Международное правовое регулирование транспортной сферы
Помимо системы российского транспортного законодательства деятельность транспортных организаций попадает под регламентацию норм международного транспортного права.
К примеру, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие относится к числу конвенционных преступлений, поскольку обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие регулируется такими международными правовыми актами, как:
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.[80];
- Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г.[81];
- Международная конвенция о спасании 1989 г.[82] и др.
Безусловно, при принятии нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, необходимо учитывать требования норм международного транспортного права.
Это учитывается законодателем, в частности, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора[83].
Взаимная интеграция систем отечественного и международного транспортного права обусловлена процессом формирования единого транспортного союза и единого транспортного пространства в рамках ЕврАзЭС (Международной организации «Евразийское экономическое сообщество»)[84].
В числе мер по формированию единого транспортного пространства ЕврАзЭС наибольшее значение будут иметь, согласно раздела 4 «Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны», предусмотренного Транспортной стратегией РФ[85]:
- гармонизация нормативного правового регулирования транспортной деятельности;
- унификация технических стандартов и транспортных технологий в государствах - членах ЕврАзЭС (в том числе на основе международных норм ЕврАзЭС и многосторонних соглашений и конвенций в области транспорта);
- устранение любой дискриминации поставщиков транспортных услуг из одних государств - членов ЕврАзЭС в другие государства - члены ЕврАзЭС;
- устранение любой дискриминации в сфере лицензирования и сертификации при учреждении транспортных компаний, их филиалов и представительств, совместных предприятий на всей территории единого транспортного пространства, то есть предоставление им национального режима;
- обеспечение свободного транзита пассажиров и грузов, эффективное использование транзитно-транспортного потенциала государств - членов ЕврАзЭС.
Специалисты обоснованно полагают, что, не ущемляя интересы российского государственного суверенитета, национальные права в транспортной сфере должны быть пересмотрены с учетом приоритета общечеловеческих интересов.
При этом необходимо именно совершенствование международно-правовых основ регулирования межгосударственной транспортной деятельности, а также достижение глобального соглашения по всем основным вопросам в рамках мирового сообщества[86].
Принципы межгосударственного взаимодействия в отношении международной транспортной деятельности государств могли бы быть определены положениями, например, Всеобщей транспортной конвенции.
Систематизированные нормы такого международно-правового акта способствовали бы целям упорядочивания разнообразных транспортных правоотношений государств и установлению правил и процедур регулирования транспортной деятельности государств, установления и развитию нового правопорядка в исследуемой области.
К тому же целесообразно предусмотреть в таком документе механизм для мирного урегулирования хозяйственных споров, касающихся транспортной деятельности, учредив с этой целью, к примеру, Международный транспортный трибунал с соответствующими процессуальной процедурой и полномочиями по аналогии с иными уже существующими международными органами. Споры по толкованию и применению положений вышеназванной Конвенции могли бы передаваться на рассмотрение Международного транспортного трибунала, как специального органа международного правосудия[87].
Заключение
На основании проведенного исследования следует отметить, Что Конституция РФ затрагивает общие положения регулирования транспортной деятельности. Конституционные основы регулирования транспортной деятельности сводятся к регулированию федерального транспорта и путей сообщения, признанию норм международного права частью правового регулирования Российской Федерации и закреплению принципа свободного перемещения услуг. Транспортная деятельность является связующим звеном во всех социально-экономических отношениях государства, она способна охватывать практически все регионы. Осуществление транспортной деятельности обеспечивает жизнедеятельность как внутри страны, так и за ее пределами.
В целях эффективного правового регулирования необходимо осуществить устранение конституционного правового пробела в части регулирования транспортного обслуживания субъектов РФ и муниципальных образований путем внесения в ст. 72 Конституции РФ нормы о регулировании транспортной деятельности, регулирующей вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Система правового регулирования транспортного права состоит из конституционных положений, целого ряда специализированных транспортных уставов и кодексов, принятых в форме федеральных законов и детально регламентирующих транспортные отношения, а также подзаконных нормативных правовых актов и характеризуется в целом признаками стабильности, систематизированности, объемности, значительным наличием императивных норм, широким применением норм международного права, а также принципом иерархии системы. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа). Необходимость выявления и анализа ряда наиболее актуальных проблем нормативно-правового регулирования транспортной сферы, обусловлена развитием транспортной отрасли.
Дискуссия ученых о создании единого Транспортного кодекса продолжается долгое время. Принятие такого рода документа проблематично, поскольку данный вид деятельности, хоть и обусловлен общим предметом, осуществляется различными видами транспорта и требует более узкой специфики регулирования.
Транспортное право - это единая взаимосвязанная комплексная отрасль российского права, содержащая нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (конституционного, земельного, гражданского, административного, предпринимательского, договорного, уголовного).
При изучении метода и задач транспортной деятельности следует вывод: так как транспортное право является комплексной отраслью права, она не имеет свой метод регулирования отношений. Здесь идет речь о заимствовании транспортным правом уже известных российскому праву и используемых другими отраслями права методов.
Цели правового регулирования транспортной деятельности - это достижение нормативного упорядочивания общественных отношений, которое необходимо в отношении организации и деятельности транспортных организаций и иных субъектов, оказывающих транспортные услуги.
Исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.
В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Следует внести уточнения в ст.14.1.2 КоАП РФ о предпринимательстве в области транспорта без лицензии в отношении уточнения субъектов ответственности и размера административного штрафа, для более жесткого контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для наиболее эффективного функционирования транспортной деятельности в России, необходимо совершенствование законодательства в области транспорта. На данный момент существует Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., в которой выражено развитие транспортного комплекса. Это необходимо для решения актуальных проблем на основе проведенных статистических исследований и реализации новых возможностей.
В рамках международного права необходимо принять Всеобщую транспортную конвенцию, положения которой установят правила и процедуры регулирования транспортной деятельности различных государств.