Показатели и сроки реализации

Эффективность Программы определяется следующими сводными целевыми показателями к 2025 году:

количество эксплуатируемых электромобилей:

- по оптимистичному сценарию – 32,70 тыс. шт. (в том числе 30,82 тыс. шт. легковых электромобилей и 1,88 тыс. шт. электробусов),

- по пессимистичному сценарию – 9,96 тыс. шт. (в том числе 9,37 тыс. шт. легковых электромобилей и 0,59 тыс. шт. электробусов);

использование электрической энергии для транспортных целей:

- по оптимистичному сценарию – 251,6 млн. кВт·ч,

- по пессимистичному сценарию – 78,0 млн. кВт·ч;

сокращение выбросов экв. СО2:

- по оптимистичному сценарию –169,5 тыс. т экв. СО2,

- по пессимистичному сценарию –52,6 тыс. т экв. СО2.

Подпрограммами предусматриваются следующие целевые показатели в целом по республике:

количество зарядных станций:

- зарядных станций стандарта «Mode 4» – 181 шт.,

- зарядных станций стандарта «Mode 3» – 285 шт.,

- зарядных станций стандарта «Mode 2» – 1 162 шт.

сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов:

- по оптимистичному сценарию – 53,4 тыс. т у. т.,

- по пессимистичному сценарию – 16,6 тыс. т у. т.

Значения сводных целевых показателей Программы, целевых показателей подпрограмм по годам, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя Значение показателя по годам ВСЕГО
Количество электромобилей по оптимистичному сценарию, тыс. штук 0,88 2,38 4,51 7,17 10,35 14,06 18,18 22,73 27,60 32,70 32,70
                       
Количество электромобилей по пессимистичному сценарию, тыс. штук 0,14 0,46 1,00 1,74 2,71 3,87 5,20 6,68 8,27 9,96 9,96
                       
Использование электрической энергии для транспортных целей по оптимистичному сценарию, млн. кВт·ч 7,4 20,0 36,9 57,9 82,4 110,3 141,3 175,5 212,3 251,6 -
                       
Использование электрической энергии для транспортных целей по пессимистичному сценарию, млн. кВт·ч 0,4 1,5 3,3 5,8 9,1 13,1 17,6 22,6 28,0 33,7 -
                       
Сокращение выбросов загрязняющих веществ по оптимистичному сценарию, тыс. т экв. СО2 3,4 9,0 16,7 31,5 44,8 74,4 95,2 118,2 143,0 169,5 -
                       
Сокращение выбросов загрязняющих веществ по пессимистичному сценарию, тыс. т экв. СО2 0,7 2,0 4,0 8,1 12,1 21,0 27,8 35,5 43,8 52,6 -
                       
Количество введенных в эксплуатацию зарядных станций, штук 1 628
                       
Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов по оптимистичному сценарию, тыс. т у.т. 1,6 4,2 7,8 12,3 17,5 23,4 30,0 37,3 45,1 53,4 -
                       
Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов по пессимистичному сценарию, тыс.ту.т. 0,3 1,0 1,9 3,2 4,7 6,6 8,8 11,2 13,8 16,6 -



ГЛАВА 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ПОДПРОГРАММ

Ресурсное обеспечение общего комплекса мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры и стимулированию развития электромобилей на 2016 – 2025 годы базируется на объемах внедряемых зарядных станций и субсидий на приобретение электромобилей, необходимых для выполнения установленных заданий развития электромобилей и их зарядной инфраструктуры.

Необходимое ресурсное обеспечение Программы составляет 242,8 млн. долл. США при развитии по оптимистичному сценарию и 83,6 млн. долл. США – при развитии по пессимистичному сценарию.

Источником финансирования общего комплекса мероприятий являются:

Вариант 1. республиканский бюджет в объеме 228,8 млн. долл. США при реализации по оптимистичному сценарию или 69,6 млн. долл. США при реализации по пессимистичному сценарию, прямые инвестиции, средства инвесторов на условиях государственно-частного партнерства в объеме 14 млн. долларов США;

Вариант 2. собственные средства электроснабжающей организации, изначально заложенные на цели субсидирования в тариф на электроэнергию для зарядки электромобилей в качестве его составляющей в объеме 228,8 млн. долл. США при реализации по оптимистичному сценарию или 69,6 млн. долл. США при реализации по пессимистичному сценарию, прямые инвестиции, средства инвесторов на условиях государственно-частного партнерства в объеме 14 млн. долларов США.

Объемы финансирования Программы по годам представлены в приложениях (Приложение 6).

ГЛАВА 4
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ПОДПРОГРАММ

При реализации Программы и ее подпрограмм возможно возникновение рисков, обусловленных:

несвоевременным вводом в эксплуатацию зарядных станций;

несвоевременным и/или недостаточным привлечением средств инвесторов, в т.ч. в рамках государственно-частного партнерства;

невыполнением запланированных мероприятий, направленных на экономическое стимулирование развития электромобилей;

невыполнением запланированных мероприятий, направленных на нормативно-правовое обеспечение Программы.

Кроме того, влияние на результаты выполнения Программы могут оказать и другие риски, связанные с изменением:

цен (тарифов) на электрическую энергию и моторное топливо;

параметров социально-экономического развития Республики Беларусь;

технологии производства электромобильного транспорта, зарядных устройств и их комплектующих.

Основными мерами по управлению рисками и их минимизации являются мониторинг и контроль за реализацией мероприятий, осуществляемые заказчиками Программы на постоянной основе.

Ежегодно при формировании годового отчета по выполнению мероприятий Программы проводится оценка ее эффективности, по результатам которой вырабатываются при необходимости компенсационные и иные меры реагирования.

В качестве мер по минимизации негативного влияния рисков, возникающих вследствие изменения экономических и финансовых условий, после проведения оценки эффективности реализации Программы предусматривается возможность внесения в нее в установленном порядке соответствующих изменений.

ГЛАВА 5
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности Программы основывается на оценке результатов Программы по достижению планируемого вклада в социально-экономическое развитие и осуществляется ответственным заказчиком ежегодно при формировании годового отчета о ходе выполнения Программы.

Оценка эффективности Программы производится путем сравнения фактически достигнутых (по данным государственных статистических наблюдений) значений сводных целевых и целевых показателей, указанных в таблице 2, характеризующих задачи Программы, с их утвержденными значениями. При этом учитывается степень соответствия фактически освоенных объемов финансирования их запланированному уровню.

Таблица 2

Наименование показателя Единица измерения Обозначение
     
Количество установленных зарядных станций стандарта «Mode 2» штук ЗСMode2
     
Количество установленных зарядных станций стандарта «Mode 3» -”- ЗСMode3
     
Количество установленных зарядных станций стандарта «Mode 4» -”- ЗСMode4
     
Количество легковых электромобилей -”- ЭМлег
     
Количество электробусов -”- ЭМбус
     
Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов за счет использования электромобилей т у.т. ЭМтэр

Примечание. Утвержденные (плановые) значения показателей указаны в таблице 1.

Для оценки степени достижения цели Программы и решения задач подпрограмм определяется степень достижения планового значения каждым сводным целевым и целевым показателем.

Степень достижения планового значения сводного целевого показателя (целевого показателя), желаемой тенденцией которого является увеличение значения (ЗСMode2, ЗСMode3, ЗСMode4, ЭМлег, ЭМбус, ЭМтэр), рассчитывается по формуле

СДпз = ЗПпф / ЗПпп,

где СДпз – степень достижения планового значения сводного целевого показателя (целевого показателя);

ЗПпф – фактически достигнутое на конец отчетного периода значение сводного целевого показателя (целевого показателя);

ЗПпп – плановое значение сводного целевого показателя (целевого показателя).

Степень достижения цели Программы и решения задач подпрограмм рассчитывается по формуле

Показатели и сроки реализации - student2.ru

где CP – степень решения задач Программы;

N – количество сводных целевых и целевых показателей.

Если значение СР больше 1, то при расчете эффективности реализации Программы оно принимается равным 1.

Эффективность реализации Программы оценивается по формуле

Показатели и сроки реализации - student2.ru ,

где ЭР – эффективность реализации Программы;

Фф – объем фактически освоенных средств на реализацию Программы в отчетном году;

Фп – объем запланированных средств на реализацию Программы в отчетном году.

Эффективность реализации Программы признается высокой, если значение ЭР составляет не менее 0,9, средней – если значение ЭР составляет не менее 0,8, удовлетворительной – если значение ЭР составляет не менее 0,67.

В остальных случаях эффективность реализации Программы признается неудовлетворительной.

За неудовлетворительную эффективность реализации Программы, невыполнение целевых показателей, а также неэффективное использование средств ответственный заказчик и заказчики в пределах своей компетенции применяют меры ответственности к исполнителям мероприятий.

ГЛАВА 6
МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ответственный заказчик Программы подготавливает совместно с заказчиками и представляет годовой отчет о ходе выполнения и об оценке эффективности Программы и ее подпрограмм:

ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, – в облисполкомы, Минский горисполком, Минтранс, концерн «Белнефтехим», Минпром;

ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, – в Совет Министров Республики Беларусь.

Ответственный заказчик Программы:

координирует деятельность заказчиков и исполнителей мероприятий Программы и ее подпрограмм;

осуществляет мониторинг за реализацией Программы и ежеквартально информирует Совет Министров Республики Беларусь о ходе ее выполнения и выполнения подпрограмм;

вносит предложения об уточнении объемов инвестиций и источников финансирования;

разрабатывает (при необходимости) и в установленном порядке вносит предложения по корректировке Программы.

Министерство транспорта и коммуникаций:

осуществляет мониторинг развития рынка электромобилей;

определяет прогнозные показатели продаж электромобилей на последующие годы;

контролирует целевое использование финансовых средств на субсидирование приобретения электромобилей.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляют ответственный заказчик и заказчики.

Ответственность за невыполнение Программы, нецелевое использование финансовых средств, выделенных на ее реализацию, несут заказчики и исполнители Программы в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 7
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ГОСЕДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Облисполкомы и Минский горисполком:

ежегодно до 1-го марта года, следующего за отчетным, информируют Совет Министров Республики Беларусь о ходе реализации Программы;

осуществляют подготовку предложений на каждый год по объемам инвестиций в развитие инфраструктуры зарядной сети и источникам ее финансирования;

контролируют целевое использование финансовых средств на развитие зарядной инфраструктуры;

осуществляют контроль за обеспечением запланированного количества парковочных мест для электромобилей.

Министерство транспорта и коммуникаций:

осуществляет мониторинг развития рынка электромобилей;

определяет прогнозные показатели продаж электромобилей на последующие годы;

Министерство финансов:

при формировании проекта бюджета на последующие финансовые годы предусматривает выделение в установленном порядке необходимых средств для выполнения мероприятий Программы, включая субсидирование приобретения электромобилей при реализации финансирования Программы по варианту 1;

контролирует целевое использование финансовых средств на субсидирование приобретения электромобилей.

Перечень мероприятий, направленных на реализацию Программы, с указанием исполнителей и сроков, представлен в приложениях (Приложение 7, Приложение 8).

РАЗДЕЛ 2
ПОДПРОГРАММА 1. «РАЗВИТИЕ СЕТИ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ»

ГЛАВА 8
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЕТИ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ

Отсутствие зарядной инфраструктуры является одним из наиболее значимых факторов, сдерживающих рост использования электромобилей в республике.

По состоянию на 01.01.2016 в республике было установлено 7 коммерческих зарядных станций, в т.ч. 3 скоростные. Помимо этого, доступна информация о 7 зарядных станциях, находящихся в личной собственности граждан.

Развитие сети зарядных станций предполагается с учетом предполагаемого роста количества электромобилей и мест их концентрации с учетом международного стандарта IEC 62196, который определяет виды используемых разъемов и режимы зарядки.

Допустимые режимы зарядки в соответствии со стандартом IEC 62196:

Mode 1 – зарядка переменным током от бытовой сети;

Mode 2 – зарядка переменным током от бытовой сети с использованием системы защиты внутри кабеля;

Mode 3 – одно- или трехфазная зарядка переменным током с использованием специального разъема, в котором реализована система защиты и контроля за ходом зарядки электромобиля.

Mode 4 – быстрая зарядка постоянным током.

Стандарт «Mode 4»

Установка зарядных станций стандарта «Mode 4» предполагается вдоль шоссе с интенсивным автомобильным движением и во всех населённых пунктах с числом жителей более 100 тысяч человек. Данная сеть включает 31 АЗС, расположенных не далее, чем в 75 километрах друг от друга. Внедрение зарядных станций разбито на 5 очередей в период с 2016 по 2020 гг. Предполагаемая карта и перечень размещения пунктов зарядки электромобилей стандарта «Mode 4» представлены в Приложениях (Приложение 9 и Приложение 10). Введение стандарта, предписывающего оборудование всех АЗС зарядными станциями для транспортных средств с электродвигателем увеличит количество зарядных станций «Mode 4» до 978 шт. В 2025 году количество АЗС, оснащенных зарядными станциями, составит 181 шт. (Приложение 12).

Стандарт «Mode 3»

Такой тип зарядных станций для электромобилей должен появиться возле торговых центров, железнодорожных вокзалов и в зонах платной и бесплатной парковки. Для первой очереди установки требуется небольшое количество зарядных станций. Установка 41 станций, расположенных в центральных районах города, успешно закроет ожидаемый спрос Республики Беларусь. Перечень зарядных станций в общественных местах представлен в приложениях (Приложение 11). В перспективе роста числа электромобилей количество зарядных станций в общественных местах вырастет до 285 (Таблица 1).

Стандарт «Mode 2»

Предполагается установка такого типа зарядных станций в спальных районах для возможности зарядки автомобилей в ночное время. Для жилых зданий рекомендуется ввести требование обязательного выделения не менее 3% парковочных мест для электромобилей. На всех местах должна быть предусмотрена возможность подключения электрозарядных станций, установка которых будет осуществляться по мере развития спроса.

Сведения о вводе зарядных станций стандарта «Mode 2» представлены в разделе 2.3 (Таблица 1).

ГЛАВА 9
ЗАДАЧА И ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ 1

Задачей подпрограммы 1 является развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей посредством установки зарядных станций в местах наибольшего потенциального спроса.

Целевым показателем выполнения подпрограммы 1 устанавливается количество зарядных станций, введённых в эксплуатацию к 2025 году -– 1 628 штук, в т.ч.:

стандарта «Mode 4» – 181 шт.,

стандарта «Mode 3» – 285 шт.,

стандарта «Mode 2» – 1 162 шт.

Ежегодные объемы ввода зарядных станций в эксплуатацию представлены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование показателя Значение показателя по годам ВСЕГО
Количество введенных в эксплуатацию зарядных станций, штук 1 628
                       
в том числе:                      
                       
стандарт «Mode 2 1 162
                       
стандарт «Mode 3
                       
стандарт «Mode 4
                       

По итогам года при необходимости возможна корректировка количества вводимых в эксплуатацию зарядных станций на очередной год с учетом достигнутых результатов в пределах установленного на период до 2025 года задания.

Конкретные места размещения пунктов зарядки электромобилей стандарта «Mode 4», обеспечивающих возможность транзитного проезда электромобилей по магистральным автомобильным дорогам, с указанием очереди и года внедрения; а так же места размещения пунктов зарядки электромобилей стандарта «Mode 3»указаны в Приложениях (Приложение 9,Приложение 10, Приложение 11 соответственно).

ГЛАВА 10
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ 1

Требуемый объем финансирования развития сети зарядных станций составляет 14,0 млн. долл. США до 2025 года, в т.ч. затраты на развитие зарядных станций стандарта «Mode 2» (1 162 шт.) - 3,9 млн. долл. США, «Mode 3» (285 шт.) – 2,0 млн. долл. США, «Mode 4» 181 шт.) – 8,1 млн. долл. США.

Объем финансирования определен исходя из усредненной стоимости установки зарядной станции «под ключ» в размере:

зарядная станция стандарта «Mode 2» – 2,6 тыс. долл. США;

зарядная станция стандарта «Mode 3» – 6,1 тыс. долл. США;

зарядная станция стандарта «Mode 4» – 40 тыс. долл. США.

При наличии коммерческих предложений по установки зарядных станций за меньшую стоимость требуемый объем финансирования должен быть пересмотрен.

Источник финансирования развития сети зарядных станций –прямые инвестиции, средства инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.

ГЛАВА 11
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РИСКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ 1

При реализации подпрограммы 1 возможно возникновение рисков, обусловленных:

несвоевременным вводом в эксплуатацию зарядных станций;

несвоевременным и/или недостаточным привлечением средств инвесторов, в т.ч. в рамках государственно-частного партнерства;

невыполнением запланированных мероприятий, направленных на нормативно-правовое обеспечение Программы.

Кроме того, влияние на результаты выполнения подпрограммы 1 могут оказать и другие риски, связанные с изменением:

цен (тарифов) на электрическую энергию и моторное топливо;

параметров социально-экономического развития Республики Беларусь;

технологии производства электромобильного транспорта, зарядных устройств и их комплектующих.

Основными мерами по управлению рисками и их минимизации являются мониторинг и контроль за реализацией мероприятий подпрограммы 1, осуществляемые заказчиками Программы на постоянной основе.

Ежегодно при формировании годового отчета по выполнению мероприятий подпрограммы 1 Программы проводится оценка ее эффективности, по результатам которой вырабатываются при необходимости компенсационные и иные меры реагирования.

В качестве мер по минимизации негативного влияния рисков, возникающих вследствие изменения экономических и финансовых условий, после проведения оценки эффективности реализации подпрограммы 1 Программы предусматривается возможность внесения в нее в установленном порядке соответствующих изменений.

ГЛАВА 12
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ 1

Оценка эффективности подпрограммы 1 проводится ответственным заказчиком ежегодно при формировании годового отчета о ходе выполнения Программы.

Порядок оценки эффективности подпрограммы 1 основывается на сравнении фактически достигнутых значений показателей развития зарядной инфраструктуры (по данным государственных статистических наблюдений) с их плановыми значениями, указанными в таблице 3 (ГЛАВА 9) Программы.

Степень решения задачи подпрограммы 1 рассчитывается по формуле

СPп/п = ЗСп/пф/ ЗСп/пп,

где СPп/п – степень достижения планового значения развития зарядной инфраструктуры;

ЗСп/пф– фактическое количество зарядных станций,введенных в эксплуатацию на конец отчетного периода;

ЗСп/пп– плановое количество зарядных станций.

Эффективность реализации подпрограммы 1 оценивается как высокая, если значение СPп/п составляет не менее 0,9, как средняя – если значение СPп/п составляет не менее 0,8, как удовлетворительная – если значение СPп/п составляет не менее 0,67.

В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы 1 признается неудовлетворительной.

РАЗДЕЛ 3
ПОДПРОГРАММА 2. «СТИМУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕХАНИЗМАМИ»

ГЛАВА 13
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕХАНИЗМАМИ

Общие положения

Одним из двух основных факторов, сдерживающих широкое распространение электромобилей, является их цена, которая значительно превышает цену аналогичных по классу автомобилей с ДВС. Вторым сдерживающим фактором является отсутствие инфраструктуры зарядных станций для электромобилей.

С другой стороны, при нынешнем соотношении стоимости электроэнергии для физических лиц и традиционного моторного топлива, затраты на зарядку электромобилей ниже, чем автомобилей с ДВС.

Без внедрения государственной экономической политики, направленной на поддержку владельцев и собственников электромобилей, распространение электромобильного транспорта будет происходить низкими темпами.

Основными механизмами стимулирования использования электромобилей в Республике Беларусь являются:

льготное кредитование,

государственная субсидия,

отмена таможенных пошлин,

отмена утилизационных сборов,

снижение транспортного сбора,

льготные тарифы на электроэнергию.

Льготное кредитование

Предоставление автокредита на льготных условиях является одним из инструментов стимулирования спроса на электромобили.

Автокредит – кредит для физических лиц на покупку транспортного средства (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса и других видов личного транспорта) с одновременным его использованием в качестве залога.

С целью создания максимально выгодных условий для кредитополучателей установить ставку льготного кредита на приобретение электромобилей в размере ставки рефинансирования плюс 1%, что в настоящее время составляет 26%. Привязка ставки льготного кредита к ставке рефинансирования позволит избежать потерь денежных средств банками в случае изменения ставки рефинансирования.

Льготное кредитование на покупку электромобилей осуществлять на следующих условиях:

- льготный кредит выдается на импортные электромобили только до начала серийного производства отечественных, после этого для кредитования доступны только отечественные электромобили;

- приобретаемый электромобиль является залогом кредита, при этом он остается у залогодателя в его владении и пользовании;

- ставка кредита – в размере ставки рефинансирования плюс 1% (26%);

- начисление процентов за пользование кредитом на сумму текущего остатка долга, исходя из фактического количества дней пользования;

- полное отсутствие ограничений и штрафных санкций на досрочное, как частичное, так и полное погашение;

- полное отсутствие дополнительных комиссий, связанных с получением и обслуживанием кредитного долга;

- отсутствие требований иных видов страхования заемщика, например, страхования жизни и здоровья заемщика;

- масса электромобиля не более 2,0 тонн;

- сроки выплаты кредита составляют не менее 3-х лет;

- предоплата составляет не менее 30% от стоимости электромобиля;

- после начала серийного производства отечественных электромобилей кредит доступен только для новых транспортных средств, которые не находились на регистрационном учете в соответствии с законодательством Беларуси и не распространяется на электромобили, бывшие в употреблении.

Государственная субсидия

Субсидирование является эффективным механизмом популяризации электромобилей. В странах Евросоюза субсидии достигают 5 тысяч евро и более независимо от страны-производителя электромобиля.

Размер субсидии, обеспечивающий экономическую привлекательность приобретения электромобиля классов 1 и 2, составляет 7000$. Такой размер субсидии предоставляется на все приобретаемые электромобили, независимо от их класса, года выпуска и страны-изготовителя.

Отмена таможенных пошлин

Наиболее эффективным механизмом экономического стимулирования использования электромобилей представляется отмена таможенных пошлин.

Согласно Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам при ввозе товаров для личного пользования относятся:

ввозная таможенная пошлина;

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

таможенный сбор.

Для физических лиц ввозная пошлина на электромобиль не старше трех лет составляет 48% (если стоимость транспортного средства превышает 8500 евро в эквиваленте), либо 54% (если стоимость транспортного средства не превышает 8500 евро в эквиваленте) таможенной стоимости, на более старые электромобили – необходимо оплатить налог на добавленную стоимость (20% таможенной стоимости), утильсбор, таможенные сборы.

Для юридических лиц ввозная пошлина, на сегодняшний день равна 20% таможенной стоимости электромобиля. Также необходимо уплатить 20% НДС, утилизационный сбор, таможенные сборы.

Ставки акциза принимаются по Приложению 1 к Налоговому кодексу РБ и установлены в зависимости от мощности двигателя.

Ставка таможенного сбора за совершение таможенных операций в отношении транспортных средств для личного пользования регламентирована указом Президента от 17.12.2015 № 496 и составляет 50 евро.

Учитывая, что в настоящее время в Беларуси электромобили не производятся, то действующие таможенные платежи, достигающие половины стоимости транспортного средства, являются заградительным барьером для распространения электромобилей в нашей стране.

На ввозимые в Беларусь электромобили до момента появления их отечественного серийного производства обнуляются следующие таможенные платежи:

ввозная таможенная пошлина;

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

таможенный сбор.

Наши рекомендации