Рентабельность перевозок и тарифы
Рентабельность – показатель эффективности эксплуатационных затрат. В общем случае рентабельность определяется как отношение прибыли к затратам, понесенным для получения этой прибыли. Предприятия промышленного железнодорожного транспорта организационно могут быть как самостоятельными предприятиями, так и подразделениями крупных промышленных предприятий. В первом случае определяется тариф на перевозки как сумма затрат на производство транспортной продукции и планируемой прибыли (от 9% до 25-30% от суммы затрат) деленная на годовой объем перевозок. Во втором случае рассчитывается условный (внутренний) тариф, численно равный годовым эксплуатационным затратам на перевозки, деленным на годовой объем перевозок. Тариф и условный тариф являются плановыми величинами и могут отличаться от фактических значений. Поэтому основным показателем эффективности деятельности самостоятельного транспортного предприятия является его фактическая рентабельность (отношение прибыли к затратам), а транспортного подразделения – «внутренняя» рентабельность, определяемая как отношение условного внутреннего дохода (фактических эксплуатационных затрат) к плановым эксплуатационным затратам.
В данном расчете условимся, что транспортное обслуживание осуществляется самостоятельным предприятием промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ). Требуется рассчитать плановый тариф на транспортные услуги ППЖТ, приняв в качестве нормы прибыли 25%.
6.3 Расчет показателей экономической эффективности
инвестиций и капитальных вложений
Для расчета экономической эффективности инвестиций в настоящее время применяют упрощенную методику, основанную на учете нормативного срока окупаемости инвестиций, а также методику, учитывающую разновременность инвестиционных затрат.
Согласно упрощенной методике наиболее эффективным вариантом из нескольких сравниваемых считается тот, для которого приведенные затраты минимальны. Приведенные затраты по варианту рассчитываются по формуле
(6.15)
где | – | сумма капитальных затрат, руб.; |
– | коэффициент приведения капитальных затрат или нормативный коэффициент эффективности капитальных затрат; | |
– | годовые эксплуатационные затраты, руб. |
Нормативный коэффициент эффективности капитальных затрат обратно пропорционален нормативному (требуемому) сроку окупаемости капитальных затрат, :
(6.16)
В расчетах срок окупаемости рекомендуется принимать равным 3-7 годам.
Оценка экономической эффективности капитальных затрат по приведенным затратам выполняется в случае, если инвестирование осуществляется из собственных средств (без учета платы за кредит) и в течение одного года. На практике при реализации крупных инвестиционных проектов, к которым относится создание инфраструктуры железнодорожного транспорта металлургического предприятия, капитальные вложения могут осуществляться в разное время, особенно при поэтапном наращивании мощности транспортного объекта. Эксплуатационные затраты и результаты инвестиций также будут распределены на всем протяжении расчетного периода. Поэтому при решении всех задач с разновременными затратами и эффектом необходимо привести их к одному моменту времени. Экономическая сущность учета фактора времени состоит в том, что изъятые из омертвления или отсроченные вложения средств могут быть использованы в другом проекте и давать доход. И, наоборот, чем позже получены финансовые результаты инвестиций, тем меньшую прибыль они успеют дать до окончания расчетного периода.
Приведение разновременных значений денежных потоков к их ценности в какой-либо один момент времени – к моменту приведения – называется дисконтированием. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов к одному моменту используется норма дисконта , равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал (стоимости капитала).
Приведение к базовому моменту времени (обычно – к моменту окончания первого шага расчета) затрат, результатов и эффектов*, имеющих место на -ом шаге реализации проекта, производится путем их умножения на коэффициент дисконтирования , определяемый при постоянной норме дисконта как
(6.17)
где | – | номер шага (года) расчета ( ); |
– | горизонт расчета (период реализации проекта), лет. |
Для сравнения различных инвестиционных проектов по методике дисконтирования используются следующие показатели экономической эффективности инвестиций:
· чистый доход;
· чистый дисконтированный доход;
· индекс доходности;
· внутренняя норма доходности;
· срок окупаемости.
Чистым доходом (ЧД), Net Value (NV), называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) или, что то же самое, сумма текущих эффектов (текущих сальдо) за весь расчетный период:
(6.18)
где | – | результаты, достигаемые на -ом шаге расчета; |
– | затраты на -ом шаге расчета. |
Величина представляет собой эффект, достигаемый на -ом шаге.
Затраты представляют собой сумму инвестиционных и эксплуатационных затрат в течение -го года, а результаты - суммарный доход, полученный за этот же период.
Чистый дисконтированный доход или интегральный эффект, Net Present Value (NPV) – определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение приведенных интегральных результатов над приведенными интегральными затратами.
Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет выполняется в текущих ценах, то величина ЧДД (или интегрального эффекта) при постоянной норме дисконта равна
(6.19)
Если ЧДД > 0 , инвестиционный проект является эффективным (при данной норме дисконта). Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. При отрицательном ЧДД проект неэффективен, инвестор понесет убытки.
Индекс доходности или индекс прибыльности, Profitability Index (PI). В отличие от ЧДД, представляющего собой разность между суммами дисконтированных эффектов и дисконтированных капиталовложений, индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) представляет собой отношение этих величин:
(6.20)
Индекс доходности тесно связан с ЧДД, так как они состоят из одинаковых элементов и их значения взаимосвязаны: если ЧДД>0, то ИДД>1 и наоборот. При ИДД>1 проект эффективен, при ИДД<1 – неэффективен.
Внутренняя норма доходности или внутренняя норма дисконта, внутренняя норма рентабельности, Internal Rate of Return (IRR). Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта , при которой величина дисконтированных эффектов равна дисконтированным затратам, то есть при которой ЧДД=0 и ИДД=1. При больших значениях ЧДД отрицателен, при меньших – положителен. Таким образом ВНД является решением уравнения
(6.21)
После расчета ВНД, то есть максимально возможную эффективность капитала инвестора, он принимает решение о приемлемости для него этой величины.
Срок окупаемости или Payback Period – это минимальный временной интервал с момента начала осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается отрицательным. Срок окупаемости определяет момент, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами осуществления проекта.
Оценка экономической эффективности инвестиций проводится на основе расчета и сравнения рассмотренных показателей для нескольких альтернативных вариантах. В данном расчете необходимо использовать данные своего варианта и данные альтернативного варианта Исходными данными для расчета являются: суммарные капитальные затраты на приобретение подвижного состава; годовые эксплуатационные затраты; этапность капитальных и эксплуатационных затрат, задаваемая процентом от их суммарной величины); плановая рентабельность перевозок в каждом году расчетного периода. Капитальные и годовые эксплуатационные затраты принимаются по результатам расчетов п.п.0 и 0. остальные данные приведены в Приложении 4.4. Норма дисконта для всех вариантов и для всех периодов принимается одинаковой =0,1. Результаты расчетов чистого дохода и чистого дисконтированного дохода рекомендуется представить в форме таблицы (табл. 6.5)
Таблица 6.5
Расчет чистого дохода и чистого дисконтированного
дохода, тыс. руб.
Год | Капитальные затраты | Годовые эксплуатационные затраты | Годовые результаты | Чистый доход | Чистый дисконтированный доход | |||
ЧД | ЧДД | |||||||
… | ||||||||
Всего |
После определения чистого дохода и чистого дисконтированного дохода рассчитываются: индекс доходности, внутренняя норма доходности и срок окупаемости инвестиций. По результатам расчетов необходимо сделать выводы об эффективности данного варианта организации перевозок и о том, какой из двух альтернативных вариантов эффективнее. Результаты всех расчетов главам сводятся в итоговую таблицу – таблицу технико-экономических показателей вариантов. По данным таблицы выбирается вариант организации перевозок с учетом комплекса технико-экономических показателей.
Приложение 1.1
Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников, занятых в основной деятельности
Разряды | |||||||||
Рабочие | 1.0 | 1.23 | 1.44 | 1.62 | 1.76 | 1.90 | 2.14 | 2.38 | 2.64 |
Рабочие, связанные с движением поездов, ремонтом подвижного состава и технических средств | 1.1 | 1.36 | 1.59 | 1.78 | 1.94 | 2.1 | 2.36 | 2.63 | 2.92 |
Служащие | 1.32 | 1.54 | 1.76 | 1.98 | 2.21 | 2.48 | 2.76 | ||
Специалисты: - предприятий; - отделений железных дорог; - управлений железных дорог | 1.61 | 1.82 1.91 2.00 | 2.06 2.16 2.27 | 2.33 2.45 2.57 | 2.64 2.77 2.91 | 2.99 3.14 3.30 | 3.36 3.53 3.71 | ||
Руководители: - предприятий; - отделений железных дорог; - управлений железных дорог | 2.72 | 3.07 3.21 3.37 | 3.46 3.63 3.81 | 3.90 4.10 4.31 |
Разряды | |||||||||
Рабочие | 2.93 | ||||||||
Рабочие, связанные с движением поездов, ремонтом подвижного состава и технических средств | 3.24 | ||||||||
Служащие | |||||||||
Специалисты: - предприятий; - отделений железных дорог; - управлений железных дорог | 3.82 4.01 4.21 | 4.30 4.52 4.75 | 4.87 5.11 5.37 | 5.41 5.68 5.96 | 6.30 6.62 | ||||
Руководители: - предприятий; - отделений железных дорог; - управлений железных дорог | 4.42 4.64 4.87 | 4.99 5.24 5.50 | 5.64 5.92 6.22 | 6.26 6.57 6.90 | 6.95 7.30 7.66 | 7.71 8.10 8.50 | 8.17 8.58 9.01 | 9.09 9.55 | 9.59 10.07 |
Приложение 1.2
Тарифные коэффициенты для рабочих локомотивных бригад
Наименование работ | Тарифные коэффициенты | |
машинисты локомотивов | помощники машинистов локомотивов | |
При работе с пассажирскими поездами, следующими по участку обслуживания бригад со среднетехнической скоростью - свыше 100 км/час - до 100 км/час | 4.12 3.34 | 3.09 2.51 |
При работе с пригородными поездами | 3.34 | 2.51 |
При работе со сквозными, участковыми и сборными поездами и на подталкивании во главе поездов | 3.34 | 2.51 |
При работе с передаточными и вывозными поездами, на подталкивании поездов, с хозяйственными, восстановительными, снегоуборочными и другими поездами, вагонами специального назначения, на одиночно следующем локомотиве | 2.95 | 2.23 |
При следовании пассажиром | 2.56 | 1.92 |
На маневровых работах на решающих участках производства и в напряженных маневровых районах на железнодорожных станциях железных дорог | 2.77 | 2.08 |
В других маневровых районах на железнодорожных станциях железных дорог; на экипировке локомотивов и на иных вспомогательных работах | 2.61 | 1.96 |
Приложение 1.3
Нормы амортизационных отчислений на полное восстановление
Группа и вид основных фондов | , % |
Здания с железобетонными и металлическими каркасами | 1,2 |
Здания одноэтажные бескаркасные | 2,5 |
Здания жилые кирпичные | 0,8 |
Мосты железобетонные | 1,0 |
Мосты металлические | 2,0 |
Грузовые площадки | 1,3-2,0 |
Подкрановые пути | 4,2 |
Земляное полотно | 1,0 |
Верхнее строение пути железных дорог | 4,8 |
Смотровые канавы | 1,7 |
Автомобильные асфальтобетонные дороги | 3,2 |
Устройства электропередачи и электротехническое оборудование, в том числе контактная сеть | 2,0 |
Оборудование тяговых подстанций | 4,0 |
Механизмы, применяемые при ремонте подвижного состава | 6,7 |
Моечные машины | 6,7 |
Малогабаритные краны | 5,0 |
Подъемно-транспортные и погрузочно-разгрузочные машины и оборудование | 10,0 |
Краны козловые, краны на автомобильном ходу | 5,0 |
Конвейеры, транспортеры ленточные стационарные | 10,0 |
Автопогрузчики | 10,0 |
Электровозы | 3,3 |
Тепловозы промышленные: с электрической передачей с гидравлической передачей мощностью более 550 кВт с гидравлической передачей мощностью менее 550 кВт | 4,0 5,0 6,6 |
Вагоны крытые универсальные, цистерны | 3,1 |
Хопперы | 4,0 |
Думпкары | 6,0 |
Полувагоны и платформы | 3,6 |
Транспортеры | 2,9 |
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 т Автомобили грузоподъемностью от 0,5 до 2 т и более | 20,0 14,3 |
Электровозы и тяговые агрегаты | 4,2 |
Карьерные автомобили грузоподъемностью от 27 до 50 т | 16,7 |
Приложение 1.4
Исходные данные для оценки эффективности инвестиционных проектов
год | В А Р И А Н Т Ы | |||||||||||||||||||||||
,% | ,% | ,% | ,% | ,% | ,% | ,% | ,% | ,% | ,% | ,% | ,% | |||||||||||||
– | – | – | ||||||||||||||||||||||
– | – | – | – | |||||||||||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | ||||||||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | |||||||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – |