Регулирование транспортной деятельности

Л.Г. Антипова

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект лекций

Специальность 080502(7) Экономика и управление

на предприятии транспорта

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве учебного издания

Составитель

доцент Л.Г. Антипова

Рецензент

канд. экон. наук, доц. Ю.В. Малевич

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента на транспорте

Одобрено научно-методическим советом специальности

080502 (7) - Экономика и управление на предприятии

транспорта

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Введение в дисциплину 6

1. Основы теории государственного регулирования экономики 8

2. Система индикативного планирования и особенности ее применения в РФ 13

Система налогообложения в рыночной экономике. 16

Развитие рынка транспортных услуг и особенности регулирования транспортной деятельности 27

Лицензирование автотранспортной деятельности 32

Организационно-экономические основы процедуры банкротства. Мониторинг процедуры банкротства на АТП 40

7. Методика определения финансовой и экономической состоятельности транспортного предприятия 62

8. Антимонопольное регулирование транспортной деятельности 74

9. Страхование на автомобильном транспорте 81

Тестовые задания 99

Заключение 117

Список литературы 118

Терминологический словарь 121

Приложение .Извлечение из рабочей программы дисциплины 134

ВВЕДЕНИЕ

Содержание дисциплины корректируется в связи с переменами, происходящими в отрасли, и может существенно отличаться для отдельных потоков студентов в том случае, когда происходят радикальные изменения в экономике страны и пересматриваются основы процессов развития экономической модели общества.

Учебными задачами дисциплины являются:

· изучение и освоение основных понятий и категорий регулирования

· обучение методам и технологиям организации процесса регулирования в экономике;

· систематизация основных предпосылок и решений по развитию экономических отношений транспортного предприятия;

· формирование представления об основных процессах регулирования деятельностью транспортного предприятия;

· освоение принципов антикризисного управления предприятием и изучение особенностей развития экономических отношений в связи с угрозой банкротства;

· освоение студентами оценочных технологий на транспорте в связи с общей проблемой повышения уровня экономической состоятельности предприятия.

Дисциплина читается на последних курсах обучения, так как предполагается, что студенты уже усвоили знания о характере и ведущих факторах экономических отношений на транспорте. Таким образом, дисциплина «Регулирование транспортной деятельности» базируется на основных дисциплинах общепрофессионального и специального блоков учебного плана специальности 080502(7) «Экономика и управление на предприятии транспорта» таких, как: «Экономика транспорта», «Экономика предприятия», «Организация перевозок», «Планирование на предприятии транспорта», «Системный анализ» и др.

В результате изучения дисциплины «Регулирование транспортной деятельности» экономист-менеджер должен знать:

1. законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие регулирование деятельности на транспорте;

· формы и методы регулирования транспортной деятельности;

· факторы, определяющие эффективность методов, регулирующих деятельность транспортных предприятиятий;

· теоретические основы проектирования процессов регулирования экономических отношений;

· основные процедуры антикризисного управления.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

· применять формы и методы регулирования с учетом специфики деятельности транспортных предприятий;

· применять методику по определению финансовой и экономической состоятельности к транспортным предприятиям;

· оценивать эффективность регулирования деятельности на транспортных предприятиях;

· выбирать и реализовывать наиболее обоснованные с позиции происходящих на предприятии процессов методы регулирования;

· формировать команду менеджеров с целью проведения
преобразований на предприятии.

Студент должен владеть:

· специальной терминологией и лексикой дисциплины в применении к конкретным задачам регулирования процессов развития экономических отношений;

· навыками расчетов показателей, оценивающих состояние и эффективность регулирования деятельности организации;

· навыками принятия решений, в наиболее сильной степени обеспечивающих рост эффективности деятельности предприятия транспорта.

Итоговой формой контроля по дисциплине является экзамен.

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т. д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией. В процессе приватизации и демонополизации транспортного производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили неподготовленные для этих целей руководители.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

В основе управления бизнесом за рубежом лежит доктрина «невмешательства», своими корнями уходящая в ранний капитализм 18 века. Она предусматривает, что правительство не должно вмешиваться в деятельность частных лиц, занимающихся предпринимательством, а должно предоставлять им свободу действий. Вместе с тем практика показала, что в действительности эта доктрина в меньшей степени применима к транспорту, чем к другим видам деятельности. Существует много причин, по которым общество должно осуществлять контроль над транспортом, используя различные методы государственного регулирования, но с учетом специфики деятельности транспортных предприятий.

Построение учебного материала осуществляется с широким использованием наглядного, информационного и схематического изложения основных понятий и содержания регулирования на транспорте.

В конспекте лекций отражены и кратко раскрыты основные разделы учебной дисциплины. Следует учитывать, что основные положения дисциплины, кратко изложенные в конспекте, аргументируются и раскрываются преподавателем во время лекционных занятий. Кроме того, на лекциях дается статистическая информация, приводятся модели развития экономических процессов, рассматриваемых в границах дисциплины, описываются новейшие концепции, не включенные в текст конспекта лекций.

Студенту следует учитывать следующие рекомендации по использованию конспекта лекций:

- краткое содержание тем дисциплины целесообразно изучить до лекционного занятия по этой теме. Это позволит осознанно воспринимать лекционный материал и своевременно уточнять неясные положения;

- на контрольные вопросы следует пытаться ответить после прослушивания лекции, используя при этом другие источники информации и консультируясь у преподавателя;

- выполнять проверку знаний по каждой теме с использованием тестовых вопросов можно после прослушивания лекций, завершения самостоятельной работы и выполнения практических аудиторных занятий.

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация.Система взглядов на регулирование в рыночной экономике. Цели, задачи и сущность содержания регулирования экономической системой.

Валютные рычаги (стабилизация национальной валюты; операции на открытом валютном рынке; девальвация, ревальвация национальной валюты; привлечение иностранного капитала; создание совместных предприятий).

6. Социальная политика (социальные программы; обеспечение занятости населения; регулирование доходов; контроль за динамикой цен и заработной платы; налоги; трансфертные платежи; деятельность в сфере образования, здравоохранения и культуры).

СИСТЕМА ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация.Сущность, особенности и роль индикативного планирования в рыночной экономике. Содержание индикативного плана и формы участия предприятий в его реализации.

2.1 Сущность индикативного планирования

В условиях рынка экономический механизм хозяйствования включает различные инструменты (методы). Методы регулирования проявляются в форме прямого или косвенного воздействия. Одной из форм косвенного воздействия является индикативное планирование.

Индикативное планирование – это процесс формирования индикаторов социально-экономического развития ,а также прогнозирования экономических результатов, позволяющих достичь состояния экономики, соответствующего выработанной системе индикаторов.

Индикативное планирование имеет существенные отличия и особенности по сравнению с привычными формами планирования, а именно:

ü во-первых, носит рекомендательный, а не жесткий характер,

ü во-вторых, основано на косвенном регулировании через систему экономических нормативов и льгот,

ü в-третьих, оперирует преимущественно стоимостными, а не натуральными показателями.

Роль индикативного планирования как регулятора рыночной экономики состоит в следующем:

ü определять направления и пропорции развития экономической системы и приоритеты в развитии различных отраслей хозяйства,

ü давать импульс развитию предпринимательства, что особенно важно для транспортных предприятий,

ü способствовать созданию конкурентной среды и инфраструктуры рынка,

ü создавать условия и предпосылки для развития НТП,

ü создавать инвестиционную привлекательность приоритетных направлений развития, к которым в настоящее время относится транспорт,

ü стимулировать развитие производства и способствовать финансовому оздоровлению экономики,

ü обеспечивать экономическую безопасность экономики.

2.2 Содержание индикативного плана

Индикативный план включает три основные части:

- концептуальную часть, т.е. концепцию экономического развития отрасли или региона,

- прогнозную часть, т.е. прогноз социально-экономического развития,

-планово-регулирующую часть ,т.е. государственные программы и системы экономических регуляторов.

Для предприятий наиболее важна и интересна система экономических регуляторов индикативного плана, которая может включать:

· перечень лицензируемых видов деятельности и квоты на экспорт продукции,

· объемы поставок продукции, размещаемые на конкурсной основе,

· бюджетные субсидии и дотации,

· объемы капитальных вложений, финансируемых из бюджета,

· сведения для предприятий, участвующих в программах по снижению налоговых ставок, процентов по кредитам, ставок таможенных пошлин, перечень различных льгот и др.

2.3 Роль индикативного плана в планировании деятельности транспортного предприятия

На основе индикативного плана предприятия разрабатывают самостоятельно свои планы с учетом льгот и других преимуществ при выполнении государственных федеральных и региональных целевых комплексных программ, также при участии в поставках продукции, работ и услуг для государственных нужд.

Участие транспортных предприятий в реализации индикативного плана может быть в одной из следующих форм:

ü участие в государственных или региональных целевых комплексных программах,

ü поставка продукции, выполнение работ или услуг для государственных нужд.

Предложенный механизм реализации индикативного плана позволяет увязать интересы государства с интересами предприятий.

Наличие индикативного плана позволяет повысить степень информированности транспортных предприятий в области государственной социально-экономической политики и позволит им:

· выбрать направления развития и выработать соответствующую стратегию, позволяющую снизить уровень предпринимательского риска;

· выявить собственные сегменты рынка по продукции, работам и услугам;

· участвовать в реализации государственных комплексных целевых программ;

· обеспечить рабочие места и снизить социальную напряженность на предприятии;

· получить льготные кредиты, льготы по налогообложению и таможенным пошлинам, лицензии и т.п.

Введение государством системы экономических регуляторов рынка, в том числе индикативного планирования, значительно повышает выживаемость предприятий в реальном секторе рынка.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте понятие индикативного планирования

2. Назовите преимущества индикативного планирования

3. Укажите роль индикативного планирования как регулятора рыночной экономики.

4. Перечислите систему экономических регуляторов.

5. Перечислите возможные формы участия транспортных предприятий в реализации индикативных планов.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процедуры банкротства

Процедура наблюдения

Первая процедура банкротства- наблюдение -вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что служит основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника. Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя соответствует условиям, предусмотренным Законом о банкротстве, признано арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (п. 3 ст. 48 Закона).

С момента вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения Закон о банкротстве связывает наступление юридических последствий как для кредиторов, так и для должника (ст. 63 и 64). В соответствии с п. 4 ст. 69 Закона о банкротстве арбитражный суд должен вынести определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения его обязанностей на лицо, представленное в качестве руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника либо представителем собственника имущества должника -унитарного предприятия. При отсутствии таких кандидатур арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей руководителя на одного из заместителей руководителя должника (одного из работников должника). В любом случае возможность перехода к временному управляющему управления делами должника исключается.

Кредиторы и уполномоченные органы, желающие принять участие в первом собрании кредиторов, могут вступить в дело о банкротстве на стадии наблюдения. В этих целях они должны предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с момента опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования могут быть оспорены не только должником, но и иными кредиторами, вступившими в дело о банкротстве, временным управляющим, а также представителем учредителей (участников) должника или соответственно собственника имущества унитарного предприятия-должника. Возражения указанных лиц на требования кредитора или уполномоченного органа могут быть заявлены не позднее чем через 15 дней со дня истечения 30-дневного срока для предъявления требований к должнику в период наблюдения. При наличии таких возражений арбитражный суд должен проверить обоснованность соответствующих требований и установить, имеются ли основания для их включения в реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения возражений арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В таком же порядке арбитражным судом рассматриваются и те требования, в отношении которых не поступило никаких возражений. Во всяком случае любое требование кредитора или уполномоченного органа может попасть в реестр требований кредиторов только на основании определения арбитражного суда о включении данного требования в реестр требований кредиторов.

Финансовое оздоровление

Под финансовом оздоровлением должника понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2).

Особенности данной процедуры состоят в том, что при ее проведении имеется возможность сохранить органы управления должника, включая его руководителя, которые вследствие этого оказываются заинтересованными во введении в отношении должника финансового оздоровления.

Кроме того, активная роль в инициировании и проведении финансового оздоровления отводится учредителям (участникам) должника, а также собственнику имущества должника - унитарного предприятия, которые наделяются правом обращения к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Указанные лица вправе также предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом и в том случае, если первое собрание кредиторов проголосует за обращение в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Необходимым условием для вынесения арбитражным судом в подобной ситуации определения о введении финансового оздоровления выступает предоставление лицами, заявляющими ходатайство о переходе к этой процедуре, обеспечения исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в виде банковской гарантии (п.п. 2 и 3 ст. 75 Закона).

К сожалению, в соответствии с Законом о банкротстве правом на обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления наделяются не только учредители (участники) должника и собственник имущества должника - унитарного предприятия, но и так называемые третьи лица, которые могут воспользоваться данной процедурой банкротства для получения контроля над имуществом должника и его органами управления.

Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего, полномочия которого во многом схожи с полномочиями, осуществляемыми временным управляющим в период наблюдения. Вместе с тем административный управляющий выполняет и ряд специфических функций, характерных для финансового оздоровления. В частности, он обязан: рассматривать отчеты должника о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а также представлять собранию кредиторов соответствующую информацию; осуществлять контроль за выполнением должником текущих требований кредиторов; в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение указанных обязательств, исполнения их обязанностей, вытекающих из такого обеспечения (ст. 82, 83).

Сущность процедуры финансового оздоровления и ее практический смысл заключаются в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок - 2 года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона).

В случае введения процедуры финансового оздоровления шансы кредиторов получить удовлетворение своих требований многократно повышаются, поскольку на случай срыва графика погашения задолженности в Законе о банкротстве предусмотрен упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, непосредственно в рамках дела о банкротстве должника.

Конкурсное производство

Первое, что следует отметить при анализе положений Закона о банкротстве, регулирующих конкурсное производство, -сокращение числа очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трех (что само по себе противоречит ст. 64 и 65 Гражданского кодекса РФ). По сравнению с ГК РФ и Законом о банкротстве 1998 года (п. 2 ст. 106) утрачивают свое значение третья (требования по обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом) и четвертая (требования по обязательным платежам) очереди (п. 4 ст. 134 Закона). Однако новая судьба у этих очередей различна.

Иное дело требования по гражданско-правовым (то есть частным) обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом. Такие требования также помещаются в третью очередь, а стало быть, их субъекты - залогодержатели получают все права конкурсных кредиторов, в том числе и право голосовать на собраниях кредиторов.

Однако в случае продажи предмета залога требования залогодержателя подлежат удовлетворению в первую очередь за счет выручки от продажи заложенного имущества преимущественно перед всеми иными кредиторами. Исключение составляют лишь требования кредиторов первой и второй очереди, возникшие до включения договора залога (п. 2 cт. 138 Закона).

Надо понимать так, что кредиторов первой и второй очереди (а это граждане с требованиями к должнику в связи с причинением вреда их жизни и здоровью, а также работники должника с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий) теперь будут делить на "белых" и "черных" в зависимости от того, когда им был причинен вред или не выплачены заработанные деньги - до заключения договора залога или после. К примеру, если машина должника сбила гражданина на улице после того, когда должником был заключен договор залога с кредитором, то при реализации в процессе конкурсного производства предмета залога (а это может быть и весь имущественный комплекс должника) из вырученной суммы указанный гражданин не получит ни копейки. Вот если бы он попал "под колеса" до заключения договора залога, с ним был бы произведен расчет.

Очевидно, что особое положение кредитора по обеспеченному залогом обязательству должно сопровождаться усилением гарантий удовлетворений требований кредиторов первых двух очередей, например, путем создания резервного фонда (за счет отчислений работодателей) для выплаты задолженности по заработной плате работникам, увольняемым в связи с банкротством организаций должников.

Что касается кредиторов первой очереди, то, к сожалению, новый Закон о банкротстве (как и его предшественник) не содержит механизма реализации положения о том, что с согласия гражданина требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, указанное требование в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации вместе с обязанностью производить в отношении указанного гражданина выплаты повременных платежей. Вместо этого в Законе о банкротстве есть уже ставшая традиционной ссылка на некий порядок исполнения государством этой обязанности, который должен быть установлен Правительством РФ (п. 3 ст. 135).

Существенный характер носят изменения порядка определения судьбы имущества должника, не включаемого в конкурсную массу, в частности: дошкольных и иных образовательных учреждений, лечебных учреждений, спортивных сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры. Указанные социально значимые объекты теперь подлежат продаже (ранее они передавались в муниципальную собственность) путем проведения торгов в форме конкурса, обязательным условием которого является обязанность покупателя содержать данные объекты и обеспечивать их использование по целевому назначению. По результатам проведения конкурса между органом местного самоуправления и победителем конкурса заключается соглашение об исполнении условий конкурса (в дополнение к договору купли-продажи), в случае нарушения которого указанное соглашение и договор купли-продажи могут быть расторгнуты арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления. B этом случае объекты подлежат передаче в муниципальную собственность, а уплаченные по договору купли-продажи покупателем денежные средства возмещаются последнему за счет местного бюджета (п. 4 ст. 132 Закона).

Заслуживает быть отмеченным также новое положение Закона о банкротстве, допускающее замещение активов должника (то есть создание на база имущества должника открытого акционерного общества) в ходе конкурсного производства, которое может иметь место на основании решения собрания кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника

Мировое соглашение

Как и прежде, мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами (к ним теперь добавляются также уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам) может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника (п. 1 ст. 150 Закона).

Из текста Закона о банкротстве исключены положения, допускающие возможность последующего признания мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, недействительным. Вместо этого предусмотрены правила, регулирующие порядок обжалования и последствия отмены определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения (ст. 162, 163).

Наряду с общей нормой о том, что определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ (чего в принципе было бы достаточно), Закон о банкротстве включает в себя отдельное положение об основаниях пересмотра указанного определения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

К числу вновь открывшихся отнесены обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, которые не были и не могли быть известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения, а также на случай, когда заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, однако мировым соглашением нарушены его права и законные интересы (п. 2 ст. 162 Закона).

Согласно ст. 164 Закона о банкротства мировое соглашение может быть расторгнуто в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (то есть в полном объеме, целиком) по заявлению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований к должнику. Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства исключается возможность расторжения мирового соглашения в отношении отдельного кредитора по заявлению последнего. И это правильно: предусматривая такую возможность, Закон о банкротстве 1998 года тем самым допускал несправедливое предпочтительное удовлетворение требований отдельного кредитора, вышедшего из мирового соглашения и благодаря этому восстановившего свое требование в прежнем объеме, в то время как остальные кредиторы могли рассчитывать лишь на удовлетворение своих требований на условиях мирового соглашения.

Вместе с тем в ст. 165 (п. 3) Закона о банкротстве, регламентирующей порядок рассмотрения заявления о расторжении мирового соглашения, находим норму о том, что о дате и времени судебного заседания по рассмотрению заявления о расторжении мирового соглашения в отношении отдельного кредитора уведомляются должник, конкурсный кредитор или конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, обратившиеся с заявлением о расторжении мирового соглашения, а также третьи лица, участвующие в мировом соглашении.

Отмеченная несогласованность правовых норм, ставшая результатом элементарной небрежности составителей законопроекта, может породить серьезные проблемы в практике применения Закона о банкротстве

Формы санации

Существуют следующие формы санации :

1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия) носит следующие основные формы:

а) погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия. Она связана со следующими основными условиями: обеспечением дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой или межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; с другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом;

б) погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего. Так как предоставление такого целевого кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального значения. В качестве одного из вариантов этой формы санации может выступать переоформление краткосрочных кредитов предприятия в долгосрочные (с соответствующим повышением ставок процента). Для осуществления контроля и помощи предприятию, коммерческий банк в перечне условий санации может потребовать введение в состав его руководства своего представителя (или уполномоченного лица);

в) перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника. Условия такого перевода долга оговариваются специальным договором. Однако для такого перевода долга требуется обязательное согласие кредитора (если кредитор не дает согласия на перевод долга другому лицу, то предприятие-должник не имеет на это права, так как это означало бы одностороннее изменение условий кредитного договора). В случае согласия кредитора на перевод долга другому лицу, новый должник имеет право выдвигать против требований кредитора все возражения, основанные на договорных отношениях между кредитором и первым должником;

г) выпуск облигаций (и других долговых ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, если по каким либо причинам предоставление ему прямого банковского кредита (или переоформление краткосрочных кредитов в долгосрочные) невозможно. В роли такого гарантирующего санатора может выступить и страховая компания.

2. Санация предприятия, направленная на его реорганизацию (с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия) носит следующие основные формы:

а) слияние. Такая форма санации осуществляется путем объединения предприятия-должника с другим финансово устойчивым предприятием. В результате такого объединения предприятие-должник теряет свой юридический статус. В процессе слияния предприятия объединяют (консолидируют) свои бухгалтерские балансы. Для санатора побудительным мотивом слияния с предприятием-должником может быть эффект синергизма, связанный с новыми возможностями внутренней кооперации, диверсификации продукции или рынков сбыта и т.п. Для санируемого предприятия при слиянии обеспечивается сохранение рабочих мест и направленности производственной деятельности;

б) поглощение. Эта форма санации осуществляется путем приобретения предприятия-должника предприятием-санатором (для последнего это является одной из форм инвестиций - приобретение целостного имущественного комплекса или основной части его активов). Для санатора эффект поглощения также связан с синергизмом. Санируемое предприятие при поглощении обычно теряет свой самостоятельный статус, хотя как юридическое лицо может сохраниться в виде дочернего предприятия;

в) разделение. Такая форма санации может быть использована для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную (производственную) деятельность. Эффект такой формы санации состоит в том, что за счет существенного сокращения надстроечного управленческого аппарата, непроизводственных и вспомогательных служб значительно сокращается сумма постоянных издержек и возрастает эффект операционного левериджа новых разделенных предприятий. Тем не менее такая форма санации требует определенной кредитной поддержки для выхода из кризисного состояния, которую предоставляет обычно коммерческий банк, обслуживающий предприятие. Выделенные в процессе разделения предприятия получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса;

г) преобразование в открытое акционерное общество. Такая форма санации, осуществляемая по инициативе группы учредителей, позволяет существенно расширить финансовые возможности предприятия, обеспечить пути его выхода из кризиса и дать новый импульс его экономическому развитию. Условием такой санации выступает необходимость обеспечения учредителями минимального размера уставного фонда, установленного законодательством;

д) передача в аренду. Эта форма характерна в настоящее время для санирования государственных предприятий, при которой они передаются в аренду членам трудового коллектива. Условием осуществления такой формы санации является принятие на себя коллективом арендаторов долгов санируемого предприятия. Принципиально такая форма санации может быть использована и для предприятий негосударственных форм собственности;

е) приватизация. В этой форме санируются государственные предприятия. В настоящее время

Наши рекомендации