Прохождение преддипломной практики

Преддипломная практика студентов является логическим продолжением предыдущих практик и одновременно завершающим этапом процесса подготовки квалифицированных специалистов по специальности 190701.65 – Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт).

Цель практики – подготовить студента к решению организационно-технологических задач на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы.

Основными задачами практики являются:

- закрепление у студентов практических навыков решения организационных и управленческих задач;

- изучение и участие в разработке методических, нормативных, организационных документов по совершенствованию управления на предприятии транспорта;

- сбор материалов по теме дипломного проекта.

Руководитель ДП (он обычно является и руководителем преддипломной практики студента) выдает студенту индивидуальный план-график прохождения преддипломной практики, в котором указывает порядок сбора исходных данных для ДП, перечень работ и исследований, которые необходимо выполнить на базе практики. При сборе материалов для дипломного проекта основными источниками информации являются:

- плановые и отчетные документы;

- нормативно-справочные материалы:

- результаты опроса сотрудников предприятия;

- должностные инструкции;

- положения о подразделениях предприятия;

- документы, используемые в системе управления предприятием и др.

Содержанием практики является выполнение заданий, связанных с общей характеристикой базы практики, с анализом её производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также с анализом системы управления выбранным объектом. При этом студент должен продемонстрировать навыки работы с плановой и отчетной документацией, способность к анализу производственных и управленческих ситуаций, умение формулировать научно обоснованные выводы и выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом деятельности предприятия и с технико-экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию его производственно-хозяйственной деятельности.

При прохождении преддипломной практики студент обязан:

- выполнять все задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным планом в соответствии с установленным графиком;

- строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия и технику безопасности.

В конце практики студент составляет отчет объемом 25…30 страниц с необходимыми пояснениями, расчетами, таблицами, графиками, в котором обобщается и систематизируется материал, собранный на базе практики. В отчете отражаются проведенные исследования, приводятся выводы о выявленных недостатках в действующей системе организации перевозок и управления предприятием транспорта и направлениях её совершенствования, реализация которых позволит повысить эффективность работы предприятия. В целом содержание отчета по преддипломной практике соответствует требованиям, предъявляемым к аналитической части дипломного проекта.

Оформленный отчет с отзывом руководителя практики от предприятия сдается руководителю на проверку. Принятый руководителем отчет подлежит защите. По результатам защиты выставляется оценка с учетом правильности ответов на вопросы, качества данных, представленных в отчете и глубины проведенного анализа, соблюдения студентом трудовой дисциплины во время прохождения практики. Студент, не выполнивший программу преддипломной практики, получивший отрицательный отзыв о работе и неудовлетворительную оценку при защите отчета или не защитивший отчет в установленный графиком учебного процесса срок, не допускается к выполнению дипломного проекта.

В заключение, подчеркнем, что место прохождения преддипломной практики определяется студентом самостоятельно или рекомендуется руководителем. Это может быть транспортное предприятие любой формы собственности (частное, государственное, смешанное и др.), осуществляющее перевозки грузов или пассажиров, экспедирование. Также местом прохождения преддипломной практики может служить любая ведомственная организация, имеющая автотранспорт.

Подготовка к защите дипломного проекта

Подготовка к защите начинается задолго до завершения работы над ДП. Одним из основных условий успешной подготовки к защите является соблюдение календарного графика подготовки ДП, его форма представлена в Приложении 8. Студент-дипломник должен предъявлять своему руководителю результаты работы над ДП в следующие сроки после выдачи задания:

- через две недели – первый раздел;

- через месяц – второй раздел;

- через два месяца – третий раздел и эскизы графического материала;

- через три месяца – расчетно-пояснительную записку, проект доклада и графический материал;

- за две недели до планового срока защиты – получение рецензии у рецензента и получение отзыва руководителя;

- за неделю до планового срока защиты – получение допуска к защите ДП у заведующего кафедрой организации перевозок.

Несмотря на завершение труда над расчетно-пояснительной запиской к дипломному проекту (данный этап чрезвычайно важен), практика показывает, что подготовку к защите следует завершить за 1…2 дня до защиты ДП. Оставшееся время до защиты, с одной стороны, является резервным, а с другой – позволяет студенту-дипломнику психологически расслабиться для достижения максимально высокого результата на защите ДП.

На данном этапе необходимо, во-первых, подготовить доклад на основе графического материала, а также представить ДП с лучшей стороны работы; во-вторых, психологически подготовиться к воспроизведению не отдельных фрагментов расчетно-пояснительной записки, а именно к её защите в целом. При подготовке доклада необходимо обратить внимание на то, чтобы на защиту выносились наиболее значимые выводы, также следует проанализировать последовательность обоснования защищаемых выводов и предложений, логику построения выступления на защите в целом. Рекомендуемая продолжительность доклада 7…10 минут, что в объеме составляет 3…4 листа текста в формате Word, размер шрифта 16 пунктов, полуторный межстрочный интервал. Должна обеспечиваться и взаимосвязь основных результатов, достигнутых в работе над ДП, и текста доклада с подготовленным графическим материалом. Для защиты ДП необходимо иметь не менее 7 листов графического материала формата А1. Большее их количество затрудняет восприятие членами Государственной аттестационной комиссии существа доклада, используемый графический материал должен быть пронумерован, а графики, схемы, рисунки, таблицы в материале должны иметь названия.

Рекомендуемая структура доклада имеет следующий вид:

- представление студента и темы ДП;

- причины выбора и актуальность темы исследования;

- цель и задачи исследования;

- анализ существующей схемы организации перевозок и выявление ее недостатков;

- предложения по совершенствованию перевозок и их реализация;

- конкретные результаты внедрения разработанных предложений;

- экономическое обоснование проекта;

- заключительная часть.

Перед сдачей ДП руководителю студент-дипломник должен поставить на титульном листе расчетно-пояснительной записки (Приложение 5) свою подпись, а также иметь соответствующие подписи на графическом материале. После проверки дипломного проекта руководитель подписывает титульный лист расчетно-пояснительной записки, иллюстративные материалы и дает оценку ДП в отзыве руководителя. Форма отзыва на дипломный проект представлена в Приложении 3.

В отзыве отражаются качества, знания, умения и навыки, характеризующие студента-дипломника, подготовившего ДП, согласно квалификационным требованиям к выпускнику специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)», в частности:

- знание закономерностей функционирования и методов изучения рынка транспортных услуг, а также представление о приоритетных направлениях его развития;

- умение использовать законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность автотранспортных предприятий (в зависимости от темы ДП);

- знание методов организации производственных процессов в транспортных предприятиях, а также методов информационного и материально-технического обеспечения этих процессов;

- знание методов организации системы управления автотранспортным предприятием;

- знание принципов и методов принятия и реализации управленческих решений, а также методов экономической оценки эффективности этих решений;

- умение использовать методы реализации управленческих функций (планирования, анализа, мотивации, контроля, учета) на автотранспортных предприятиях;

- знание методов обеспечения безопасности жизнедеятельности на автотранспорте;

- умение использовать компьютерную технику в будущей профессиональной деятельности;

- знание основных положений и проблем экономики автотранспортного предприятия;

- в выводе обязательно определяется уровень подготовки дипломника и возможность присвоения ему квалификации инженера по организации и управлению на транспорте.

Активное взаимодействие студента-дипломника с руководителем предполагает, что все недостатки ДП устранены, но это не определяет окончательной оценки работы. Поэтому подчеркнем, что в отзыве целесообразно не только давать оценку дипломному проекту, но и отношению студента-дипломника к его подготовке. Если же взаимодействие студента-дипломника с руководителем не было налажено, студент-дипломник не выполнял требований руководителя, то в этом случае в отзыве необходимо показать, как эти действия отразились на качестве ДП или отдельных его частей.

После написания отзыва на дипломный проект он представляется заведующему кафедрой организации перевозок для получения допуска к защите.

Ознакомившись с ДП и отзывом руководителя, заведующий кафедрой определяет их соответствие установленным требованиям и принимает решение о допуске ДП к защите, ставит подпись на титульном листе. При обнаружении недостатков заведующий кафедрой в праве вернуть работу на доработку.

После получения подписи заведующего кафедрой студент-дипломник представляет ДП рецензенту. Рецензент определяется руководителем ДП из числа руководителей и ведущих специалистов в области автомобильного транспорта как правило с предприятия, которое являлось базой для подготовки ДП. Рецензентом также может выступить специалист в области автотранспорта другого предприятия аналогичного профиля.

В письменном отзыве рецензента на дипломный проект обязательно должны быть отражены следующие моменты:

- актуальность темы ДП;

- соответствие выполненного проекта заданию;

- использование в работе последних достижений в области организации перевозок и управления на предприятии автомобильного транспорта, экономико-математического моделирования, вычислительной техники и др.;

- оригинальность, новизна, глубина и обоснованность решений;

- возможность практического использования полученных результатов и их внедрения на предприятии;

- качество оформления ДП;

- слабые стороны проекта и его недостатки;

- замечания.

Форма рецензии на дипломный проект представлена в Приложение 4.

Письменный отзыв рецензента завершается общими выводами, дифференцированной оценкой работы, мнением о возможности присвоения автору ДП квалификации по соответствующей специальности. Подпись рецензента заверяется печатью предприятия, в котором он работает.

Расчетно-пояснительная записка с рецензией и отзывом руководителя представляется в Государственную аттестационную комиссию.

При подготовке к защите следует обратить внимание на построение ответов на вопросы членов Государственной аттестационной комиссии. Напомним, что вопрос нужно, прежде всего, четко понять (для этого можно и уточнить отдельные детали у задающего вопрос). Ответы на вопросы должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трёх предложений. На вопросы следует отвечать уверенно и четко. Нужно давать самый короткий ответ из всех возможных и не повторять фрагменты доклада. При ответах на вопросы рекомендуется избегать следующих выражений: «мы сталкивались с этим» (столкновение подразумевает конфликт, лучше употребить слово «встречались»); «выше мы говорили…и как будет показано ниже…» («выше» и «ниже» - понятия, применяемые к печатному тексту, но не к выступлению; лучше употреблять: «ранее мы говорили… и как будет показано позже…»).

Таким образом, результатом на данном этапе работы над ДП является готовность студента-дипломника к защите и наличие следующих документов:

- расчетно-пояснительной записки к дипломному проекту, на титульном листе которого должны стоять подписи: студента-дипломника, руководителя, заведующего кафедрой;

- графического материала, подписанного студентом-дипломником, руководителем, заведующим кафедрой;

- отзыва руководителя ДП;

- рецензии;

- доклада.

Защита дипломного проекта

Состав членов Государственной аттестационной комиссии (ГАК) и график её работы утверждаются ректором не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии (период работы ГАК предусматривается ежегодно составляемым графиком).

Прохождение преддипломной практики - student2.ru За неделю до защиты студент-дипломник должен записаться на защиту у методиста кафедры организации перевозок и выполнить его указания по оформлению документов (рис. 2).

 
  Прохождение преддипломной практики - student2.ru

Рис. 2. Пример памятки для дипломника

На заседание ГАК приглашаются руководители выпускных квалификационных работ, рецензенты, все желающие. Заседание ГАК по защите ДП является открытым.

За час до защиты секретарю ГАК требуется представить:

- расчетно-пояснительную записку к дипломному проекту, на титульном листе которой должны стоять подписи: студента-дипломника, руководителя, заведующего кафедрой;

- графический материал, подписанный студентом-дипломником, руководителем, заведующим кафедрой;

- отзыв руководителя ДП;

- рецензию;

- зачетную книжку с допуском руководителя к защите;

- обходной лист;

- карточку дипломника.

На защите секретарь ГАК передает расчетно-пояснительную записку к ДП и прочие документы председателю комиссии. Затем слово для доклада предоставляется студенту-дипломнику. По окончании доклада секретарь ГАК зачитывает рецензию, с которой студент-дипломник должен быть предварительно ознакомлен. Студенту-дипломнику предоставляется слово, в котором он отвечает на замечания рецензента. Далее студенту-дипломнику задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы, демонстрируя умение быстро ориентироваться в различных вопросах и уровень профессиональной подготовки. При этом студенту-дипломнику разрешается пользоваться расчетно-пояснительной запиской к ДП и графическим материалом. Вопросы могут быть заданы как членами ГАК, так и другими лицами, присутствующими на защите. Далее слово предоставляется при необходимости членам ГАК, руководителю ДП и рецензенту для кратких выступлений. По окончании публичной защиты Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты, при этом учитываются достижения студента во время обучения в вузе.

Студентам рекомендуется ознакомиться с определенными критериями оценки дипломных проектов на кафедре организации перевозок. Критерии оценки ДП представлены в табл. 2.

Таблица 2

Наши рекомендации