Цели, задачи и рекомендуемая тематика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Северо-Западный государственный заочный технический университет»
Кафедра организации перевозок
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Институт
автомобильного транспорта
Специальность
190701.65 – организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)
Специализация
190701.65-01 – организация перевозок
Санкт-Петербург
Издательство СЗТУ
Утверждено редакционно-издательским советом университета
УДК 378.147.85:744.4:625.7
Подготовка выпускной квалификационной работы: методические указания к подготовке выпускной квалификационной работы / сост. В.А. Алексеев[и др.]. -СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010. – 64 с.
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Методические указания составлены на кафедре организации перевозок. В них изложены вопросы подготовки и защиты дипломного проекта по специальности 190701.65 – «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)».
Рассмотрено на заседании кафедры организации перевозок 21.12.2009, одобрено методической комиссией института автомобильного транспорта 22.12.2009.
Рецензенты: С.В. Бачевский, д–р техн. наук, проф., зав. кафедрой логистики СЗТУ;
Н.А. Логинова, канд. экон. наук, доц. кафедры экономики и менеджмента на транспорте СПбГИЭУ;
И.В. Таневицкий, канд.техн. наук, доц. кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте СПбГАСУ.
Составители: В.А. Алексеев, канд. техн. наук,доц.;
А.В. Загриценко, канд. техн. наук;
Т.К. Екшикеев, канд. экон. наук, доц.
ã Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2010
ã Алексеев В.А., Загриценко А.В., Екшикеев Т.К., 2010
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа - самая большая по объему самостоятельная и завершающая работа студента. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к содержанию и уровню подготовки выпускника специальности 190701.65 – Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняется в форме дипломного проекта (ДП)*.
Отличительным признаком дипломного проекта является наличие развернутой расчетно-проектной части, при выполнении которой студент-дипломник демонстрирует знания и практические навыки использования методик технических и экономических расчетов, стандартов, пакетов программного обеспечения.
При выполнении ДП студент-дипломник должен проявить способности к творческому поиску, научным разработкам, на основе полученных теоретических знаний показать умение анализировать сформулированную проблему в области организации перевозок и в управлении предприятием транспорта, выявить научные подходы и разработать организационные, экономические и управленческие рекомендации по её решению.
Итогом выполнения ДП является его защита, после которой студенту решением Государственной аттестационной комиссии присваивается квалификация инженер по организации и управлению на транспорте по специальности 190701.65 –организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт).
Дипломный проект разрабатывается на конкретном материале автотранспортных перевозок любого предприятия или нескольких предприятий автотранспортной отрасли, на которых студент собирает материалы в период
* -далее по тексту ВКР заменена на ДП
прохождения преддипломной практики. Собранные на преддипломной практике материалы призваны обеспечить решение задач, поставленных в ДП.
Представляется целесообразным подчеркнуть, что за достоверность и точность представленных материалов и принимаемых в дипломном проекте решений персональную ответственность несет студент-дипломник – автор проекта.
В предлагаемых методических указаниях выделены следующие основополагающие моменты подготовки дипломного проекта:
- цель и задачи дипломного проекта;
- выбор темы дипломного проекта;
- разработка плана работы;
- требования к структуре, содержанию и оформлению дипломного проекта;
- особенности подготовки текстовой части дипломного проекта;
- особенности подготовки графической части дипломного проекта;
- состав и последовательность работ по оформлению и защите дипломного проекта.
Авторы выражают искреннюю признательность рецензентам настоящих методических указаний, и особенно Н.А. Логиновой, за предоставленную возможность использовать личные методические материалы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломных проектов
Целью дипломного проектаявляется закрепление, углубление и проверка знаний студента-дипломника в области организации автомобильных перевозок на предприятии путем самостоятельного решения им реальных производственно-хозяйственных, экономических и управленческих проблем.
В результате выполнения дипломного проекта (ДП) реализуются следующие задачи:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальным дисциплинам;
- углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы, работы с различной справочной и специальной литературой;
- овладение методикой исследования при решении проблем, разрабатываемых в дипломном проекте;
- изучение и использование современных методов аналитической и проектной работы в области организации перевозок и управления автотранспортным предприятием;
- проверка усвоения знаний в области организации перевозок и управления автотранспортным предприятием.
Качество выполнения ДП зависит от того, насколько студент-дипломник овладел навыками сбора исходной информации, её обработки и анализа, а также от его способности формулировать научно-обоснованные выводы, лежащие в основе предлагаемых решений. Кроме того, студенту-дипломнику необходимо использовать средства вычислительной техники как в процессе выполнения исследований, так и при принятии конкретных управленческих решений, квалифицированно оформлять материалы, иллюстрирующие содержание ДП.
Тематика дипломных проектов определяется рабочими программами ряда дисциплин, а именно: «Грузовые перевозки», «Пассажирские перевозки», «Международные перевозки» и др. При формировании тем дипломных проектов следует учитывать следующие факторы:
- актуальность темы ДП;
- соответствие темы целям и задачам ДП;
- соответствие темы научному и специальному профилю кафедры;
- обеспеченность исходными данными, литературными источниками;
- соответствие темы индивидуальным способностям и интересам студента;
- разнообразие тематики дипломных проектов.
При выборе темы ДП целесообразно сохранять преемственность между ней и темами выполненных курсовых проектов (работ), что обеспечивает глубокое, всестороннее и последовательное изучение студентом-дипломником актуальных проблем организации перевозок и управления на предприятии (в подразделении) автомобильного транспорта. Тема ДП может быть рекомендована кафедрой или предприятием (организацией), в которой студент-дипломник проходил преддипломную практику. Кроме того, студент-дипломник сам может предложить тему с обоснованием целесообразности ее разработки.
Представляется важным подчеркнуть, что тема ДП формулируется руководителем дипломного проектирования (как правило, преподавателем кафедры). Основанием для выбора направления исследования и темы ДП являются материалы, собранные студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.
К началу подготовки ДП выпускающая кафедра формирует перечень тем дипломных проектов в соответствии со своим научным профилем и потребностями отрасли. Примерный перечень тем ДП по кафедре организации перевозок СЗТУ представлен в Приложении 1.
Закрепление за студентом-дипломником темы ДП осуществляется распоряжением заведующего кафедрой организации перевозок. Утверждение тем и руководителей дипломных проектов оформляется приказом ректора университета.
Задание на дипломный проект
Задание на ДП составляется по установленной форме (Приложение 2) руководителем и выдается студенту-дипломнику. В нем должны быть указаны:
- тема ДП;
- срок сдачи студентом-дипломником законченной работы;
- перечень исходных данных к ДП;
- содержание расчетно-пояснительной записки;
- перечень графических материалов;
- дата выдачи задания.
В разделе «Тема» указываются полное название темы в соответствии с приказом ректора, дата и номер приказа. Срок сдачи студентом-дипломником законченного ДП определяется числом, месяцем и годом завершения работы и представления её на кафедру для получения у заведующего кафедрой организации перевозок допуска к защите. В разделе «Исходные данные для проектирования» необходимо указать полное наименование организации, являющейся базой преддипломной практики, перечень материалов, которые требуется собрать на практике, основную научную литературу. В разделе «Содержание пояснительной записки» необходимо привести краткий перечень вопросов по каждому из разделов ДП. Раздел «Перечень графического материала» должен содержать указание на минимальное количество иллюстративных материалов (листов формата А1). Дата выдачи задания на ДП – это число, месяц и год получения студентом-дипломником данного задания.
Подготовка к защите дипломного проекта
Подготовка к защите начинается задолго до завершения работы над ДП. Одним из основных условий успешной подготовки к защите является соблюдение календарного графика подготовки ДП, его форма представлена в Приложении 8. Студент-дипломник должен предъявлять своему руководителю результаты работы над ДП в следующие сроки после выдачи задания:
- через две недели – первый раздел;
- через месяц – второй раздел;
- через два месяца – третий раздел и эскизы графического материала;
- через три месяца – расчетно-пояснительную записку, проект доклада и графический материал;
- за две недели до планового срока защиты – получение рецензии у рецензента и получение отзыва руководителя;
- за неделю до планового срока защиты – получение допуска к защите ДП у заведующего кафедрой организации перевозок.
Несмотря на завершение труда над расчетно-пояснительной запиской к дипломному проекту (данный этап чрезвычайно важен), практика показывает, что подготовку к защите следует завершить за 1…2 дня до защиты ДП. Оставшееся время до защиты, с одной стороны, является резервным, а с другой – позволяет студенту-дипломнику психологически расслабиться для достижения максимально высокого результата на защите ДП.
На данном этапе необходимо, во-первых, подготовить доклад на основе графического материала, а также представить ДП с лучшей стороны работы; во-вторых, психологически подготовиться к воспроизведению не отдельных фрагментов расчетно-пояснительной записки, а именно к её защите в целом. При подготовке доклада необходимо обратить внимание на то, чтобы на защиту выносились наиболее значимые выводы, также следует проанализировать последовательность обоснования защищаемых выводов и предложений, логику построения выступления на защите в целом. Рекомендуемая продолжительность доклада 7…10 минут, что в объеме составляет 3…4 листа текста в формате Word, размер шрифта 16 пунктов, полуторный межстрочный интервал. Должна обеспечиваться и взаимосвязь основных результатов, достигнутых в работе над ДП, и текста доклада с подготовленным графическим материалом. Для защиты ДП необходимо иметь не менее 7 листов графического материала формата А1. Большее их количество затрудняет восприятие членами Государственной аттестационной комиссии существа доклада, используемый графический материал должен быть пронумерован, а графики, схемы, рисунки, таблицы в материале должны иметь названия.
Рекомендуемая структура доклада имеет следующий вид:
- представление студента и темы ДП;
- причины выбора и актуальность темы исследования;
- цель и задачи исследования;
- анализ существующей схемы организации перевозок и выявление ее недостатков;
- предложения по совершенствованию перевозок и их реализация;
- конкретные результаты внедрения разработанных предложений;
- экономическое обоснование проекта;
- заключительная часть.
Перед сдачей ДП руководителю студент-дипломник должен поставить на титульном листе расчетно-пояснительной записки (Приложение 5) свою подпись, а также иметь соответствующие подписи на графическом материале. После проверки дипломного проекта руководитель подписывает титульный лист расчетно-пояснительной записки, иллюстративные материалы и дает оценку ДП в отзыве руководителя. Форма отзыва на дипломный проект представлена в Приложении 3.
В отзыве отражаются качества, знания, умения и навыки, характеризующие студента-дипломника, подготовившего ДП, согласно квалификационным требованиям к выпускнику специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)», в частности:
- знание закономерностей функционирования и методов изучения рынка транспортных услуг, а также представление о приоритетных направлениях его развития;
- умение использовать законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность автотранспортных предприятий (в зависимости от темы ДП);
- знание методов организации производственных процессов в транспортных предприятиях, а также методов информационного и материально-технического обеспечения этих процессов;
- знание методов организации системы управления автотранспортным предприятием;
- знание принципов и методов принятия и реализации управленческих решений, а также методов экономической оценки эффективности этих решений;
- умение использовать методы реализации управленческих функций (планирования, анализа, мотивации, контроля, учета) на автотранспортных предприятиях;
- знание методов обеспечения безопасности жизнедеятельности на автотранспорте;
- умение использовать компьютерную технику в будущей профессиональной деятельности;
- знание основных положений и проблем экономики автотранспортного предприятия;
- в выводе обязательно определяется уровень подготовки дипломника и возможность присвоения ему квалификации инженера по организации и управлению на транспорте.
Активное взаимодействие студента-дипломника с руководителем предполагает, что все недостатки ДП устранены, но это не определяет окончательной оценки работы. Поэтому подчеркнем, что в отзыве целесообразно не только давать оценку дипломному проекту, но и отношению студента-дипломника к его подготовке. Если же взаимодействие студента-дипломника с руководителем не было налажено, студент-дипломник не выполнял требований руководителя, то в этом случае в отзыве необходимо показать, как эти действия отразились на качестве ДП или отдельных его частей.
После написания отзыва на дипломный проект он представляется заведующему кафедрой организации перевозок для получения допуска к защите.
Ознакомившись с ДП и отзывом руководителя, заведующий кафедрой определяет их соответствие установленным требованиям и принимает решение о допуске ДП к защите, ставит подпись на титульном листе. При обнаружении недостатков заведующий кафедрой в праве вернуть работу на доработку.
После получения подписи заведующего кафедрой студент-дипломник представляет ДП рецензенту. Рецензент определяется руководителем ДП из числа руководителей и ведущих специалистов в области автомобильного транспорта как правило с предприятия, которое являлось базой для подготовки ДП. Рецензентом также может выступить специалист в области автотранспорта другого предприятия аналогичного профиля.
В письменном отзыве рецензента на дипломный проект обязательно должны быть отражены следующие моменты:
- актуальность темы ДП;
- соответствие выполненного проекта заданию;
- использование в работе последних достижений в области организации перевозок и управления на предприятии автомобильного транспорта, экономико-математического моделирования, вычислительной техники и др.;
- оригинальность, новизна, глубина и обоснованность решений;
- возможность практического использования полученных результатов и их внедрения на предприятии;
- качество оформления ДП;
- слабые стороны проекта и его недостатки;
- замечания.
Форма рецензии на дипломный проект представлена в Приложение 4.
Письменный отзыв рецензента завершается общими выводами, дифференцированной оценкой работы, мнением о возможности присвоения автору ДП квалификации по соответствующей специальности. Подпись рецензента заверяется печатью предприятия, в котором он работает.
Расчетно-пояснительная записка с рецензией и отзывом руководителя представляется в Государственную аттестационную комиссию.
При подготовке к защите следует обратить внимание на построение ответов на вопросы членов Государственной аттестационной комиссии. Напомним, что вопрос нужно, прежде всего, четко понять (для этого можно и уточнить отдельные детали у задающего вопрос). Ответы на вопросы должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трёх предложений. На вопросы следует отвечать уверенно и четко. Нужно давать самый короткий ответ из всех возможных и не повторять фрагменты доклада. При ответах на вопросы рекомендуется избегать следующих выражений: «мы сталкивались с этим» (столкновение подразумевает конфликт, лучше употребить слово «встречались»); «выше мы говорили…и как будет показано ниже…» («выше» и «ниже» - понятия, применяемые к печатному тексту, но не к выступлению; лучше употреблять: «ранее мы говорили… и как будет показано позже…»).
Таким образом, результатом на данном этапе работы над ДП является готовность студента-дипломника к защите и наличие следующих документов:
- расчетно-пояснительной записки к дипломному проекту, на титульном листе которого должны стоять подписи: студента-дипломника, руководителя, заведующего кафедрой;
- графического материала, подписанного студентом-дипломником, руководителем, заведующим кафедрой;
- отзыва руководителя ДП;
- рецензии;
- доклада.
Защита дипломного проекта
Состав членов Государственной аттестационной комиссии (ГАК) и график её работы утверждаются ректором не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии (период работы ГАК предусматривается ежегодно составляемым графиком).
За неделю до защиты студент-дипломник должен записаться на защиту у методиста кафедры организации перевозок и выполнить его указания по оформлению документов (рис. 2).
Рис. 2. Пример памятки для дипломника
На заседание ГАК приглашаются руководители выпускных квалификационных работ, рецензенты, все желающие. Заседание ГАК по защите ДП является открытым.
За час до защиты секретарю ГАК требуется представить:
- расчетно-пояснительную записку к дипломному проекту, на титульном листе которой должны стоять подписи: студента-дипломника, руководителя, заведующего кафедрой;
- графический материал, подписанный студентом-дипломником, руководителем, заведующим кафедрой;
- отзыв руководителя ДП;
- рецензию;
- зачетную книжку с допуском руководителя к защите;
- обходной лист;
- карточку дипломника.
На защите секретарь ГАК передает расчетно-пояснительную записку к ДП и прочие документы председателю комиссии. Затем слово для доклада предоставляется студенту-дипломнику. По окончании доклада секретарь ГАК зачитывает рецензию, с которой студент-дипломник должен быть предварительно ознакомлен. Студенту-дипломнику предоставляется слово, в котором он отвечает на замечания рецензента. Далее студенту-дипломнику задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы, демонстрируя умение быстро ориентироваться в различных вопросах и уровень профессиональной подготовки. При этом студенту-дипломнику разрешается пользоваться расчетно-пояснительной запиской к ДП и графическим материалом. Вопросы могут быть заданы как членами ГАК, так и другими лицами, присутствующими на защите. Далее слово предоставляется при необходимости членам ГАК, руководителю ДП и рецензенту для кратких выступлений. По окончании публичной защиты Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты, при этом учитываются достижения студента во время обучения в вузе.
Студентам рекомендуется ознакомиться с определенными критериями оценки дипломных проектов на кафедре организации перевозок. Критерии оценки ДП представлены в табл. 2.
Таблица 2
ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
Оформление текста расчетно-пояснительной записки
Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту должна быть оформлена в соответствии с требованиями настоящих методических указаний, ГОСТ 7.32-2001 и с Положением о курсовых работах (проектах) и выпускных квалификационных работах СК-ПП-97-08. –СПб.: СЗТУ, 2008.
Страницы текста должны соответствовать формату А4 (210 × 297 мм).
Текст дипломного проекта должен быть выполнен на одной стороне листа рукописным или машинописным способом, в том числе с применением печатающих и графических компьютерных устройств.
При использовании персонального компьютера рекомендуется подготовка расчетно-пояснительной записки к дипломному проекту в среде Windows,редакторе Word. Параметры документа: интервал – 1,5, размер – 14, шрифт – Times New Roman. Функция переноса слов обязательна. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое –
15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее – 25 мм.
Каждый лист пояснительной записки ДП должен иметь рамку (слева – 20 мм, остальные стороны – 5 мм от края листа). Нумерация страниц начинается со страницы с содержанием и производится арабскими цифрами в правом нижнем углу листа в отведенном месте рамки (рис. 5 и 6). Титульный лист и задание на дипломный проект включаются в общую нумерацию, но не нумеруется. Третий лист имеет штамп (рис. 5)
Рис. 5. Пример месторасположения нумерации третьего листа
расчетно-пояснительной записки
Рис. 6. Пример месторасположения нумерации четвертого и последующих листов расчетно-пояснительной записки
Текст основной части дипломного проекта делится на разделы и подразделы. Разделы должны начинаться с новой страницы и иметь порядковую нумерацию и наименования – заголовки.
Заголовки разделов пишутся посередине формата прописными (заглавными) буквами и выделяются жирным шрифтом. Заголовки подразделов пишутся с абзаца строчными буквами, кроме первой – прописной и также выделяются жирным шрифтом. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовков не допускается. Сокращенное написание слов в заголовках не допускается. Переносы в заголовках не допускаются.
Расстояние между заголовками раздела (подраздела) и последующим текстом должно быть равно одинарному межстрочному интервалу (10 мм), а расстояние между заголовком подраздела и последней строкой предыдущего текста – двум одинарным межстрочным интервалам (20 мм).
Разделы должны иметь порядковую нумерацию единую в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Введение, а также содержание не нумеруются.
Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также ставится точка. Например, 1.2. (второй подраздел первого раздела).
Если в подразделах выделяются пункты, то их также нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Например, 2.3.1. (первый пункт третьего подраздела второго раздела). Пункты в содержании не указываются.
Если в тексте содержится перечисление каких-либо положений, требований, указаний и т.п., то их нумеруют арабскими цифрами со скобкой. Перечисление записывают строчными буквами, в конце каждого ставят точку с запятой, в конце последнего – точку. Например, должностная инструкция включает следующие разделы:
1) общие положения;
2) права;
3) обязанности;
4) ответственность.
В тексте и подписях под иллюстрациями все слова пишутся полностью, за исключением сокращений, общепринятых в русском языке и установленных соответствующими государственными стандартами: ГОСТ, вуз, и т.д. (и так далее), т.е. (то есть), с. (страница), г.(год), чел. (человек), млн.(миллион), рис. (рисунок), табл. (таблица) и др. Нельзя сокращать: напр. (например), т.о. (таким образом), т.к. (так как).
Условные обозначения, приводимые в тексте, математических, физических, химических, метрических, стоимостных и других величин, должны соответствовать установленным стандартам. Например, метр – м; километр – км; секунда – с; грамм – г; килограмм – кг; тонна – т; литр – л; гектар – га; час – ч; минута – мин; рубль – руб.; человеко-часы – чел.∙ч.; тонно-километр – т∙км; лошадиные силы – л.с.; оборот в минут – об/мин; километр в час – км/ч.
В тексте ДП не допускается:
- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- применять сокращенные обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр;
- использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин, в этом случае следует писать слово «минус»;
- употреблять математический язык и знак № (номер), % (процент) без цифр.
Оформление рисунков, таблиц, формул и приложения
Рисунки располагаются в тексте сразу после ссылок на них (прямо в тексте или на следующей странице). В ссылке слово рисунок пишется сокращенно, например - рис. 1. Рисунки должны иметь подрисуночную надпись, которая помещается под ними. Рисунки обозначаются словом «Рис.». Точка в конце названия не ставится.
Рисунки следует нумеровать последовательно арабскими цифрами в сквозном порядке в пределах всего ДП.
При повторной ссылке на рисунок пишут сокращенно слово «смотри», например: см. рис. 2.
Цифровой материал целесообразно оформлять в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь заголовок, который должен быть кратким и отражать содержимое таблицы.
Над названием справа пишется слово «Таблица» с порядковым номером арабскими цифрами в сквозном порядке в пределах всего дипломного проекта. Тематический заголовок пишут строчными буквами, кроме первой прописной. В конце заголовка точку не ставят.
Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице и размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота работы или же с поворотом по часовой стрелке. При ссылке слово таблица пишется сокращенно, например - табл. 1.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе таблицы, на следующей странице повторяют ее шапку и над ней помещают надпись «Продолжение табл.» с указанием номера. Если шапка таблицы громоздкая, то вместо нее с перенесенной части в отдельной строке помещают номер граф.
Графу «№» в таблицу не включают.
Не допускается включать в таблицу отдельную графу «Единицы измерения». Если все показатели таблицы имеют одинаковую единицу измерения, то её сокращенное наименование помещают над таблицей в конце тематического заголовка, отделив от него запятой; единица измерения общая для всех показателей графы, указывается в заголовках соответствующих граф после их наименования и также отделяется запятой.
Если цифровые данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Дробные числа приводятся в виде десятичных дробей.
При повторной ссылке на таблицу пишут сокращенно словосочетание «смотри таблицу», например: см. табл. 4.
Формулы, уравнения рекомендуется выделять из текста свободными строками. Если уравнение не умещается в одной строке, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+), минус ( - ), умножение (*) и деления (:).
Расшифровка символов значений числовых коэффициентов, входящих в формулы, должна быть приведена непосредственно под формулой.
Значение каждого символа (коэффициента) дают с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Слово «где» пишут без абзационного отступа. В конце расшифровки значение каждого символа дают через запятую, а его размерность сокращенно.
Если текст выпускной квалификационной работы содержит несколько формул, то их нумеруют арабскими цифрами в сквозном порядке. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Например, грузооборот определяется по формуле:
P = Q*L , (1)
где P – грузооборот, ткм;
Q – объем перевозок, т;
L – длина ездки, км.
Формулы набираются без специального редактора Word.
Допускается вписывание формул рукописно.
Иллюстрации, схемы, графики, таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц.
Приложения оформляются как продолжение расчетно-пояснительной записки, располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. Нумерация разделов, пунктов, таблиц в каждом приложении своя.
Оформление графической части
При выполнении чертежно-графической части проекта необходимо руководствоваться требованиями и рекомендациями, изложенными в методическом пособии: «Инженерная графика. Указания к выполнению графической части курсовых и дипломных проектов». –СПб.: СЗПИ, 1994.
Демонстрационный материал выполняют на чертежной бумаге формата А1. Допускается наиболее важные элементы выделять цветом. Демонстрационный материал по своим габаритам, яркости и четкости исполнения должен свободно просматриваться с расстояния от 3 до 4 м. Наименование демонстрационного материала помещают над изображением и не подчеркивают.
Пример выполнения основной надписи для демонстрационного материала представлен на рис. 7.
Рис. 7. Пример выполнения основной надписи
для демонстрационного материала
3.4. Ошибки, встречающиеся при подготовке графической
Части дипломного проекта
Анализ работ студентов-дипломников позволяет привести наиболее часто встречающиеся ошибки по неправильному или нецелесообразному представлению графического материала. Следует помнить - графический материал не должен вызывать вопросов, а призван иллюстрировать речь дипломника.
Авторы довольно часто дублируют представляемую информацию в таблицах технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава: до внедрения мероприятий проекта, после внедрения мероприятий проекта и результаты анализа работы подвижного состава. В данном случае следует использовать одну таблицу по анализу работы подвижного состава.
Наиболее часто допускаемые студентами ошибки при оформлении графической части дипломного проекта представлены в Приложении 7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дипломный проект является результатом самостоятельной проектно-аналитической работы студента-дипломника. ДП логически завершает процесс обучения и становления специалиста и служит основанием (при успешной защите) для присвоения ему квалификации инженер по организации и управлению на транспорте.
Успешная подготовка дипломного проекта предполагает соблюдение следующих правил:
- активное взаимодействие с руководителем;
- неукоснительное соблюдение календарного графика подготовки ДП;
-продуктивная, инициативная самостоятельная работа;
- обязательное соответствие дипломного проекта критериям его оценки.
Основными документами, подтверждающими готовность студента-дипломника к защите дипломного проекта, являются:
- расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту, на титульном листе которой должны стоять подписи: студента-дипломника, руководителя, заведующего кафедрой;
- графический материал, подписанный студентом-дипломником, руководителем, заведующим кафедрой;
- отзыв руководителя;
- рецензия с предприятия, на базе которого выполнен дипломный проект, или с другого предприятия аналогичного профиля, или с профильной кафедры института автомобильного транспорта;
- доклад.
Прочитав предлагаемые методические указания по дипломному проектированию, Вы готовы к разработке дипломного проекта.
Желаем удачной защиты!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дипломное проектирование: учеб. пособие /В.И.Василенко [и др.]. –Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Болдин, А.П. Основы научных исследований и УНИРС: учеб. пособие для вузов /А.П.Болдин, В.А.Максимов. –М.: МАДИ, 2002.
3. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения: метод. указ. по дипломному проектированию для студентов всех форм обучения /сост. Н.А.Логинова.–СПб.: СПбГИЭУ,2007.
4. Проектирование дипломное. Общие положения. Оформление пояснительной записки. Оформление графической части. СТП. 001-98.-СПб.: СЗПИ, 1998.
Приложение 1
Примерный перечень тем дипломных проектов по кафедре
Организации перевозок
1. Совершенствование пассажирских автобусных перевозок на строительстве Калининской АЭС.
2. Совершенствование пассажирских автобусных перевозок ПАТП №1 в Нижнем Новгороде (на примере маршрута № 115).
3. Совершенствование городских автобусных пассажирских перевозок в районе Шувалово – Озерки - Коломяги.
4. Повышение эффективности работы карьерного автотранспорта в Ковдорском ГОКе.
5. Совершенствование пригородных автобусных пассажирских перевозок на маршруте СПб-Петродворец.
6. Совершенствование грузовых перевозок за счет введения автопоездов и маршрутизации.
7. Совершенствование пассажирского автобусного обслуживания населения в пос. Сиверская.
8. Совершенствование грузовых перевозок автопарком авто