. прошедших автомобилей: gi = Ki(Ni +Mi)(25/Kг)10-7,
где Ki – относительная аварийность конфликтной точки;
Ni , Mi – интенсивность движения пересекающихся в данной конфликтной точке потоков, авт/сут.;
Kг – коэффициент годовой неравномерности движения.
Степень опасности пересечения оценивают показателем безопасности движения Ка, характеризующим количество происшествий на 10 млн. автомобилей, прошедших через пересечение.
где G = ∑gi – число происшествий за 1 год;
N , M – интенсивность на главной и второстепенной дорогах.
В зависимости от значения Ка пересечения в одном уровне по степени опасности классифицируются следующим образом:
Ка | < 3 | 3,1 – 8,0 | 8,1 – 12 | > 12 |
Характеристика пересечения | неопасное | малоопасное | опасное | очень опасное |
Безопасность движения на пересечениях в разных уровнях зависит от интенсивности потоков автомобилей, проходящих через конфликтные точки, число и степень опасности которых определяется схемой развязки («клеверный лист», «неполный клеверный лист», «кольцевое» и т. д.).
Опасность пересечений в разных уровнях оценивается также по приведенному выше уравнению, подставляя для конфликтных точек слияния и разделения потоков значения коэффициентов относительной аварийности, полученные для пересечений в разных уровнях.
Изучение аварийных участков
Обширные данные исследований показывают, что наиболее опасными являются следующие элементы дорог:
- участки, проходящие через населенные пункты (по данным статистики на таких участках возникает 20 – 30% всех ДТП);
- пересечения и примыкания дорог в одном уровне (10 – 20 %);
- участки с низкими сцепными качествами дорожного покрытия (30 – 70 %);
- участки с затяжными и крутыми подъемами и спусками (7 – 25 %);
- участки с кривыми малого радиуса в плане (10%);
- участки с ограниченной видимостью в плане и продольном профиле (15%);
- мосты и путепроводы с недостаточной шириной проезжей части, чаще всего в темное время суток (3%).
Для установления причины происшествия на месте вместе с оперативной бригадой ГАИ выезжают работники службы организации движения и дорожно-эксплуатационной службы. В их обязанности входит:
- выполнение точной привязки места ДТП к ближайшему километровому столбу;
- фиксирование траектории движения автомобиля или пешехода;
- фиксирование дорожных условий – сцепных качеств и ровности дорожного покрытия, размеров элементов плана и продольного профиля, ширины проезжей части и обочин, состояния обочин и их укрепление, условий видимости и т. д.;
- фотографирование места происшествия и составление схемы участка с происшествием.
Оценка потерь от ДТП
Разработана структура потерь народного хозяйства от ДТП. В этой структуре выделяются два основных вида потерь: прямые и косвенные.
Прямые включают:
- потери автотранспортных предприятий, службы эксплуатации дорог и грузоотправителей;
- затраты Госавтоинспекции и юридических органов на расследование происшествий;
- затраты медицинских учреждений на лечение потерпевших;
-затраты предприятий, сотрудники которых стали жертвами ДТП;
- затраты государственных органов соцобеспечения;
- компенсации по страхованию.
Косвенные потери:
- потери народного хозяйства вследствие временного или полного отключения какого-либо члена общества из сферы материального производства;
- нарушение производственных связей и социально-материальные потери.
При вычислении средних потерь от одного происшествия учитывают деление происшествий на отчетные и неотчетные.
Потери от одного неотчетного происшествия
Пн = S1 + П5 + П7,
где S1 – ущерб от одного неотчетного происшествия, связанный с восстановлением транспортных средств, дорожных сооружений и от порчи грузов, у.е.;
П5 – затраты, связанные с потерей времени другими автомобилями на месте происшествия и с уборкой проезжей части дороги после происшествия, у.е.;
П7 – затраты органов ГАИ на разбор и оформление материала, а также на ведение дознания по происшествию, у.е.
Потери народного хозяйства при отчетном происшествии
По = Плn1 + Птn2 + Псмn3 + S1 + П′5 + П′7,
где Пл,Пт, Псм – потери народного хозяйства, приходящиеся на одного человека, получившего соответственно легкие или тяжелые ранения или погибшего при аварии
n1, n2, n3 – коэффициенты, учитывающие среднее количество пострадавших, соответственно с легкими и тяжелыми ранениями, и погибших при одном отчетном происшествии;
П′5и П′7 – то же, что и в предыдущей формуле, но для отчетного происшествия.