Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС

На рис. 2 приведена схема кривошипно-шатунного механизма ДВС. Основная функция этого механизма – преобразование возвратно-поступательного перемещения поршня во вращательное движение коленчатого вала с передачей мощности от расширяющихся газов к коленчатому валу и от коленчатого вала к поршню в процессах сжатия, выпуска и впуска.

В связи с этим одним из обязательных условий выполнения этой функции является точность сопряжения сочленений рычагов, т.е. сохранение минимально возможных зазоров между сопрягающимися поверхностями.

В общем случае сила FП является величиной переменной по величине и направлению. Соответственно происходит неравномерное нагружение тел рычагов и, что особенно важно, их подвижных в радиальном направлении сочленений. Из-за этого происходит неравномерный износ трущихся поверхностей, и поэтому основной эксплуатационной характеристикой такого механизма являются величины зазоров в сочленениях. Предельные величины этих зазоров (минимальная и максимальная) устанавливаются заводом-изготовителем.

Слишком малые зазоры способствуют неправильному распределению смазочного материала, а также могут привести к заеданию и заклиниванию кинематической пары при чрезмерном тепловом расширении (схватывание II рода), возникающем из-за повышения сил трения. Это явление может возникнуть и как результат неправильной сборки или некачественно проведенного ремонта.

Слишком большой зазор способствует вытеканию консистентной смазки или падению давления жидкой смазки (при подаче масла под давлением), появлению ударных нагрузок, из-за которых может произойти смятие поверхностей сочленения или промежуточных элементов (например – антифрикционных вкладышей), дальнейшему увеличению зазора и возникновению еще больших ударных нагрузок, которые могут привести к разрушению материала рычагов и выходу из строя передачи.

Кроме того, при увеличении зазора теряется кинематическая точность передачи нагрузки с одного рычага на другой, что ведет к уменьшению хода выходного звена – поршня.

Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru Последнее обстоятельство приводит также к тому, что уменьшается рабочий объем цилиндра, следовательно, и степень сжатия тоже, т.к. объем камеры сгорания остается прежним.

Следует напомнить, что рабочий объем цилиндра Vh – это объем, описываемый поршнем при его движении от ВМТ до ВМТ:

Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru ,

где D – диаметр цилиндра, Sh – ход поршня, R – радиус кривошипа (расстояние между осями коренных и шатунных шеек коленчатого вала).

Объем камеры сгорания VС– это объем, образующийся над поршнем в его положении в ВМТ.

Рис. 2. Схема кривошипно-шатунного механизма ДВС
Полный объем цилиндра Va – это объем цилиндра над поршнем при его нахождении в положении НМТ, равен сумме рабочего объема и объема камеры сгорания:

Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru

Степень сжатия ε– это отношение полного объема цилиндра Va к объему камеры сгорания VС . Процесс сжатия – это процесс уменьшения объема, который сопровождается увеличением давления сжимаемого газообразного вещества и увеличением его температуры.

Чем выше степень сжатия, тем выше давление и температура в конце процесса, тем выше скорость сгорания рабочей смеси и тем мощнее и экономичнее двигатель.

При увеличении зазоров в коренных, шатунных шейках и в сочленении поршневого пальца с отверстиями в бобышках поршня его ход уменьшится на удвоенную сумму разности между фактическими зазорами в вышеуказанных сочленениях и номинальными. Это приведет к увеличению объема камеры сгорания, уменьшению рабочего объема цилиндра и, таким образом, уменьшится и степень сжатия.

То есть ход поршня Sh(НОВ) с учетом износа коренных, шатунных шеек и сочленения поршневого пальца с поршнем будет определяться уравнением

Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru

где: ΔК – разность между изношенным и номинальным зазором в коренных шейках коленчатого вала;

ΔШ – разность между изношенным и номинальным зазором в шатунных шейках коленчатого вала;

ΔП – разность между изношенным и номинальным зазором в сочленении поршневого пальца и поршня.

Соответственно измененный рабочий объем цилиндра Vh(НОВ)

Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru

Измененный в связи с износом шеек коленчатого вала и сочленения поршневого пальца и поршня объем камеры сгорания VC(НОВ) определится из выражения

Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru

При записи этого уравнения учтено, что объем камеры сгорания формируется при ходе поршня только в сторону ВМТ.

Новый полный объем цилиндра Vа(НОВ) рассчитывается по формуле

Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru

Для выполнения занятия необходимо:

1. По данным табл. 2 определить степень сжатия ε, ход поршня Shи полный объем цилиндра неизношенного ДВС.

2. Составить алгоритм расчета новой степени сжатия εНОВ, которой будет обладать ДВС после того, как шейки коленчатого вала и поршневой палец износятся на заданную величину.

3. Используя данные табл. 2, произвести расчет новой степени сжатия εНОВ и определить, во сколько раз степень сжатия стала меньше по уравнению N = εНОВ/ε.

Таблица 2

Исходные данные для расчета изменения степени сжатия ДВС при износе шеек коленчатого вала и поршневого пальца

№ студента по списку группы Исходные данные Результаты (СТАР/НОВ)
D, мм R,мм VC, см3 ΔК, мм ΔШ, мм ΔП, мм Sh мм VC, см3 Va, см3 ε N*
0,25 0,35 0,05          
0,22 0,32 0,12          
0,30 0,20 0,10          
0,31 0,21 0,11          
0,48 0,38 0,28          
0,35 0,25 0,25          
0,32 0,52 0,22          
0,40 0,50 0,20          
0,31 0,41 0,21          
0,38 0,58 0,28          
0,25 0,35 0,15          
0,42 0,52 0,22          
0,40 0,50 0,20          
0,31 0,41 0,11          
0,38 0,48 0,18          
0,35 0,45 0,15          
0,32 0,42 0,12          
0,30 0,40 0,10          
0,31 0,41 0,21          
0,48 0,58 0,28          

Примечание к табл. 2.

1. В графе «Результаты» показывать результаты расчета в виде дроби, числитель которой – исходные данные по расчету, а знаменатель – результаты расчета с учетом износа.

2. «*» отмечен параметр, который имеет только «новое» значение.

Оформление работы

2.1. Создайте текстовый файл и сохраните его под названием

«ТЭСА_Группа_фамилия_П2» (например: «ТЭСА_СА-445_Иванов_П2».

2.2. Напишите в первой строчке созданного вами документа номер группы и вашу фамилию с инициалами, а через запятую – индекс занятия ‑ П2. После этого строчкой ниже напишите название занятия «Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС».

2.3. Скопируйте из методических указаний «шапку» и нужную вам строчку из табл. 2.

2.4. Произведите с использованием выше приведенных и составленных вами формул расчеты и заполните правую часть таблицы. При проведении расчетов сначала назовите параметр, который вы рассчитываете, потом напишите расчетную формулу, потом формулу с подставленными исходными данными, потом ответ. Имеющиеся формулы вы можете копировать из методических указаний.

Например:

СА-445, Иванов И.И., П2.

№ студента по списку группы Исходные данные Результаты (СТАР/НОВ)
D, мм R,мм VC, см3 ΔК, мм ΔШ, мм ΔП, мм Sh мм VC, см3 Va, см3 ε N*
0,15 0,25 0,15 90/ 88,9 25/ 25,05 И т.д. И т.д И т.д

1. Расчет хода поршня до износа

Влияние износа шеек коленчатого вала и поршневого пальца на степень сжатия ДВС - student2.ru .

И так далее.

Закончив расчеты и заполнение таблицы, умейте ответить на следующие вопросы.

1. Какие нагрузки приводят к изменению параметров кривошипно-шатунного механизма ДВС?

2. К чему приводят излишне большие и излишне малые зазоры в кривошипно-шатунном механизме ДВС?

3. Как влияет износ шеек коленчатого вала на кинематику движения поршня и на экономичность ДВС и почему?

Обратите внимание на размерность физических величин!

Занятие 3

Наши рекомендации