Цилиндрических прямозубых передач

Основным критерием работоспособности закрытых зубчатых передач является контактная прочность поверхностей зубьев.

Наибольшее контактное напряжение в зоне зацепления определяют по формуле Герца:

Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru , (17.12)

где Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru -приведенный модуль упругости; Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru -приведенный радиус кривизны;mПуассона;q-нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии зуба, длина которой для прямозубых передач равна ширине венца колеса Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru .

Формула для проверочного расчета:

Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru , (17.13)

где Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru -коэффициент, учитывающий форму сопряжения поверхности (при Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru ); Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru -коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес (для стальных колес Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru Па); Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru -коэффициент, учитывающий влияние коэффициента торцевого перекрытия Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru (для прямозубой передачи Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru ).

Коэффициент распределения нагрузки между зубьями для прямозубой передачи Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru .

С учетом этих значений коэффициентов получим формулу проверочного расчета цилиндрических прямозубых стальных передач:

Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru . (17.14)

Произведем в (17.14) следующие замены: Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru ; Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru ; Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru и получим

Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru . (17.15)

Окончательно формула проектного расчета для закрытых цилиндрических прямозубых стальных передач:

Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru (17.16)

где Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru -межосевое расстояние, м; Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru -вращающий момент на валу, Н×м; Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru -допускаемое контактное напряжение для менее прочного из материалов пары зубчатых колес, Па; Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru - коэффициент ширины венца колеса.

11. Червячные передачи. Общие сведения. Материалы и конструкции червяков и червячных колёс. Скольжение в зацеплении. Тепловой расчёт.

Червячные передачи: общие сведения, достоинства и недостатки.

Червячные передачи – это передачи зацеплением с непосредственным контактом витков червяка и зубьев червячного колеса (рис. 12.1). Червяк 1 – это винт с трапецеидальной или близкой к ней по форме резьбой. Червячное колесо является косозубым зубчатым колесо с зубьями особой дуговой формы. Такая форма зубьев обеспечивает увеличение их длины и прочности зубьев на изгиб.
 

Червячные передачи применяют при необходимости передачи движения между перекрещивающимися (как правило взаимно перпендикулярными) валами. При вращении червяка его витки плавно входят в зацепление с зубьями колеса и приводят его во вращение. Передачи используют в станках, автомобилях, подъемно-транспортных и других машинах.

12.2. Достоинства и недостатки червячных передач

Достоинства:

    1. возможность получения большого передаточного числа в одной ступени;
    2. плавность и малошумность работы;
    3. повышенная кинематическая точность.

Недостатки:



    1. низкий КПД;
    2. необходимость изготовления зубьев колеса из дорогих антифрикционных материалов;
    3. повышенные требования к точности сборки, необходимость регулировки;
    4. необходимость специальных мер по интенсификации теплоотвода.

21. Кинематические и силовые соотношения архимедовых червячных передач.

В цилиндрических червячных передачах с архимедовыми червяками осевой шаг нарезки червяка р и шаг зубьев червячного колеса равны между собой (рис. 5):

Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru

Расстояние, измеренное между одноименными поверхностями двух соседних гребней нарезки червяка, называют расчетным шагом нарезки червяка.

Многозаходные червяки характеризуются еще и ходом рz ,причем рz = рz1 ,

где z1 - число витков червяка; т - расчетный модуль.

Расстояние, измеренное между одноименными поверхностями двух соседних гребней, принадлежащих общей винтовой линии нарезки червяка, называют ходом витка червяка.

В осевом сечении витки червяка представляют собой рейку. За один оборот червяк смещает колесо на величину хода нарезки рz. Окружная скорость на начальной (делительной) окружности червячного колеса равна линейной скорости v1 движения витков червяка в осевом направлении. Поэтому за каждый оборот червяка червячное колесо поворачивается на число зубьев, равное числу витков червяка, т.е. v1 = п1𝜋тz1 и v2 = п2𝜋тz2 . При v1=v2получаем n1 z1=n2 z2 или ω1 z12 z2.

Тогда передаточное число червячной передачи

Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru

где n1 – частота вращения червяка (об/мин),

n2 – частота вращения червячного колеса (об/мин),

z2 - число зубьев колеса червячной передачи,

z1 - число заходов червяка,

ω1 – угловая скорость червяка (рад/с),

ω2 – угловая скорость червячного колеса (рад/с).

Таким образом, передаточное число червячной передачи равно отношению числа зубьев червячного колеса к числу заходов червяка, т.е. за каждый оборот червяка колесо поворачивается на число зубьев, рав­ное числу заходов червяка. Таким образом, передаточное число не зависит от соотношения диаметров.

22. Критерии работоспособности и особенности расчета червячных передач.

В червячной передаче имеет место молекулярно-механическое изнашивание. При больших контактных напряжениях или удельных давлениях происходит разрушение защитных плёнок и пластическое деформирование, в результате силы молекулярного сцепления приводят к схватыванию. Процесс возникновения и развития повреждений поверхностей трения вследствие схватывания в технике называется заеданием. Ускоренное повышение температуры во время схватывания прямо пропорционально скорости скольжения, коэффициенту трения, контактному напряжению, а также обратно пропорционально суммарной скорости контактирующих точек относительно зоны контакта и приведённому радиусу кривизны.

Работоспособность червячной передачи ограничивается:

1) стойкостью рабочих поверхностей зубьев;

2) изгибной прочностью зубьев;

3) предельной допустимой температурой масла или корпуса;

4) прочностью и жесткостью червяка.

В червячной паре менее прочным элементом является зуб колеса, для которого возможны все виды разрушений и повреждений, встречающиеся в зубчатых передачах.

Виды разрушений зубьев:

- заедание; особо опасно при колесах из твердых безоловянистых бронз и чугуна. Слабой формой заедания является намазывание витков червяка бронзой (сечение зуба постепенно уменьшается, но передача продолжает работать еще длительное время), а опасной формой – задир контактирующихся поверхностей в виде борозд параллельно скорости скольжения с последующим катастрофическим изнашиванием и повреждением зубьев колеса частицами, приварившимися к виткам червяка. Этот вид разрушения зубьев встречается наиболее часто в передачах с колесами из безоловянных бронз (алюминиевых) и серых чугунов. Для предупреждения заедания рекомендуют тщательно обрабатывать поверхности витков и зубьев, применять материалы с высокими антифрикционными свойствами, применять масла с противоизносными и противозадирными присадками (И-Г-С-220, И-Т-С-320, И-Т-Д-100).

- усталостное выкрашивание; в передачах с колесами из оловянных бронз (мягкие материалы) наиболее опасно усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев колеса.

- изнашивание зубьев; происходит по той же причине, что и заедание, а также при ухудшении условий смазывания (загрязнении смазочного материала), точности монтажа, длительной работе с частыми пусками и остановками пе­редачи, а также от значений контактных напряжений;

- изломы зубьев колеса; наблюдаются после их изнашивания, чаще при наличии динамических нагрузок.

Наиболее часто наблюдается изнашивание и заедание, однако, достоверных методов расчета этих явлений до сих пор нет, поэтому расчеты производят на усталостное выкрашивание и изломы зубьев колеса по напряжениям изгиба и контактным напряжениям.

К эксплутационным требованиям червячной пары можно отнести: показатели надёжности, износостойкости, сопротивление усталости, контактную жёсткость, виброустойчивость, коррозионную стойкость и прочность сцепления покрытий. Например, хромирование витков червяка существенно повышает стойкость к заеданию и износу червячной пары. В этих кинематических парах отношение скорости скольжения к суммарной скорости больше единицы, поэтому наилучшие результаты достигаются сочетанием высокотвёрдой поверхности витка с антифрикционным венцом колеса. Обеспечение этих свойств и качеств технологическими методами связано с показателями геометрического и физико-термического характера. Качество деталей по прочности размеров, шероховатость и микронеровность соприкасающихся поверхностей влияют на износостойкость. Например, важно среднее арифметическое отклонение профиля, средний шаг неровностей профиля по средней линии, относительная опорная длина профиля. Поверхностный слой любой детали отличается от основного материала и представляет собой своеобразный композит. Поверхностной твёрдости добиваются созданием защитных оксидных плёнок, легированием, ионной имплантацией.

Одной из причин повышенного изнашивания зубьев червячного колеса (и заедания) является скольжение витков червяка по зубьям червячного колеса при отсутствии разделяющей их масляной пленки. В червячной передаче, в отличие от зубчатой, окружные скорости витков червяка v1 и зубьев червячного колеса v2 (рис. 7) различны как по величине, так и по направлению. Витки червяка при его вращении получают скорость v1, направленную по касательной к его начальной окружности, а зубья червячного колеса движутся совместно с винтовой линией параллельно оси червяка со скоростью v2. За один оборот червяка червячное колесо повернется на угол, охватывающий число зубьев колеса, равное числу заходов червяка.

Скорость скольжения Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru направлена по касательной к винтовой линии делительного диаметра червяка d1и определяется из параллелограмма скоростей (см. рис. 7):

Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru

где v1=0,5ω1d110-3 и v2 = 0,5ω2d210-3 — окружные скорости червяка и колеса, м/с; d1 - делительные диаметры червяка, мм; Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru - угло­вая скорость червяка, рад/с; γ - угол подъема витка червяка на делительном цилиндре.

Таким образом, скорость скольжения витков червяка по зубьям червячного колеса Цилиндрических прямозубых передач - student2.ru является наибольшей по сравнению с тангенциальными скоростями движения витков червяка v1 и зубьев червячного колеса v2. В этом состоит коренное отличие червячной передачи от зубчатой, у которой скорость скольжения значительно меньше окружной скорости.

При работе передачи контактные линии перемещаются относительно витков червяка и зубьев колеса. Угол наклона контактных линий к вектору скорости скольжения имеет большое значение для работоспособности червячной передачи, т.к. от этого угла зависит характер трения. Если угол наклона контактных линий к вектору скорости скольжения мал, то условия для гидродинамической смазки неблагоприятны, т.к. слой смазочного материала течет вдоль линий контакта и масляный клин не способен создать подъемную силу, чтобы предотвратить соприкосновение трущихся поверхностей, следовательно, в этом случае будет полужидкостное трение.

Если скорость скольжения направлена поперек линии контакта, то возникает режим жидкостного трения. Это реализуется у глобоидных передач. Поэтому их нагрузочная способность в 1,5 раза выше, чем цилиндрических передач с червяками, витки которых очерчены линейными поверхностями. Близкими к глобоидным по нагрузочной способности являются червячные цилиндрические передачи с вогнутым профилем витков червяка.

Большая скорость скольжения и трение служат причиной низкого к.п.д. червячных передач, их повышенного износа и склонности к заеданию.

Искусственное охлаждение осуществляют следующими спосо­бами:

1. Обдувают корпус воздухом с помощью вентилятора. Обдуваемая поверхность обычно снабжается ребрами.

2. Устраивают в корпусе водяные полости или змеевики с про­точной водой.

3. Применяют циркуляционные системы смазки со специаль­ными холодильниками.

В первых двух случаях, а также при естественном охлаждении смазка осуществляется путем погружения червяка в масляную ванну.

Всего способов смазки вращающихся частей червячного редуктора четыре (три – для жидкой смазки и один для густой):

· окунание;

· разбрызгивание (масляный туман);

· поливание;

· консистентная смазка.

Рассмотрим каждый из них подробнее. 1) Окунание – самый простой и наиболее универсальный вид смазки. Вращающийся элемент (червяк или колесо) погружается в масло на допустимую глубину. Подшипники находящегося в масле звена частично также погружены в масло. Такой способ обеспечивает отличную смазку зацепления и одной пары подшипниковых опор. Вторая пара опор смазывается обычно с помощью масляного тумана (для редукторов небольших габаритов) либо с помощью специальных скребков, направляющих масло с колеса на подшипники.

Смазка окунанием отлично подходят для редукторов общего назначения, так как не требует дополнительных конструктивных улучшений (если речь не идет о редукторе с вертикальным расположением осей).

Потери на размешивание и разбрызгивание масла при данном виде смазки в редукторах общего назначения больше чем в специальных, поскольку уровень масла несколько выше.

2) Разбрызгивание (масляный туман) как вид смазки действует так – одетые на червяк или колесо брызговики при погружении в масляную ванну набрызгивают масло на вращающийся элемент. Также брызги создают масляный туман, что обеспечивает и смазку подшипников. При таком способе смазки потери на размешивание и разбрызгивание масла значительно меньше, чем при смазке окунанием, но при этом данный способ эффективен только для редукторов с нижним или боковым расположением червяка (при достаточной частоте его вращения).

3) Поливание.Применяется обычно для крупногабаритных редукторов специального назначения, а также в случае небольших объемов масляных ванн. Поливание выглядит следующим образом – лопастный или шестеренчатый насос делает забор масла из картера или специальной емкости и подает его в зону зацепления и в опоры всего механизма. Такой способ смазки охлаждает масло с помощью дополнительных емкостей, поэтому хорошо для мотор-редукторов без лимита термической мощи.

4) Консистентная смазка не требует никакого контроля своего уровня, и заменяется либо по истечении указанного срока, либо по результатам технических проб.

12. Червячные передачи. Усилия в зацеплении. Расчёт прочности зубьев по контактным напряжениям и напряжениям изгиба. Допускаемые напряжения.

Наши рекомендации