Общая методология расследования ДТП.

Этапы экспертизы. Выделяют: 1)Ознакомление с постановлением. Изучение мат-лов дела. 2) Выяснение задач предстоящей экспертизы и Оценка исходных данных. 3)Построение информац. модели исследования ДТП. 4) Проведение расчетов, составление графиков, схем. 5) Оценка проведенных исследований, уточнение первонач. модели ДТП. 6) Формулирование выводов по экспертизе. 7) Составление и оформление заключения.

Изучая материалы представленные на экспертизу, эксперт-автотехник мысленно воссоздает ход событий в процессе ДТП. Версий ДТП м.б. большое кол-во. Опираясь на опыт, расчеты эксперт выделяет наиболее правдоподобные версии и уже из них формируются заключения. Большое значение для проведения экспертизы имеют исходные данные. Главное требование к исходным данным – их избыточность.

К числу выбираемых данных относят: 1)Данные по ТС. 2) Коэффициент продольного и поперечного сцепления шин с дорогой. 3) Время реакции водителя. Для этого в спец. лабораториях в которых исследуются психофизиологические особенности челов. используют специфическое оборудование: --оборудование по определению времени реакции человека как простой, так и сложной, --программно-измерительные комплексы. 4) Время срабатывания тормозного привода. Проводят исследования в лаборатории \на месте. 5) Время нарастания замедления при торможении.6) КПД трансмиссии (справочник), 7) Фактор \ коэффициент обтекаемости (справочники). Выбираемые данные, как правило, явл. осредненными. Эти данные имеют какую-то вероятность достоверности. При построении первонач. модели ДТП эксперт исходные данные получает из актов и карточки ДТП. В случае недостатка информ./ сомнений в точности информ. в кач-ве исходных данных назначают следственный эксперимент.

Выдел. 2 этапа: 1) Непосредственно следственный эксперимент, 2) Камеральная обработка.

Методики проведения экспертных исследований м.б. разными. Соответственно и разные информационные модели. Пример: данные для аналитич. методов отличаются от данных для графо-аналитич. метода. Большое значение при проведении экспертизы играет наглядность представления результатов. Рекомендовано при проведении экспертизы расчеты дублировать, т.е. проводят исследования различными методами.

Исследуя ДТП, эксперт-автотехник прибегает к рас­четам для определения параметров движения пешеходов и транспортных средств. Как правило, предоставляемых исходных данных не­достаточно для детального расчета, и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, норма­тивных актов, отчетов, инструкций предприятий-изготови­телей, научно-исследовательских работ и других источни­ков. При построении первоначальной модели ДТП эксперт выясняет время и место происшествия, дорожную обста­новку в зоне ДТП, направления движения транспорт­ных средств и пешеходов и их примерное располо­жение на проезжей части в различные фазы происшест­вия. В результате он разрабатывает предварительную информационную модель ДТП. Эксперт намечает примерный план предстоя­щих исследований, уточняет операции, направленные на решение экспертного задания. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы. При рас­четах могут быть использованы аналитические, графо­аналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или дока­зывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства.

Деятельность эксперта при исследовании содержит два аспекта.

1)Опираясь на установленные следствием обстоятельства, эксперт восстанавливает механизм происшествия и, используя свои специальные познания, определяем положение транспортных средств и пешеходов в различные моменты времени, устанавли­вает численные значения параметров, с наибольшей вероятностью характеризующие действительный процесс ДТП. При этом аналитические расчеты, графические построения и ло­гические умозаключения подтверждают и уточняют перво­начальную информационную модель ДТП или, напротив, опровергают ее, делая необходимой разработку других версий.

2) Эксперт, основываясь на принятой модели действительного процесса ДТП, рассматривает его вероятные версии, которые могли иметь место, если бы изменились некоторые из обстоятельств дела. Внося соответствующие изменения в модель, эксперт исследует протекание нового механизма ДТП и определяет воз­можные последствия.

После анализа исходных данных и установленияихкорректности наступает следующий этап экспертного исследования ДТП — определение момента возникнове­ния опасной дорожной обстановки. Если этот момент определен следствием или судом, эксперт принимает его в качестве исходного для своих исследований. В про­тивном случае эксперт может, опираясь на свои позна­ния в области науки, техники и водительского ремесла, установить этот момент самостоятельно После того как момент возникновения опасной дорож­ной обстановки установлен, эксперт восстанавливает механизм ДТП и определяет, какое положение занимали участники.

Затем расчетом определяют числовые пара­метры, характеризующие движение участников в процессе ДТП. Рассматривая предположительные версии проис­шествия, эксперт исследует различные способы предотвра­щения ДТП. Оценивая выводы, полученные на основании расче­тов, эксперту иногда приходится изменять первоначаль­ную модель ДТП, а иногда полностью отказываться от нее и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследований. В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнения движения (математические модели) транспорт­ных средств. Целе­сообразно применять модели достаточно простые и удоб­ные для практического использования и вместе с тем обеспечивающие нужную точность (во всяком случае не меньшую, чем точность исходных значений). Послед­нее обычно достигается путем введения в расчеты эмпирических поправочных коэффициентов и формул. В ходе исследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. Причиной расхождения могут быть неточность свидетельских показаний, ошибка, допущенная при осмотре места ДТП или при освидетель­ствовании транспортного средства, умышленное искажение мате­риалов дела и разборку версии, отличающейся от истины и т.д. Если эксперт приходит к выводу о том, что действи­тельный механизм ДТП отличается от описанного следствием, то он излагает свою версию и дает объяс­нение возникшим расхождениям.

Наши рекомендации