Определение целесообразного способа транспортировки нефти
Лабораторная работа 2
Определение целесообразного способа транспортировки нефти
Цель работы:изучить методику расчета сравнительной экономической эффективности вариантов транспортировки нефти и особенности формирования структуры себестоимости транспортировки в зависимости от комплекса факторов для каждого вида транспорта.
Задачи:
1. Изучить классификацию расходов предприятий по транспорту нефти в соответствии с законодательными документами;
2. Дать характеристику экономическим элементам структуры затрат на транспортировку нефти для различных видов транспорта;
3. Познакомиться с методикой расчета приведенных затрат для оценки сравнительной экономической эффективности различных проектов;
4. Дать экономическое обоснование выбора наиболее целесообразного варианта транспортировки нефти по конкретному маршруту в соответствии с исходными данными;
5. Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Исходные данные:
Определить целесообразный способ транспортировки Gгод нефтиСургутского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы г. Омска. Расчетная плотность нефти ρ равна 0,842 т/м3 . Транспортировку можно осуществлять по рекам Обь и Иртыш, по электрифицированной железной дороге через Тобольск-Тюмень и по трубопроводу Сургут-Омск. Расстояние, на которое осуществляются перевозки по воде, равно Lв , по трубопроводу – Lтр , по электрифицированной железной дороге – Lжд.
Конкретные исходные данные в соответствии с индивидуальным вариантом представлены в табл. 1 Приложения.
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы
Теоретическая часть
Приведенные затраты — оценочный показатель сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, применяемый при выборе лучшего из альтернативных вариантов решения в области технической и хозяйственной политики.
При сравнении возможных вариантов решения какой-либо задачи, технических усовершенствований, инвестиций в производство, различных способов повышения качества продукции, транспортных задач лучшим при прочих равных условиях считается вариант, требующий минимума приведенных затрат.
Приведенные затраты — сумма текущих (эксплуатационных затрат, учитываемых в себестоимости продукции (работ, услуг), и единовременныхкапитальныхвложений, сопоставимость которых с текущими затратами достигается путем умножения их на нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Последний представляет собой минимальную норму эффективности капитальных вложений, ниже которой они, при прочих равных условиях, нецелесообразны.
Приведенные затраты определяются по формуле:
ЗП = С + ЕК,
где С — текущие (эксплуатационные) затраты, К — капитальные вложения (инвестиции), необходимые для решения конкретной задачи, Е — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений(для нефтегазовой промышленности Ен=0,12 ).
Капитальные вложения — это реальные инвестиции (вложения) в основной капитал (основные фонды), в том числе затраты на новое строительство, на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
По экономическому содержанию капитальные вложения представляют часть общественного продукта (главным образом фонда накопления), направляемую на воспроизводство основных фондов.
По форме же капитальные вложения выступают в виде денежных средств, которые идут на капитальное строительство, приобретение оборудования и других средств труда, входящих в состав основных фондов.
Эксплуатационные (текущие)затраты — затраты, необходимые на поддержание в нормальном состоянии используемых сооружений и оборудования.
Другими словами, текущие затраты - это выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов предприятия, связанные с осуществлением его текущей хозяйственной деятельности и возмещаемые в течение одного операционного (производственно-коммерческого) цикла в составе цены продукции (работ, услуг).
В зависимости от конкретного вида отрасли, производства, процесса, оборудования структура текущих затрат может быть различна. Однако существует единая группировка затрат по экономическим элементам, которая регламентирована в Налоговом Кодексе РФ.
Для предприятий всех отраслей промышленности установлена следующая обязательная номенклатура затрат по экономическим элементам:
1. Материальные затраты.
2. Затраты на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Амортизация основных фондов.
5. Прочие затраты.
· Материальные затраты - это стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии всех видов, расходуемые как на технологические цели, так и на обслуживание производства.
· Затраты на оплату труда. В эти затраты входят расходы на оплату труда всего персонала, занятого на данном производстве.
· Отчисления на социальные нужды - это отчисления в органы социального страхования, пенсионный фонд, и фонд обязательного медицинского страхования (в % от величины заработной платы работников).
· Амортизация основных фондов. В эти затраты входит сумма амортизации на полное восстановление основных фондов, определенная от их балансовой стоимости по установленным нормам.
· Прочие затраты - это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по кредитам, затраты на командировки, оплата услуг связи и т.д.
Совокупность всех текущих затрат формирует себестоимость продукции (работ, услуг). Специфика отдельных отраслей вносит большие различия в состав и структуру затрат.
Расчетная часть
Приложения
Таблица 1
Исходные данные индивидуальных заданий для выполнения лабораторной работы 2
Примечания:
1. Значения технико-экономических показателей, принятых в данном задании, являются условными, и не могут служить в качестве справочно-нормативной информации.
2. Полученные значения следует округлять до целых чисел.
3. Для вариантов, отмеченных *, следует принять сооружение лупинга протяженностью 10*n (n-номер варианта).
4. Для вариантов, отмеченных **, следует принять совмещенное сооружение головных станций.
5. Для вариантов, отмеченных ***, следует принять совмещенное сооружение одной промежуточной станции.
Таблица 2
Рекомендуемые оптимальные параметры магистральных нефтепроводов
№ | Наименование показателя | ||||||||
1. | Пропускная способность, млн.т/год | 1-2 | 2-4 | 4-5 | 5-10 | 10-15 | 15-20 | 20-30 | 30-80 |
2. | Условный диаметр нефтепровода, Ду, мм |
Таблица 3
Зависимость себестоимости перекачки от диаметра трубопровода
Диаметр, мм | S, руб/т*км | Диаметр, мм | S, руб/т*км |
0,3 | 0,094 | ||
0,21 | 0,082 | ||
0,15 | 0,065 | ||
0,13 | 0,062 |
Таблица 4
Рекомендуемые величины коэффициента использования емкости
Емкость резервуара | Величина использования емкости | ||
Без понтона | С понтоном | С плавающей крышей | |
До 5000 м3 | 0,85 | 0,81 | 0,80 |
От 10000 до 30000 м3 | 0,88 | 0,84 | 0,83 |
Таблица 5
Поправочные коэффициенты Кт на топографические условия трассы
Топография трассы | Диаметр трубопровода,мм | ||
До 426 | 529-820 | 1020-1420 | |
Линейная часть | |||
Равнинно-холмистая | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Пустынная | 0,91 | 0,92 | 0,91 |
Гористая | 1,45 | 1,19 | 1,17 |
Болотистая | 1,4 | 1,43 | 1,45 |
Северная | 2,68 | 2,16 | 2,08 |
Площадочные сооружения | |||
Равнинно-холмистая | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Пустынная | 1,00 | 1,00 | 1,02 |
Гористая | 1,19 | 1,23 | 1,26 |
Болотистая | 1,04 | 1,06 | 1,07 |
Северная | 1,1 | 1,16 | 1,19 |
Таблица 6
Зависимость стоимости сооружения 1 км магистрального трубопровода от его диаметра, млн. руб/км
Диаметр, мм | сл | слуп | Диаметр, мм | сл | слуп |
20,28 | 10,80 | 70,10 | 50,60 | ||
20,49 | 20,01 | 70,75 | 60,21 | ||
20,88 | 20,28 | 90,11 | 70,49 | ||
30,36 | 20,75 | 110,36 | 90,73 | ||
30,76 | 30,15 | 130,61 | 110,96 | ||
50,66 | 40,51 | 180,08 | 160,56 |
Таблица 7
Стоимость сооружения насосных станций, в млн. руб.
Пропускная способность, млн.т/год | Головная насосная станция | Промежуточная насосная станция | ||
новая | совмещенная | новая | совмещенная | |
0,7-0,9 | ||||
1,3-1,6 | ||||
1,8-2,2 | ||||
2,5-3,2 | ||||
3,4-4,8 | ||||
6-8,5 | ||||
10-12 | ||||
14-18 | ||||
22-26 | ||||
32-36 | ||||
42-50 | ||||
70-78 |
Таблица 8
Территориальные районы России и территориальный коэффициент
Распределение территории России по районам | Кр |
Брянская, Владимирская, Вологодская, Калининская, Калужская,Костромская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская области | 1,0 |
Республики: Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия; Горьковская, Кировская, Куйбышевская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области | 1,01 |
Республика Калмыкия, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области | 1,01 |
Республики: Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия; Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область | 1,0 |
Республика Карелия, Архангельская область (южнее Полярного круга) | 1,13 |
Республика Удмуртия, Пермская область | 1,1 |
Курганская, Оренбургская, Свердловская, Тюменская , Челябинская области | 1,1 |
Красноярский край (южнее 60-й параллели) | 1,15 |
Республика Бурятия, Иркутская (южнее 60-1 параллели), Читинская области | 1,14 |
Приморский, Хабаровский (южнее 60-й параллели), Амурская область | 1,24 |
Мурманская область | 1,25 |
Республика Коми (южнее Полярного круга) | 1,14 |
Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (южнее 60-й параллели) области | 1,11 |
Остальные районы территории России, не вошедшие в перечень территориальных районов | 1,26 |
Лабораторная работа 2
Определение целесообразного способа транспортировки нефти
Цель работы:изучить методику расчета сравнительной экономической эффективности вариантов транспортировки нефти и особенности формирования структуры себестоимости транспортировки в зависимости от комплекса факторов для каждого вида транспорта.
Задачи:
1. Изучить классификацию расходов предприятий по транспорту нефти в соответствии с законодательными документами;
2. Дать характеристику экономическим элементам структуры затрат на транспортировку нефти для различных видов транспорта;
3. Познакомиться с методикой расчета приведенных затрат для оценки сравнительной экономической эффективности различных проектов;
4. Дать экономическое обоснование выбора наиболее целесообразного варианта транспортировки нефти по конкретному маршруту в соответствии с исходными данными;
5. Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Исходные данные:
Определить целесообразный способ транспортировки Gгод нефтиСургутского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы г. Омска. Расчетная плотность нефти ρ равна 0,842 т/м3 . Транспортировку можно осуществлять по рекам Обь и Иртыш, по электрифицированной железной дороге через Тобольск-Тюмень и по трубопроводу Сургут-Омск. Расстояние, на которое осуществляются перевозки по воде, равно Lв , по трубопроводу – Lтр , по электрифицированной железной дороге – Lжд.
Конкретные исходные данные в соответствии с индивидуальным вариантом представлены в табл. 1 Приложения.
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы
Теоретическая часть
Приведенные затраты — оценочный показатель сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, применяемый при выборе лучшего из альтернативных вариантов решения в области технической и хозяйственной политики.
При сравнении возможных вариантов решения какой-либо задачи, технических усовершенствований, инвестиций в производство, различных способов повышения качества продукции, транспортных задач лучшим при прочих равных условиях считается вариант, требующий минимума приведенных затрат.
Приведенные затраты — сумма текущих (эксплуатационных затрат, учитываемых в себестоимости продукции (работ, услуг), и единовременныхкапитальныхвложений, сопоставимость которых с текущими затратами достигается путем умножения их на нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Последний представляет собой минимальную норму эффективности капитальных вложений, ниже которой они, при прочих равных условиях, нецелесообразны.
Приведенные затраты определяются по формуле:
ЗП = С + ЕК,
где С — текущие (эксплуатационные) затраты, К — капитальные вложения (инвестиции), необходимые для решения конкретной задачи, Е — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений(для нефтегазовой промышленности Ен=0,12 ).
Капитальные вложения — это реальные инвестиции (вложения) в основной капитал (основные фонды), в том числе затраты на новое строительство, на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
По экономическому содержанию капитальные вложения представляют часть общественного продукта (главным образом фонда накопления), направляемую на воспроизводство основных фондов.
По форме же капитальные вложения выступают в виде денежных средств, которые идут на капитальное строительство, приобретение оборудования и других средств труда, входящих в состав основных фондов.
Эксплуатационные (текущие)затраты — затраты, необходимые на поддержание в нормальном состоянии используемых сооружений и оборудования.
Другими словами, текущие затраты - это выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов предприятия, связанные с осуществлением его текущей хозяйственной деятельности и возмещаемые в течение одного операционного (производственно-коммерческого) цикла в составе цены продукции (работ, услуг).
В зависимости от конкретного вида отрасли, производства, процесса, оборудования структура текущих затрат может быть различна. Однако существует единая группировка затрат по экономическим элементам, которая регламентирована в Налоговом Кодексе РФ.
Для предприятий всех отраслей промышленности установлена следующая обязательная номенклатура затрат по экономическим элементам:
1. Материальные затраты.
2. Затраты на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Амортизация основных фондов.
5. Прочие затраты.
· Материальные затраты - это стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии всех видов, расходуемые как на технологические цели, так и на обслуживание производства.
· Затраты на оплату труда. В эти затраты входят расходы на оплату труда всего персонала, занятого на данном производстве.
· Отчисления на социальные нужды - это отчисления в органы социального страхования, пенсионный фонд, и фонд обязательного медицинского страхования (в % от величины заработной платы работников).
· Амортизация основных фондов. В эти затраты входит сумма амортизации на полное восстановление основных фондов, определенная от их балансовой стоимости по установленным нормам.
· Прочие затраты - это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по кредитам, затраты на командировки, оплата услуг связи и т.д.
Совокупность всех текущих затрат формирует себестоимость продукции (работ, услуг). Специфика отдельных отраслей вносит большие различия в состав и структуру затрат.
Расчетная часть