Лекция 15. Сертификационные заводские испытания

Воздушного судна

Целью сертификационных заводских испытаний является:

- доведение конструкции ВС, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям СБ и установление такого соответствия в полном объеме указанных требований в ожидаемых условиях эксплуатации, оговоренных заявителем в спецификации ВС;

- установление типовой конструкции особо ответственных функциональных систем ВС: планера, шасси, системы управления и их прочностных характеристик, аэродинамических характеристик, тормозной и гидравлической системы и других систем и характеристик, непосредственно влияющих на летную годность ВС;

- определение условий предъявления ВС на СКИ.

Сертификационные заводские испытания воздушного судна проводятся Заявителем, т.е. Разработчиком воздушного судна.

Испытания могут быть начаты, когда экземпляры воздушного судна, их компоненты и системы, предназначенные для проведения испытаний, доведены до состояния, позволяющего определить их соответствие требованиям сертификационного базиса.

Заявитель и Независимая инспекция в организации заявителя направляют в Авиарегистр уведомление о готовности воздушного судна, его компонентов и систем к проведению конкретных видов сертификационных заводских испытаний и о наличии всех необходимых документов.

До начала сертификационных заводских испытаний Заявитель должен представить в Авиарегистр отчеты о метрологическом обеспечении сертификационных испытаний воздушного судна, его компонентов и систем, согласованные с Независимой инспекцией в организации заявителя.

Заявитель должен показать, что на всех экземплярах воздушного судна, предназначенных для проведения сертификационных летных испытаний, экипажу обеспечивается возможность использования аварийно-спасательных средств и покидания воздушного судна с парашютами.

Авиарегистр, уполномоченный им Сертификационный центр и Независимая инспекция на предприятии Заявителя осуществляют на этапе СЗИ контроль за соответствием воздушного судна требованиям сертификационного базиса и соблюдением процедур сертификации.

Участие в СЗИ других организаций определяется в каждом конкретном случае Авиарегистром.

До начала сертификационных заводских испытаний Заявитель и Авиарегистр утверждают план сертификационных испытаний воздушного судна и его компонентов после согласования этого плана с Независимой инспекцией, Сертификационными центрами и организациями, участвующими в сертификационных испытаниях.

Перечень работ, проводимых на этапе сертификационных заводских испытаний самолета транспортной категории, приведен в таблице.

Программа СЗИ, включая лабораторные, стендовые, наземные, летные и специальные испытания, разрабатывается и утверждается Заявителем по согласованию с его Независимой инспекцией, Сертификационными центрами и организациями, участвующими в испытаниях. Программа СЗИ подлежат одобрению Авиарегистром.

В целях сокращения объема сертификационных контрольных наземных и летных испытаний воздушного судна Заявитель проводит совместно с Сертификационным центром специальные СЗИ, которые нецелесообразно выполнять дважды, а также любые другие виды наземных и летных испытаний.

Результаты сертификационных заводских испытаний ВС, проведенных Заявителем совместно с сертификационным центром, принимаются в зачет Сертификационных контрольных испытаний при соблюдении следующих условий:

Таблица 16

Работы, проводимые на этапе сертификационных заводских испытаний

1. Подготовка отчета о метрологическом обеспечении СЗИ самолета, его компонентов и систем и предоставление его в Авиарегистр;
2. Прочностные статические испытания элементов планера и самолета в целом;
3. Ресурсные испытания бортовых систем;
4. Ресурсные испытания конструкции планера самолета;
5. Определение характеристик функциональных систем;
6. Определение характеристик пожарной защиты;
7. Определение характеристик силовой установки и ее систем;
8. Определение характеристик функциональных систем и оборудования при отказах, в том числе при автоматическом управлении, на стенде и на тренажере;
9. Определение характеристик устойчивости и управляемости на разрешенных в эксплуатации режимах, на больших углах атаки и на режимах, близких к срывным;
10. Определение летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости и характеристик функциональных систем самолета в условиях близких к стандартным, высоких и низких температур наружного воздуха и в условиях высокогорья;
11. Определение характеристик прочности в типовых полетах на разрешенных в эксплуатации и на предельных режимах, в том числе: с максимальной расчетной скоростью и максимальным числом М, с максимальной эксплуатационной перегрузкой, с максимальной взлетной массой, с максимальной посадочной массой, с максимальной вертикальной скоростью приземления, с максимально допустимыми скоростями при взлетно-посадочной механизации в различной полетной конфигурации и с выпущенными стойками шасси, с максимально допустимыми отклонениями рулевых поверхностей, с максимальным избыточным давлением в герметической кабине;
12. Определение характеристик устойчивости и управляемости при полетах с имитаторами льда, и при естественном обледенении и, в том числе сильной интенсивности;
13. Определение характеристик топливно-измерительной системы;
14. Определение взлетно-посадочных характеристик самолета: с предельным встречным и попутным ветром, с различным состоянием ВПП (снег, вода, слякоть) при максимальных значениях бокового ветра, при отказе критического двигателя на взлете и посадке (завершенный и прерванный взлет, завершенная и прерванная посадка), уход на второй круг при работающих двигателях и при отказе критического двигателя, метеоминимума самолета на взлете и при посадке;
15. Эргономическая оценка кабины экипажа;
16. Определение характеристик функциональных систем при отказах;
17. Определение характеристик силовой установки и системы управления двигателями;
18. Определение характеристик шума на местности;
19. Определение характеристик электростатической защиты и молниезащиты;
20. Определение характеристик электромагнитной совместимости электронного и электрического оборудования;
21. Оценка аварийно-спасательного оборудования, систем пожарной сигнализации и пожарной защиты, чистоты воздуха и уровня шума в кабинах самолета;
22. Эргономическая оценка кабины экипажа;
23. Определение характеристик ПНО и РСО, точности ориентирования и навигации по наземным ориентирам и эффективности работы систем связи "борт-земля";
24. Определение соответствия характеристик пилотажно-навигационного оборудования, радиотехнического оборудования навигации, посадки и управления воздушным движением, радиосвязного оборудования требованиям норм летной годности, в том числе при полетах в высоких широтах, при имитации отказов различных элементов этого оборудования;
25. Определение возможностей обеспечения полетов по международным трассам;
26. Оценка соответствия типовой конструкции требованиям сертификационного базиса при имитации отказов функциональных систем;
27. Оформление Таблиц соответствия типовой конструкции самолета требованиям СБ;
28. Оформление результатов СЗИ. Оформление Акта сертификационных заводских испытаний;
29. Оформление документации для предъявления ВС Авиарегистру на СКИ.


- акты по указанным совместным СЗИ должны быть утверждены Сертификаци-онным центром и одобрены Авиарегистром;

- в типовую конструкцию воздушного судна или ту ее часть, которая подвергалась испытаниям и зафиксирована в акте специальных совместных СЗИ, до завершения сертификации не вносятся изменения, влияющие на результаты испытаний и оценку типовой конструкции воздушного судна или ее части.

В процессе СЗИ Заявитель представляет на рассмотрение группы экспертов Авиарегистра и Сертификационному центру результаты испытаний по мере их готовности.

Соответствие воздушного судна распространенным на него требованиям сертификационного базиса в части прочности конструкции Заявитель устанавливает с участием определяемого Авиарегистром Сертификационного центра, который оформляет соответствующее заключение.

По результатам СЗИ Заявитель совместно с Сертификационными центрами оформляет акт сертификационных заводских испытаний, содержание которого должно отвечать целям СЗИ, и другую доказательную документацию, устанавливающую соответствие воздушного судна требованиям сертификационного базиса.

По окончании СЗИ Заявитель оформляет специальный документ - Предъявление воздушного судна Авиарегистру на сертификационные контрольные испытания. К Предъявлению прилагается (АП-21 п. 5.2.13):

1. Акт сертификационных заводских испытаний и другие доказательные документы, устанавливающие соответствие воздушного судна требованиям сертификационного базиса;

2. Заключение Сертификационного центра о соответствии воздушного судна распространенным на него требованиям сертификационного базиса в части прочности конструкции;

3. Таблица соответствия воздушного судна требованиям сертификационного базиса с перечнем доказательной документации, утвержденная Заявителем и согласованная с Независимой инспекцией в организации Заявителя;

4. Оценка Сертификационного центра по выполнению программы сертификационных заводских испытаний и предложения по составу и объему проверок воздушного судна для включения в программу сертификационных контрольных испытаний;

5. Эксплуатационная документация (учтенная копия), утвержденная Заявителем и согласованная с Сертификационным центром;

6. Уведомление Заявителя, согласованное с Независимой инспекцией в организации Заявителя, о том, что комплект рабочей конструкторской документации (указывается номер комплекта) воздушного судна, прошедшего СЗИ, откорректирован по результатам СЗИ и отражает типовую конструкцию воздушного судна.

Предъявление Заявителя должно быть согласовано с Независимой инспекцией в организации Заявителя.

Предъявление Заявителя направляется в Авиарегистр при наличии сертификатов типа на маршевый и вспомогательный двигатели, воздушный винт, а также свидетельств о годности или одобрительных писем для комплектующих изделий категории А и одобрений изделий для комплектующих изделий категории Б, предназначенных для установки на данный тип воздушного судна.

В отдельных случаях, например, для категории очень легких воздушных судов и аэростатов, которые к моменту подачи заявки на получение сертификата типа находятся в серийном производстве или эксплуатации, а также в других случаях, Авиарегистр своим решением может корректировать этапы и процедуры сертификации, объемы проверок и испытаний этих образцов, необходимые для установления их соответствия требованиям к летной годности.

По результатам сертификационных заводских испытаний воздушного судна эксперты оформляют заключение, которое содержит оценку:

- выполнения процедур, установленных в АП-21 и относящихся к этапу СЗИ;

- полноты и качества представленных заявителем материалов проверок, испытаний и доказательных документов;

- объема и номенклатуры проверок, необходимых для подтверждения соответствия воздушного судна требованиям сертификационного базиса и подлежащих включению в программу сертификационных контрольных испытаний;

- возможности и условий принятия Авиарегистром воздушного судна на сертификационные контрольные испытания.

Заключение экспертов утверждается Авиарегистром и направляется Заявителю.

Акт сертификационных заводских испытаний утверждается Заявителем по согласованию с его Независимой инспекцией и Сертификационными центрами.

Акт сертификационных заводских испытаний воздушного судна подлежит одобрению Авиарегистром.

Наши рекомендации