Регулятор давления задних тормозов

Снятие и установка. Отсоедините рычаг 23 (рис. 6-21) от тяги 16, а затем обойму 18 от кузовного кронштейна.

Регулятор давления задних тормозов - student2.ru

Рис. 6-21. Детали привода регулятора давления:

1 – регулятор давления; 2 – пружина рычага; 3 – ось рычага привода регулятора; 4 – рычаг поршня привода регулятора давления; 5 – пружинная шайба; 6 – гайка; 7 – регулировочный болт;

8 – рычаг привода регулятора давления; 9 –опорная пластина рычага; 10 – болт с пружинной шайбой; 11 – гайка болта 15; 12,14 – пластмассовая втулка; 13 – распорная втулка; 15 – болт крепления тяги; 16 – тяга соединения рычага привода регулятора давления с кронштейном заднего моста; 17 – балка заднего моста; 18 – обойма опорной втулки; 19 – гайка; 20 – пружинная шайба; 21 – болт крепления обоймы к кронштейну; 22 – опорная втулка рычага привода; 23 – рычаг привода регулятора давления.

Отсоедините от кузова детали подвески глушителей и отведите трубопровод с глушителями в сторону.

Отвернув болты крепления регулятора к кронштейну и кронштейна к кузову, снимите кронштейн регулятора, а затем, опустив регулятор вниз, отсоедините от него трубопроводы.

Снимите регулятор и отсоедините от него рычаг привода. Заглушите входные и выходные отверстия регулятора давления и трубопроводов.

Установку регулятора давления проводите в последовательности, обратной снятию. Перед установкой тяги 5 (рис. 6-5) проверить правильность регулировки привода регулятора и, при необходимости, её выполните, как это описано в разделе «Регулировка привода регулятора давления».

Прокачайте тормоза для удаления воздуха из привода задних тормозов.

Регулятор давления регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

Регулятор давления задних тормозов - student2.ru

Рис. 6-22. Регулятор давления задних тормозов в нерабочем положении:

1 – корпус регулятора давления; 2 – поршень; 3 – защитный колпачок; 4, 8 – стопорные кольца;

5 – втулка поршня; 6 – пружина поршня; 7 – втулка корпуса; 9, 22 – опорные шайбы; 10 – уплотнительные кольца толкателя; 11 – опорная тарелка; 12 – пружина втулки толкателя; 13 – кольцо уплотнительное седла клапана; 14 – седло клапана; 15 – уплотнительная прокладка; 16 – пробка; 17 – пружина клапана; 18 – клапан; 19 – втулка толкателя; 20 – толкатель; 21 – уплотнитель головки поршня; 23 – уплотнитель штока поршня; 24 – заглушка; А, D – камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов;

К, М, Н – зазоры.

В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рис. 6-22) соединяются с главным цилиндром, В – с левым, а С – с правым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 (см. рис. 6-22) поджат рычагом 6 (см. рис. 6-5) через пружину 5 к толкателю 20 (см. рис. 6-22), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В, сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 6 (см. рис. 6-5) нагружается больше и усилие от рычага 2 на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 6-22) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

При отказе контура тормозов «левый передний – правый задний тормоза», уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов «правый передний – левый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14 рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Стояночный тормоз

Снятие и установка. Установите рычаг привода стояночного тормоза в крайнее нижнее положение, отсоедините концы тросов от рычагов привода тормозных колодок (см. «Задние тормоза»).

Ослабив контргайку 5 (см. рис. 6-4) и регулировочную гайку 6, снимите оттяжную пружину 9 (рис. 6-23), затем полностью отверните контргайку и гайку.

Регулятор давления задних тормозов - student2.ru

Рис. 6-23. Детали привода стояночного тормоза:

1 – рычаг привода стояночного тормоза; 2 – кнопка; 3 – пружина тяги; 4 – тяга защелки; 5 – чехол; 6 – передний трос; 7 – направляющая заднего троса; 8 – распорная втулка; 9 – оттяжная пружина; 10 – распорная планка; 11 – рычаг ручного привода колодок; 12 – задний трос

Извлеките передние наконечники заднего троса из кронштейнов пола кузова, а оболочку троса из кронштейнов балки заднего моста, и снимите задний трос 12.

Снимите рычаг в сборе и передний трос.

Извлеките шплинт и снимите упорную шайбу, отсоедините передний трос от рычага привода стояночного тормоза.

Устанавливайте стояночный тормоз в последовательности, обратной снятию, с последующей его регулировкой (см. «Регулировка стояночного тормоза»). При установке смажьте консистентной смазкой Литол-24 или ЛСЦ-15 направляющую заднего троса, ось рычага стояночного тормоза и наконечник переднего троса.

Проверка и ремонт. Тщательно проверьте состояние деталей стояночного тормоза.

Если обнаружен обрыв или перетирание проволок, трос замените новым.

Удостоверьтесь, что зубья сектора и защелки рукоятки не повреждены; изношенные детали замените.

Проверьте исправность пружины. Она должна обеспечивать возврат рычага в нерабочее положение.

Проверьте состояние оболочки заднего троса и крепление наконечников на оболочке, а также убедитесь, что трос свободно перемещается внутри оболочки. При повреждении оболочки и ослаблении крепления наконечников замените трос.

Раздел 7. Электрооборудование

Провода и предохранители

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме – отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом автомобиля, который выполняет функцию второго провода. Схема электрооборудования автомобиля (кроме узлов системы управления двигателем) представлена на рис. 7-1.

Большинство изделий электрооборудования работает при включенном выключателе зажигания. Независимо от выключателя зажигания работают: контрольная лампа включения автомобильной противоугонной системы, блокировка замков дверей, сигнализация дальним светом фар, сигналы торможения, наружное освещение, плафоны освещения салона и индивидуальной подсветки, аварийная сигнализация, звуковой сигнал и подкапотная лампа.

Большинство цепей питания электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями. Не защищены предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи пуска двигателя, генератора.

Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, выясните причину его сгорания и устраните ее. При поисках неисправности рекомендуется просмотреть указанные в табл. 7-1 цепи, которые защищает данный предохранитель.

В табл. 7-1 дано назначение каждого предохранителя, но на конкретной модели автомобиля могут отсутствовать некоторые цепи (или устройства), указанные в таблице.

На всех схемах, приведенных в разделе «Электрооборудование» цвет проводов обозначается буквами, причем первая буква – это цвет самого провода, а вторая – цвет полоски на проводе (табл. 7-2).

Регулятор давления задних тормозов - student2.ru

Рис. 7-1. Схема электрооборудования автомобилей «Шевроле-Нива»:

1 – правая блок-фара; 2 – правая противотуманная фара; 3 – звуковой сигнал; 4 – лампа подкапотная; 5 – выключатель подкапотной лампы; 6 – стартер; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – генератор; 9 – датчик температуры воздуха; 10 – левая противотуманная фара; 11 – левая блок-фара; 12 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери (пассажир);

13 – моторедукторы электростеклоподъемников; 14 – выключатели в стойках дверей; 15 – моторедукторы блокировки замков дверей; 16 – колодка подключения к правой передней колонке;

17 – электродвигатель отопителя; 18 – датчик скорости; 19 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 20 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 21 – выключатель в стойке двери водителя; 22 – моторедуктор блокировки замка двери водителя; 23 – датчик уровня тормозной жидкости; 24 – колодка подключения к левой передней колонке; 25 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери (водитель); 26 – переключатель электростеклоподъемника левой передней двери; 27 – монтажный блок; 28 – реле включения электростеклоподъемников; 29 – реле включения звукового сигнала; 30 – колодка диагностики; 31 – блок управления системы блокировки замков дверей; 32 – реле включения противотуманных фар; 33 – колодка подключения к жгуту проводов системы впрыска; 34 – комбинация приборов; 35 – правый боковой указатель поворота; 36 – лампа освещения вещевого ящика; 37 – выключатель лампы освещения вещевого ящика; 38 – выключатель зажигания; 39 – выключатель стоп-сигнала; 40 – выключатель лампы света заднего хода; 41 – блок контрольных ламп; 42 – регулятор коррекции света фар;

43 – регулятор освещения приборов; 44 – подрулевой переключатель; 45 – левый боковой указатель поворота; 46 – переключатель электродвигателя отопителя; 47 – дополнительный резистор; 48 – выключатель задних противотуманных огней; 49 – выключатель противотуманных фар;

50 – выключатель обогрева заднего стекла; 51 – переключатель наружного освещения; 52 – выключатель аварийной сигнализации; 53 – колодка подключения к правой задней колонке;

54 – электробензонасос с датчиком уровня топлива; 55 – лампы подсветки рычагов управления отопителем; 56 – датчик включения дифференциала; 57 – датчик включения ручного тормоза;

58 – прикуриватель; 59 –иммобилизатор; 60 – плафон освещения салона; 61 – плафон индивидуального освещения салона; 62 – колодка подключения к радиоаппарату; 63 – колодка подключения к левой задней колонке; 64 – правый задний фонарь; 65 – фонарь освещения багажника;

66 – фонари освещения номерного знака; 67 – электродвигатель омывателя заднего стекла;

68 – электродвигатель очистителя заднего стекла; 69 – элемент обогрева заднего стекла;

70 – дополнительный сигнал торможения; 71 – левый задний фонарь.

На данной схеме не показаны точки соединения и колодки жгутов проводов. Наряду с буквенным обозначением цвета проводов применяется обозначение номера элемента схемы, к которому направляется данный провод, например "-6-". Условные обозначения "-S-" и "-G-" означают, что элемент имеет соединение с несколькими элементами схемы или с точкой заземления соответственно. Для монтажного блока вместо его численного обозначения указывается номер колодки, например "-Х1-". В некоторых случаях кроме обозначения номера элемента приводится через косую дробь и номер контакта, например "-44/49aR-".

Таблица 7-1

Наши рекомендации