Сведения о средствах диагностики. Прибор для проверки и регулировки света фар ОП

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к лабораторной работе

«Диагностирование внешних световых приборов автомобиля»

по дисциплине

"Основы теории надежности и диагностики"

Ростов-на-Дону 2012

Составители:

Лабораторная работа «Диагностирование внешних световых приборов автомобиля»: Методические указания / ДГТУ. – Ростов н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2012.- 1_ с.

Методические указания к лабораторной работе «Диагностирование внешних световых приборов автомобиля» по дисциплине «Основы теории надежности и диагностики»предназначены для студентов специальности 190702 «Организация и безопасность движения» дневной формы обучения.

Печатается по решению методической комиссии факультета

«Авиастроение. Транспорт, сервис и эксплуатация»

Научный редактор –

Рецензент –

ã Издательский центр ДГТУ, 2012

Цель работы

Изучение требований к техническому состоянию внешних световых приборов автомобиля, ознакомление с методами и средствами их диагностирования.

Оснащение рабочего места

2.1. Прибор для проверки и регулировки света фар модели ОП.

2.2. Легковой автомобиль ВАЗ 2106 или аналогичный.

Содержание и порядок выполнения работы

3.1. Изучить требования к техническому состоянию внешних световых приборов и светоотражающей маркировки автомобиля и методы их проверки по ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» в части, относящейся к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке (пп. 4.3, 5.3), Приложение 1.

3.2. Изучить технические характеристики, устройство, принцип работы и порядок работы со средством диагностирования - прибором для проверки и регулировки света фар модели ОП.

3.3. Провести диагностику внешних световых приборов легкового автомобиля.

3.4. Составить отчет.

Содержание отчета

4.1. Назначение и краткая техническая характеристика средства диагностирования.

4.2. Схема установки и порядок проведения диагностирования внешних световых приборов автомобиля с указанием контролируемых параметров.

4.3. Результаты диагностирования автомобиля.

Заключение о техническом состоянии и необходимых видах воздействия на внешние световые приборы автомобиля, включающее оценку их технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации автомобиля, определение потребности в техническом обслуживании и ремонте.

Список использованных источников

1. Сарбаев В.И., Селиванов С.С., Коноплев В.Н., Демин Ю.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов/ серия «Учебники, учебные пособия», - Ростов н/Д: «Феникс», 2004 – 448с.

2. Сапронов Ю. Г. Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Сапронов ; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты : ЮРГУЭС, 2006. - 210 с. : ил. - Библиогр.: с. 206 - 207.

3. Сарбаев В.И. Контрольно- диагностическое оборудование // Сарбаев В.И. Механизация производственных процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей: учеб. пособие / В.И. Сарбаев, С.С. Селиванов, В.Н, Коноплев; М-во образования РФ; Моск. гос. индустриальный ун-т. – М.: МГИУ, 2003. с.124 – 206: ил. – Библиогр.: с. 284.

4. Баженов, С. П. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов: учебник для вузов / С. П. Баженов, Б. Н. Казьмин, С. В. Носов ; под ред. С. П. Баженова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 336 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Транспорт). - Библиогр.: с. 325 - 326.

5. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства: требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. - Дата введ. 2002-01-01 / Госстандарт России. - Изд. офиц. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 27 с. : ил. - 187-00.

6. Мороз С. М. Комментарий к ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" / С. М. Мороз. - М., 2002. - 232 с. : ил.

Приложение 1

Выдержка из ГОСТ Р 51709-2001 к лабораторной работе

«Диагностирование внешних световых приборов и светоотражающей

маркировки автомобиля»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автотранспортные средства

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД России)

ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств» и ТК 278 «Безопасность дорожного движения»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. № 47-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ Р 51709-2001

Дата введения 2002-01-01

Область применения

Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.

Стандарт устанавливает:

- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);

- предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;

- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.

Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.

Требования 4.1.1 - 4.1.7, 4.7.13, 4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы)- тяжеловозы.

Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.

Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.

Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.

Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.

Классификация АТС по категориям приведена в приложении А.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

ГОСТ Р 17.2.2.06-99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия

ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

ГОСТ 27902-88 Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств

ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 50577-93 Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования

ГОСТ Р 41.104-2002 Единообразные предписания, касающиеся сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности

ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН № 27) Единообразные предписания, касающиеся сертификации предупреждающих треугольников

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения

Определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автопоезд:Комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(ами).

3.1а автоматический корректор фар:Устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.

3.1б автоматическое (аварийное) торможение:Торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.

3.2 антиблокировочная тормозная система (АБС):Тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.

3.2а блокирование колеса:Прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.

3.2б негабаритные АТС:Автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.

3.2в внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни):Устройства для наружной световой сигнализации.

3.3 время срабатывания тормозной системы:Интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено tср в приложении Б), либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда.

3.4 время запаздывания тормозной системы:Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено tс в приложении Б.

3.5 время нарастания замедления:Интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено tн в приложении Б.

3.6 вспомогательная (бесконтактная или износостойкая) тормозная система:Тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.

3.7 заднее защитное устройство:Часть конструкции АТС категорий N2, N3, O3 и О4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий М1 и N1 при наезде сзади.

3.8 запасная тормозная система:Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

3.9 исправное состояние АТС:Состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.

3.10 изменение конструкции АТС:Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.

3.10а каплепадение:Падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.

3.11 категория АТС:(см. приложение А).

3.13 колесные тормозные механизмы:Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).

3.14 конец торможения:Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К в приложении Б.

3.15 контурная маркировка АТС:Ряд полос из светоотражающего материала, нанесенных на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).

3.15а контурные огни:Источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.

3.16 коридор движения:Часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.

3.16а коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью:Отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.

3.17 место крепления ремней безопасности:Часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.

3.17амасса транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса):Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90 % топлива, 100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, массу водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - массу члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено для него сиденье.

3.18 начало торможения:Момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н в приложении Б.

3.18а начало поворота управляемого колеса:Угол поворота управляемого колеса на (0,06 ± 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.

3.19 начальная скорость торможения- скорость АТС в начале торможения.

3.20 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес):Положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий.

3.20а оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар:Линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или на матовом экране.

3.20б оптический центр (центр отсчета):Точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора.

3.20в ось отсчета светового прибора:Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.

3.21 орган управления тормозной системы:Совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.

3.22 органолептическая проверка:Проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.

3.22а осевая масса:Масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси и транспортного средства и установленная изготовителем транспортного средства.

3.23 ось отсчета:Линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.

3.23а подтекание:Появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем привода или питания, воспринимаемое на ощупь.

3.24 полное торможение:Торможение, в результате которого АТС останавливается.

3.24а прицеп (полуприцеп)- тяжеловоз:Прицеп (полуприцеп) с числом осей более трех или (и) числом колес на оси более четырех, предназначенный для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжеловесных, грузов.

3.25 продольная центральная плоскость АТС:Плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.

3.25а проскальзывание колеса на роликовых стендах:Несоответствие окружной скорости колеса автомобиля окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.

3.26 технически допустимая максимальная масса:Максимальная масса снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

3.27 работоспособность АТС и его частей:Состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.

3.28 рабочая тормозная система:Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки АТС.

3.29 светоотражающий маркировочный материал:Материал, от поверхности которого при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.

3.30 снаряженное состояние АТС:См. п. 3.17а.

3.31 составные части и предметы оборудования АТС:Агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.

3.32 стояночная тормозная система:Тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным.

3.32а стояночные огни:Два источника света белого цвета спереди и два красного цвета сзади АТС для обозначения габаритов АТС при остановках и на стоянках.

3.33 суммарный люфт в рулевом управлении:Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному движению АТС.

3.34 техническое состояние АТС:Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.

3.35 торможение:Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.

3.36 тормозная сила:Реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая замедление АТС и (или) колес АТС. Для оценки технического состояния тормозных систем используют наибольшие величины тормозных сил.

3.37 тормозная система:Совокупность частей АТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

3.38 тормозное управление:Совокупность всех тормозных систем АТС.

3.39 тормозной привод:Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

3.40 тормозной путь:Расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

3.40а угол регулировки светового пучка фар ближнего света АТС:Угол между наклонной плоскостью, содержащей левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, и горизонтальной плоскостью.

3.41 удельная тормозная сила:Отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача и прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).

3.42 установившееся замедление:Среднее значение замедления за время торможения tуст от момента окончания периода времени нарастания замедления до начала его спада в конце торможения. Обозначено jуст в приложении Б.

3.43 устойчивость АТС при торможении:Способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения.

3.44 фары типов R, HR, DR:Фары дальнего света.

3.44а фары R, С, CR:Фары дальнего R, ближнего С и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR света с лампами накаливания.

3.45 фары типов С, НС, DC:Фары ближнего света.

3.45а фары HR, НС, HCR:Фары с галогенными источниками дальнего HR и ближнего НС света и двухрежимные фары HCR.

3.46 фары типов CR, HCR, DCR:Фары ближнего и дальнего света.

3.46а фары DR, DC, DCR:Фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары.

3.47 фары типа В:Фары противотуманные.

3.47а фотоприемник:Устройство, основанное на внутреннем или внешнем фотоэффекте. Изменение состояния фотоприемника под действием потока оптического излучения используется для измерения этого излучения.

3.48 «холодный» тормозной механизм:Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100 °С.

3.49 экстренное торможение:Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.

3.50 эффективность торможения:Мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.

3.51юз колеса:Состояние колеса, при котором его окружная (относительно оси вращения колеса) скорость равна нулю во время движения АТС.

Требования к техническому состоянию АТС

Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке

4.3.1 Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства.

4.3.2 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар, сигнальных фонарей и световозвращателей допускается только в случаях, когда: - комплектация АТС, в том числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится в соответствии с таблицей 6а; - комплектация АТС проводится в соответствии с 4.3.2.3.

Таблица 6а - Требования Правил; ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах

Наименование внешних световых приборов Цвет излучения Число приборов на АТС Наличие приборов на АТС в зависимости от категорий
Фара дальнего света Белый 2 или 4 Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О.
Фара ближнего света Белый
Передняя противотуманная фара Белый или желтый Рекомендуется (для категорий М, N)
Фара заднего хода Белый 1 или 2 Обязательно для категорий М, N, О2, О3, О4. Рекомендуется для категории О1
Указатель поворота Передний Желтый Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О
Задний Желтый Обязательно
Боковой Желтый Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О
Фонарь сигнала торможения Красный Обязательно
Дополнительный сигнал торможения Красный 1 или 2 Обязательно для категории М1, допускается для остальных категорий АТС
Передний габаритный огонь Белый Обязательно
Задний габаритный огонь Красный Обязательно
Задний противотуманный фонарь Красный 1 или 2 Обязательно
Стояночный огонь (при совмещении с боковыми указателями поворота и боковыми габаритными фонарями) Передний Белый Рекомендуется для АТС длиной до 6 м и шириной до 2 м и запрещено на остальных АТС
Задний Красный
Боковой Желтый
Боковой габаритный фонарь Желтый (красный - при группировании, комбинировании или совмещении с задним габаритным, контурным огнями и сигналом торможения) Не менее двух с каждой стороны. Расстояния между соседними фонарями должно быть не более 4 м Обязательно на АТС длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей без кузова
Контурный огонь Передний Белый Обязательно на АТС шириной более 2,1 м.
Задний Красный Рекомендуется для АТС шириной от 1,8 до 2,1 м и для грузовых автомобилей без кузова
Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака Белый 1 или более Обязательно
Дневной ходовой огонь Белый Рекомендуется для категорий М, N. Запрещено для категорий О.
Опознавательный знак автопоезда Желтый Обязательно на авто­поездах
Переднее светоотражающее устройство (нетреугольной формы) Белый Обязательно для АТС категорий О и на АТС с убирающимися фарами. Рекомендуется для других АТС
Боковое светоотражающее устройство нетреугольной формы Передний Желтый Не менее двух с каждой стороны для АТС длиной более 6 м. Допускается одно (спереди или сзади) для АТС длиной менее 6 м Обязательно на АТС длиной более 6 м. Рекомендуется для других АТС
Боковой Желтый или красный, если сгруппирован с задним габаритным фонарем, задним контурным огнем, задним противотуманным фонарем, сигналом торможения или красным боковым габаритным фонарем
Заднее светоотражающее устройство Нетреугольной формы Красный Обязательно для АТС категорий М и N. Обязательно для АТС категорий О при группировании с другими задними приборами световой сигнализации
Треугольной формы Красный Обязательно для категорий О. Запрещено для категорий М и N
Фонарь боковой Белый Рекомендуется
Контурная маркировка Боковая Белая или желтая Один или несколько элементов Запрещено для АТС категории М1.
Задняя Красная или желтая Рекомендуется для других категорий

4.3.2.1 Отсутствие рассеивателей внешних световых приборов не допускается.

4.3.2.2 Автоматические корректоры фар на АТС, оснащенных фарами с источниками света категории D, должны быть работоспособны.

4.3.2.3 При эксплуатации АТС допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена конструкцией AT.

4.3.3 Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны.

4.3.4 Угол наклона плоскости (см. рисунок 1), содержащей левую (от АТС) часть верхней светотеневой границы пучка ближнего света фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR, измеренный в вертикальной плоскости, параллельной продольной центральной плоскости АТС, должен быть в пределах ±0,5 % нормативного значения угла регулировки, указанного в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на АТС. При отсутствии на АТС и в эксплуатационной документации данных о нормативном значении угла регулировки фары типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR должны быть отрегулированы в соответствии с указанными на рисунках 1,а или 1,б и в таблице 7 значениями угла наклона светового пучка α к горизонтальной плоскости. Нормативы угла регулировки заданы значениями угла α в зависимости от расстояния Н установки оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки для расстояния L от оптического центра фары до экрана, или расстоянием R по экрану от проекции оптического центра фары до световой границы пучка света и расстояниями L и Н.

Таблица 7 - Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка ближнего света фар на матовом экране в зависимости от высоты установки фар и расстояния до экрана

Расстояние от оптического центра фары до плоскости рабочей площадки Н, мм Номинальный угол наклона светового пучка фары в вертикальной плоскости α Расстояние R от проекции оптического центра до светотеневой границы фары на экране, удаленном на 10 м, мм
угл. мин %
До 600 1,00
От 600 до 700 1,30
» 700 » 800 1,50
» 800 » 900 1,76
» 900 » 1000 2,00
» 1000 » 1200 2,20
» 1200 » 1500 2,90

Угловое отклонение в горизонтальном направлении точки пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы светового пучка фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR от вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должно быть не более ±0,5 %.

На АТС, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке АТС должно устанавливаться в положение, соответствующее загрузке.

Точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

4.3.5 Сила света каждой из фар в режиме «ближний свет», измеренная в направлении оптической оси фары и в направлении 52' вниз от левой части светотеневой границы, должна соответствовать значениям, указанным в таблице 7а.

Таблица 7а

Тип фары Сила света в направлении оптической оси фары, кд, не более Сила света в направлении 52' вниз от левой части световой границы, кд, не менее
C; CR 1600*
НС; HCR; DC; DCR 2200*
* В случае несоответствия параметров, полученных при неработающем двигателе, проводят измерение при работающем двигателе.

Сведения о средствах диагностики. Прибор для проверки и регулировки света фар ОП - student2.ru

 
  Сведения о средствах диагностики. Прибор для проверки и регулировки света фар ОП - student2.ru

в

1 - ось отсчета; 2 - горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 3 - наклонная (правая) часть светотеневой границы; 4 - вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 - плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки, на которой установлено АТС; 6 - плоскость матового экрана; α - угол наклона светового пучка к горизонтальной плоскости; L - расстояние от оптического центра фары до экрана; 7 - положение контрольной точки для измерения силы света в направлении оси отсчета светового прибора; 8 - положение контрольной точки для измерения силы света в режиме «ближний свет» в направлении линии, расположенной в одной вертикальной плоскости с оптической осью прибора для проверки и регулировки фар, и направленной под углом 52' ниже горизонтальной части светотеневой границы светового пучка ближнего света; 9 - положение контрольной точки для измерения силы света противотуманных фар в направлении 3° вверх; 10, 11 - координаты точек для измерения положения светотеневой границы в вертикальной плоскости; R - расстояние по экрану от проекции оптического центра фары до положения горизонтальной (левой) части светотеневой границы; К - расстояние по экрану от проекции оптического центра фары до положения светотеневой границы пучка света противотуманной фары; Н - расстояние от проекции оптического центра фары до плоскости рабочей площадки; U, S - координаты точек измерения положения светотеневой границы в горизонтальной и вертикальной плоскостях соответственно (значения U ≤ 600 мм; S = 174,5 мм)

Рисунок 1 - Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране:

а) для режима «ближний свет» с наклонным правым участком светотеневой границы;

б) для режима «ближний свет» с ломаным правым участком светотеневой границы;

в) для противотуманных фар.

Проверку параметров, указанных в таблице 7а, проводят после регулировки положения светового пучка ближнего света по 4.3.4. При несоответствии параметров фары указанным в таблице 8 нормативам проводят повторную регулировку в пределах ±0,5 % в вертикальном направлении от номинального значения угла по 4.3.4 и повторное измерение силы света.

4.3.6. Фары типов R, HR, DR должны быть отрегулированы так, чтобы центр светового пучка совпадал с точкой пересечения оптической оси фары с экраном (точка 7 на рисунках 1,а и 1,б).

4.3.7 Сила света всех фар типов R, HR, CR, HCR, DR, DCR, расположенных на одной стороне АТС, в режиме «дальний свет» должна быть не менее 10000 кд, а суммарная величина силы света всех головных фар указанных типов не должна быть более 225000 кд.

4.3.8 Силу света фар типов CR, HCR, DCR в режиме «дальний свет» измеряют в направлении оптической оси фары.

4.3.9 Силу света фар типов R, HR, DR измеряют в направлении оптической оси фары после проведения регулировки по 4.3.6.

4.3.10 Противотуманные фары (тип В) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, была расположена, как указано на рисунке 1,в и в таблице 8.

Таблица 8

Расстояние от оптического центра фары до плоскости рабочей площадки Н, мм Номинальный угол наклона светового пучка фары в вертикальной плоскости α Расстояние К oт проекции оптического центра фары до светотеневой границы на экране, удаленном на 10 м, мм
угл. мин. %
250 ... 750 2,0
750 ... 1000 4,0

При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманпой фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено АТС.

4.3.11 Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 625 кд в направлении 3º вверх от положения светотеневой границы.

При несоответствии силы света указанной выше величине проводят повторную регулировку не ниже минус 0,5 % в вертикальном направлении от номинального значения угла по 4.3.10 и измерение силы света.

4.3.12 Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.

4.3.15 Габаритные, контурные огни, а также опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме.

4.3.16 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.

4.3.17 Фара заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.

4.3.18 Указатели поворотов должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90±30) проблесков в минуту или (1,5±0,5) Гц.

4.3.19 Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме с частотой по 4.3.18.

4.3.20 Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.

4.3.21 Задние противотуманные фонари должны включаться только при вклю<

Наши рекомендации