Осмотр ТС. Экспертиза тех. состояния ТС.

Техническое состояние автомобиля определяют в боль­шинстве случаев на месте ДТП работники ГАИ, иногда с участием следователя. Результаты фиксируют в Протоколе осмотра и проверки технического состояния транспортного средства. Данный протокол фиксирует технические неисправности а\м участников происшествия, повлекшие за собой ДТП, либо появившиеся в результате происшествия. Указываются виды повреждений к которым можно отнести вмятины, трещины, разрывы, их местоположение, глубина, ширина. Особое внимание удел. выявлению дефектов с которыми запрещена эксплуатация а\м, а т.ж. использованию узлов и агрегатов применение которых на а\м запрещено. Протокол осмотра дополняется фото и видео материалами. У специалиста по осмотру тех. состояния должен имеется спец. измерительный инвентарь (рулетка, линейка, нутромер, тахометр, стробоскоп, фонендоскоп). Основной целью экспертного исследования транспорт­ного средства является установление причинно-след­ственной связи между его техническим состоянием и механизмом ДТП. Техническое состояние транспортного средства харак­теризуется степенью его соответствия технической и нормативной документации. Для достижения указанной цели при экспертном исследовании транспортного средства необходимо уста­новить причины обнаруженной технической неисправ­ности и время ее возникновения. Следует определить возможность обнаружения этой неисправности водителем или другими лицами, отвечающими за техническое со­стояние автомобиля, до момента ДТП и установить, мог ли водитель данного транспортного средства предотвра­тить ДТП при наличии обнаруженной неисправности. Эксперт приступает к исследованию только при на­личии постановления, в котором перечислены объекты экспертизы. Начиная исследование, эксперт должен быть, уверен, что объект исследования находится в том же состоянии, в каком он находился непосредственно после ДТП. В процессе экспертизы необходимо стремиться к тому, чтобы объект исследования не был поврежден. По делу всегда может быть проведена повторная экспертиза, одной из задач которой может быть проверка хода и результатов предыдущего исследования. Поэтому всегда следует стремиться к осмотру и испытанию исследуемой системы в целом, не подвергая ее даже частичной раз­борке. Если же разборка системы неизбежна, то необхо­димо соблюдать осторожность и по возможности точнее фиксировать состояние объекта до исследования, напри­мер, путем фотографирования, описания внешнего вида узлов и деталей с необходимыми замерами. В ходе судебного заседания могут быть высказаны сомнения в истинности фактов, установленных экспертом. Для предупреждения подобных случаев следует провести экспертизу в присутствии следователя, который удостоверит в протоколе дополни­тельного осмотра транспортного средства наличие неис­правностей, обнаруженных экспертом, сфотографирует дефектные детали и т. д.

Исследование ТС предусматривает следующие операции: 1. Наружный осмотр объекта, представленного на экспертизу, фотографирование его, фиксация неисправ­ностей, установленных при осмотре (трещин, изломов, ослабления креплений, вмятин и др.). 2. Разборка агрегата, осмотр и замер деталей, уста­новление повышенных износов и деформаций, царапин, задиров, трещин и других повреждений. 3. Установление причин возникновения обнаруженных дефектов и механизма их образования. 4. Проведение экспериментов и проверочных расчетов для подтверждения предполагаемого механизма образо­вания дефектов. 5. Сопоставление результатов экспертного исследова­ния с нормативными данными: техническими условиями на изготовление и сборку узлов, на ремонт и выбраковку деталей; технологическими картами на техническое обслу­живание и ремонт автомобиля; чертежами предприя­тия-изготовителя и т. д.

Прибыв на место ДТП или место хранения автомо­биля, эксперт должен: --выяснить у следователя вид и основные обстоятель­ства ДТП; --совместно со следователем и работниками ГАИ обес­печить сохранность автомобиля как вещественного дока­зательства; --проверить контрольные приборы и оборудование, имеющиеся у эксперта и предназначенные для проверки систем транспортных средств.

При необходимости оттари-ровать их;

--осмотреть автомобиль с целью получения инфор­мации об общем его состоянии, а также фиксации характера, размеров и мест расположения наружных повреждений. В случае необходимости сфотографировать транспортное средство, его части, места и фрагменты повреждений.

Описать их особенности; -определить размеры и дислокацию вмятин, царапин и других повреждений; --на основании проведенного осмотра по внешним признакам выяснить целесообразность экспресс-диагно­стирования;

--провести экспресс-диагностирование технического со­стояния автомобиля, определяя значения выходных пара­метров систем. При этом необходимо осматривать элемен­ты систем, влияющих на безопасность движения (с уче­том ДТП), последовательно, начиная с органов управ­ления и кончая исполнительными органами; --при обнаружении повреждений и других отклонений от нормального состояния отдельных элементов (следов подтекания тормозной жидкости, смазки, разрывов, проколов, потертости, трения и др.) сфотографировать их, замерить и описать.

Наши рекомендации