Квалификация и расследования административных правонарушений, совершенных при прибытии на таможенную территорию РФ и убытии товаров и транспортных средств с этой территории.
Квалификация и расследование административных правонарушений, связанных с незаконным осуществлением деятельности в области таможенного дела
В соответствии с положениями гл. 3 ТК ТС деятельность в области таможенного дела осуществляют таможенные брокеры (представители), таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и владельцы таможенных складов, включенные в соответствующие реестры. Исключение лица из реестра влечет утрату им права осуществлять соответствующую деятельность.
Частью 1 статьи 16.23 предусмотрена ответственность за совершение от имени декларанта или других заинтересованных лиц таможенных операций (т.е. действий при таможенном оформлении товаров и транспортных средств) лицом:
- не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей);
- включенным в указанный Реестр на основании недействительных документов (гл. 3 ТК ТС) ;
- исключенным из такого Реестра.
Противоправным является реализация лишь действий, возникновение права на совершение которых от имени декларанта и других лиц связано необходимостью включения лица в Реестр таможенных брокеров (например, заполнение таможенной декларации - так называемые "серые" брокеры).
Часть 2 статьи 16.23 устанавливает ответственность за осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и владельцев таможенных складов лицами:
- включенными в соответствующий реестр, на основании недействительных документов (перечень документов и сведений, необходимых для включения в соответствующий рееств, содержится в гл. 3 ТК ТС ) .
- исключенными из такого реестра. Необходимо отметить, что в данной части статьи не предусмотрена ответственность за действия лиц, не включенных в соответствующие реестры, в отличие от случаев с таможенными брокерами.
Противоправными здесь могут являться незаконные действия по перевозке указанными лицами товаров, находящихся под таможенным контролем, или хранению товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении либо помещенных под таможенный режим таможенного склада.
При совершении лицами, исключенными из соответствующих реестров, таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до их исключения из реестров, ответственность по статье 16.23 КоАП РФ в силу положений гл. 13 ТК ТС не наступает, вследствие чего к ответственности они не привлекаются.
Установление в части 3 статьи 16.23 административной ответственности за несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в соответствующие реестры, корреспондирует предусмотренной в пункте 2 статьи 21 Таможенного кодекса РФ обязанности лиц осуществлять подобные действия в письменной форме в пятидневный срок со дня наступления событий или дня, когда лицу стало известно об их наступлении.
Субъектами нарушения таможенных правил, предусмотренного частью 1 статьи 16.23 КоАП РФ , могут быть граждане, должностные лица и юридические лица, а частями 2 и 3 этой статьи - лишь юридические и должностные лица.
Квалификация и расследования административных правонарушений, совершенных при прибытии на таможенную территорию РФ и убытии товаров и транспортных средств с этой территории.
Статья 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Предметом правонарушения, являются товары и транспортные средства, перемещаемые с нарушением порядка прибытия или убытия. При этом транспортные средства, на которых перевозятся товары, орудиями совершения данного правонарушения не являются. В случае ввоза (вывоза) товаров на транспортном средстве вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо вне времени работы таможенных органов предметом правонарушения являются как товары, так и транспортные средства, на которых они перевозятся, поскольку в отношении их также не выполнены требования таможенного законодательства
Субъектом правонарушения, является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Российской Федерации и скрывающее их от таможенного контроля.
Правонарушение может быть выявлено как на стадии таможенного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, так и в ходе оперативных мероприятий, направленных на пресечение фактов незаконного перемещения вне установленных мест пропуска через Государственную границу Российской Федерации, проводимых как таможенными, так и другими правоохранительными органами, а также при получении информации в порядке подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ
В случае недостаточности имеющейся доказательственной базы и необходимости проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ следует вынести определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования.
В соответствии с указанными правилами в диспозиции части 1 статьи 16.1 КоАП РФ приведены следующие противоправные действия, представляющие собой способы совершения рассматриваемого правонарушения:
1) при прибытии - ввоз товаров и (или) транспортных средств помимо установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов;
2) при убытии - совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами помимо установленных мест убытия или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.
Для закрепления следов правонарушения и сбора доказательств по делу об АП необходимо произвести следующие процессуальные действия.
1. Провести досмотр транспортного средства с составлением отдельного протокола. С этой же целью провести с участием не менее двух понятых личный досмотр физического лица и вещей, находящихся при нем, составить соответствующий протокол.
3. Составить схему места остановки транспортного средства или физического лица
7. Принять меры к установлению личности нарушителя, сведений о нем.
8. Произвести с участием понятых изъятие вещей и документов, являющихся доказательствами административного правонарушения,
10. После изъятия предметов АП принять меры к обеспечению сохранности.
11. При невозможности изъятия следует наложить арест на товары и транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения, составить протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей..
12. Изъятие либо арест предметов АП обязательны.
14. Установить и опросить лицо, которое непосредственно перемещало через таможенную границу Российской Федерации товар (физическое лицо, водителя автомашины, капитана морского судна, иных должностных лиц или работников перевозчика). Объяснения получить по следующим вопросам: признает ли он себя виновным; сознавал ли, что перемещает товар с нарушением порядка; по каким причинам и с какой целью пересекал границу именно в этом месте; куда и с какой целью следовал, для кого предназначаются товары и/или транспортные средства, что они из себя представляют;; в зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы.
15. Проверке подлежат все сведения, сообщенные лицом, привлекаемым к ответственности
16. Опросить по обстоятельствам дела очевидцев и других лиц в качестве свидетелей ( по каким причинам оказался в это время в данном месте, когда увидел правонарушителя и откуда велось за ним наблюдение; может ли описать лицо, совершившее правонарушение и транспортное средство, известно ли какие вещи, какой товар находился у лица)
17. Опросить по обстоятельствам дела в качестве свидетелей сотрудников таможни, пограничной службы, сотрудников иных государственных органов, явившихся очевидцами правонарушения.
18. Осуществить в целях определения размера административного штрафа при назначении наказания, а также выявления признаков контрабанды оценку изъятых или арестованных товаров и/или транспортных средств
19. При наличии признаков АП в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации передать материалы о выявленном правонарушении в органы пограничной службы.
20. Установить обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП.
21. Проверить по информационным базам таможенных органов, привлекался ли к административной ответственности за нарушение таможенных правил субъект правонарушения в целях установления повторности совершения однородного АП.
33. По окончании административного расследования должностное лицо, проводившее расследование, составляет протокол об АП.
34. Лица, привлекаемые к ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о дате составления протокола по делу об АП для реализации прав данных лиц.
35. протокол об АП должен быть направлен в течение суток с момента его составления должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об АП:
1) при составлении протокола об АП в отношении физического лица на таможенном посту - начальнику таможенного поста;
2) при составлении протокола об АП в отношении юридического или должностного лица на таможенном посту, а в таможне в отношении любого лица - начальнику таможни либо заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности.