Общая характеристика автомобильного транспорта
Общая характеристика автомобильного транспорта
Характеристика автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Ныне без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.
Автомобильный транспорт начал развиваться с XX века по мере роста производства автомобилей и строительства автодорог. В 1900 г. во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914 г., 10922 тыс. в 1921 г., 46 057 тыс. в 1940 г., 70 388 тыс. в 1950 г., 126 955 тыс. в 1960 г., 177 902 тыс. в 1965 г.
Если в XIX в. железнодорожный транспорт, вытеснив внутренний водный и гужевой транспорт, был наиболее распространённым видом транспорта, то в XX в. быстро развивающийся автомобильный транспорт стал оттеснять железнодорожный.
Доля автомобильного транспорта с 1913 по 1985 возросла (во внутреннем грузообороте) во всём мире с 0,2% до 35,1%, а железнодорожного транспорта соответственно уменьшилась с 72,9% до 45,7%.
Развитие автомобильного транспорта в странах СНГ происходит в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, особенно с железнодорожным, и осуществляется (несмотря на принятые некоторыми государствами ограничительные меры) более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта.
Перевозки грузов автомобильным транспортом выросли с 1940 по 1977 в 14 раз, перевозка пассажиров (за тот же период) в междугородном сообщении — в 38 раз, во внутригородских перевозках (только автобусами) — в 43 раза.
Концентрация автомобилей в крупных транспортных предприятиях сделала возможным не только увеличивать долю участия автомобильного транспорта в перевозках, но и постоянно совершенствовать транспортный процесс, вводить прогрессивные методы перевозок (централизованные по системе тяговых «плеч», широкое применение контейнеров, поддонов и т. п.), улучшать транспортно-экспедиционное обслуживание, сокращать нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки грузов от производителя к потребителю.
Существуют различные виды грузоперевозок, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Самый распространенный тип грузоперевозок — автоперевозки. Это один из наиболее популярных видов доставки грузов. Грузоперевозки этого вида обладают такими преимуществами, как быстрота доставки груза без промежуточных перевалок и возможность контроля его состояния в процессе грузоперевозки. Как и любой другой вид грузовых перевозок, этот вид обладает своими «плюсами» и «минусами».
Преимущества:
- возможность доставки грузов от грузоотправителя до получателя без перегрузки;
- обеспечение высокой сохранности груза;
- большая мобильность и скорость грузоперевозки;
- ритмичность перевозки грузов, т. е. нет необходимости накопления грузов в большом объеме;
- независимость местоположения отправителя и получателя грузов от морских и речных портов, а так же крупных городов, автомагистралей, ж/д путей — самый эффективный вид грузоперевозок на небольшие расстояния.
Недостатки:
- ограниченность использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов;
- зависимость от дорожной сети;
- дорогой вид транспорта при грузовых перевозках на большие расстояния;
- ограниченность по перевозке негабаритных грузов.
Недостатки
Не так устойчив, как обычный грузовик.
Седельный тягач, кроме полуприцепа, другой груз перевозить не может.
На ПАО «МК «Азовсталь» РБЦ могут использовать такие типы тягачей
1) МАЗ-6422 — седельный тягач Минского автомобильного завода.
На рис 2.2.1 представлен МАЗ 6422
Рис2.2.1 МАЗ 6422
Его габаритные размеры представлены на рис 2.2.2
Рис. 2.2.2.габаритные размеры МАЗ 6422
Техническая характеристика МАЗ 6422 представлена в табл 2.2.1
Табл2.2.1
Используемое шасси | МАЗ-6422 |
Колесная формула | 6х4 |
Полная масса автомобиля, кг | 24500 (автопоезд 52000) |
Габариты, мм (длина/ширина/высота) | 6600/2500/3800 |
Распределение полной массы на переднюю ось,кг | |
Распределение полной массы на заднюю ось,кг | |
Нагрузка на седло, кг | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | |
ABS/ASR | есть |
Колея передних колес, мм | |
Колея задних колес, мм | |
Седельно-сцепное устройство | 1400 мм |
Тип двигателя | Дизель |
Мощность двигателя, кВт (л.с) | 294 (400) |
Расход топлива, л/100 км | 34,2 |
Топливный бак, л |
2)КамАЗ- 6460-седельный тягач, изготовленный Камским автомобильным заводом. Предназначен для транспортировки полуприцепов различных типов г/п до 30 т. Данный тип автобиля представлен на рис 2.2.3
2.2.3 общий вид КамАЗ 6460
Его габаритные размеры представлены нас 2.2.4.
Рис 2.2.4габаритные размеры КамАЗ 6460
В табл 2.2.2 представлены технические характеристики автомобиля КамАЗ 6460
Колесная формула | 6х4 |
Полная масса автомобиля, кг | 26000/62000 |
Габариты, мм (длина/ширина/высота) | 6580/2500/3635...3715 |
Распределение полной массы на переднюю ось,кг | |
Распределение полной массы на заднюю ось,кг | |
Нагрузка на седло, кг | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | |
ABS/ASR | есть |
Мощность двигателя, кВт (л.с) | 294 (400) |
Топливный бак, л | |
Расход топлива л/100км | 42,1 |
3) Техническая характеристика DAF-FT XF95
Рис 2.2.5.Общий вид тягача DAF-FT XF95
Рис.2.2.6. Схематическое изображение DAF-FT XF95
Шасси седельного тягача с пневматической подвеской. Электронная система управления двигателем UPEC. Двигатель имеет моторный тормоз. Передние и задние оси имеют дисковые тормоза. Тормозная система имеет электронное управление.
Таблица 2.2.3.
Весовые параметры DAF-FT XF95
Весовые параметры | |
Масса в снаряженном состоянии, кг | |
В том числе на переднюю ось,кг | |
Допустимая нагрузка на ССУ, кг | |
Полная масса автопоезда,кг |
Таблица 2.2.4.
Техническая характеристика DAF-FT XF95
Общие технические данные | |
Колесная формула | 4x2/2 |
Кабина | 2-х местная+2 спал |
Максимальная скорость, км/ч | 85 с огр. |
Радиус поворота, м | 8,5 |
Коробка передач | Мех. 12/16 ступ. |
Расход топлива, л | 195 г./кВт.ч |
Емкость топливного бака, л | 430/560/870 |
Шины | 295/R 22,5 |
Тип двигателя | Диз. DAF ХЕ315С (Евро-3) |
Объем, л | 12,6 |
Мощность, кВт (л.с.) | 315(428) |
Крутящий момент, Н/м |
Типы кранов.
Существуют различные виды кранов, соответственно и устроены они по-разному.
Портальные краны. Необходимо отметить, что такие краны также бывают различных видов и для них приняты специальные обозначения:
КПМ – кран портальный монтажный,
КПП – кран портальный перегрузочный,
КПД – кран портальный доковый.
Конструкция портальных кранов представляет собой поворотную стреловую систему, установленную на портал, который передвигается по подкрановым путям. Полупортал, на который устанавливается портальный кран, предназначен для пропуска различных видов транспорта. Применяются портальные краны преимущественно в морских и речных портах, на судостроительных и судоремонтных заводах и в плавучих доках, при строительстве гидротехнических сооружений. Таким образом, в отличие от предыдущих кранов, портальные краны предполагают узкую сферу использования.
Подъем груза на портальных кранах осуществляется с помощью крюков и грейферов, на монтажных с помощью крюков. Подкрановых путей может быть от одного до трех, соответственно, ширина колен подкранового пути составляет 6, 10,5 и 15,3 м. Грузоподъемность портальных кранов различная для перегрузочных и монтажных кранов. Так, для перегрузочных кранов грузоподъемность составляет 5-40т, для монтажных – до 300т. Вылет стрелы достигает 40м.
Консольные краны. Консольные краны бывают двух разновидностей: настенно-консольный кран и колонный кран.
1. Настенно-консольный кран состоит из настенной фермы, по которой передвигается настенная тележка с лебедкой, обеспечивающей подъем груза. Применяют настенно-консольные краны преимущественно в цехах, с целью уменьшения работы мостовым кранам. Настенно-консольные краны устанавливаются стационарно: ставится колонна, а на ее основе монтируют консоль. Возможность использования консольных кранов во многом зависит от специфики производства и помещения, но все-таки преимущественно консольные краны используют в небольших помещениях.
2. При использовании колонного крана, вместо настенной фермы, используется стационарная колонна. Колонные краны используют для обслуживания различных агрегатов, поэтому и применяют их на машиностроительных заводах.
Кран-штабелёр внешним видом напоминает кран-балку, однако конструкция кран-штабелера имеет несколько отличий. Главное – в конструкции кран-балки используют таль, а на кран-штабелере – вилочный штабелер. Собственно, примерно такую конструкцию имеет погрузчик, но своими маневренными качествами и проходимостью, погрузчику далеко до кран-штабелера. Кран-штабелер может проехать даже в узком проходе и, соответственно выполнить работу, которая недоступна погрузчику.
Самоходные гусенечные краны. Существует отдельный вид кранов, который перемещается на гусеничном шасси – самоходный гусеничный кран. Конечно, доставлять такой кран – достаточно трудоемкая задача, но гусеничный кран оправдывает затраты. С его помощью можно достичь большей высоты подъема и гусеничный кран обладает большой грузоподъемностью. Чтобы снизить затраты на транспортировку гусеничного крана с места на место, широко применяется принцип агрегатного построения. Такая возможность позволяет не только облегчить демонтаж, но и перевозку грузов. Работают гусеничные краны, как от дизель-электрического агрегата, так и от электрической сети. В конструкцию гусеничных кранов включено большое количество различного оборудования, что повышает производительность и мощность этих кранов. Гусеничный кран состоит из: ходовой и поворотной части, лебедки, механизма вращения, генераторной и дизель-электрической станции, монтажной стойки, кабины, грузовой подвески и крюковой обоймы и др. Транспортировка гусеничного крана происходит при помощи специального транспорта.
Мостовым краном называется подъемно – транспортная машина, передвигающаяся по рельсовому пути на определенной высоте от пола и способная перемещать грузы в трех взаимно перпендикулярных направлениях: вертикально, поперечно и продольном. Благодаря этому мостовой кран может принимать груз в любую его точку. При этом кран, перемещаясь по рельсам над обслуживаемой территорией, не занимает ее полезную площадь.
Основной несущий элемент в конструкции такого крана – мост, представляющий собой одну или две главные пролетные балки, связанные по торцам с поперечными концевыми балками. На последних смонтированы ходовые колеса, посредством которых кран передвигается по двум рельсам, уложенным на подкрановые балки. Подкрановые балки устанавливаются на колоннах цехового помещения или специальной эстокаде. На мосту крана также установлены две рельса, по которым посредством собственных ходовых колес перемещается грузовая тележка с расположенным на ней механизмом подъема груза.
Мостовые краны классифицируются по назначению. Краны, оборудованные крюковыми подвесками, называют крюковыми. Их относят к кранам общего назначения, предназначенным для работы с разнообразными грузами. Краны, оборудованные грейферами, называют грейферными, а электромагнитами – магнитными. Общий вид мостового крана представлен на рис 2.7.1.
Рис. 2.8.1. – Общий вид мостового крана
Таблица 2.8.1
Техническая характеристика мостового крана
Технические параметры | Размерность |
Грузоподъемность, т | |
Пролет, м | |
Высота подъема груза, м | |
Скорость: - подъема - передвижение тележки - перемещение крана | 7 с 4 с 20 с |
Козловые краны. Еще один вид кранов – козловые краны. Несущие конструкции козловых кранов опираются на крановый путь за счет опорных балок. Козловые краны широко применяют на различных производствах. В частности, без них не обойтись при обслуживании складов, штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, для обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Устанавливают козловые краны на открытых площадках.
Вспомогательных грузов
1) Расчет годового объёма отходов металла определяем по формуле:
тыс. т(3.1)
Пвх(i)= 3000,0 · 0,085 = 255 тыс. т
2) Суточный грузопотокопределяется по формуле:
Qсут= Qгод / 365,(3.2)
где:Qгод- годовой объём груза отходов металла; 365- количество дней в году.
Qсут= 255 / 365=0,69 тыс.т
По каждому из видов груза производим расчёт, а результаты сводим в таблицу 3.2.1
Таблица 3.2.1 Расчет объема перевозок РБЦ
Наименование груза | Откуда (куда) перевозится | Расходный коэффициент на 1 т продукции | Годовой объем перевозок, тыс. т. | Суточный объем перевозок, тыс. т. | ||||
Прибытие | ||||||||
Сортовая заготовка | Б, ОНРС | 1,0850 | 8.9 | |||||
Огнеупоры | ЦО | 0,0015 | 4.5 | 0.012 | ||||
Запчасти | ЦРО, ВС | 0,0003 | 0.9 | 0.002 | ||||
Отправление | ||||||||
Готовая продукция | ВС | 1,0000 | 8.2 | |||||
Отходы металла | СРБ | 0,0850 | 0.69 | |||||
Окалина | АФ | 0,0040 | 0.03 | |||||
Бой огнеупоров | ЦО | 0,0015 | 4.5 | 0.012 | ||||
Изношенные детали | СРБ, ЦРО | 0,0003 | 0.9 | 0.002 | ||||
Поскольку темой диплома является перевозка отходов металла, то из всех вышеперечисленных грузов к перевозке принимаем отходы металла.
общая характеристика автомобильного транспорта