Теоретический материал и методика выполнения работы
При организации труда водителей необходимо строго придерживаться установленного нормируемого режима труда и отдыха, правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Нормируемая продолжительность рабочего дня водителей не должна превышать 40 часов в неделю.
На пассажирских АТП с целью обеспечения контроля за соблюдением установленного режима рабочего времени организуют суммарный учет рабочего времени водителей. Этот учет ведется по результатам работы за месяц. В зависимости от режима работы подвижного состава на линии, время работы за смену может быть различным, поэтому на пассажирских АТП осуществляется помесячный учет их рабочего времени, при помесячном учете продолжительность смены может быть больше или меньше установленной, но общее рабочее время за месяц не должно превышать месячного фонда рабочего времени.
Продолжительность смены для водителей составляет не более 10 часов. Рабочее время водителя, при суммированном учете, регламентируется графиком сменности, которые составляются на месяц из расчета выполнения установленной месячной нормы рабочих часов.
Рациональная организация труда водителей должна обеспечивать:
- качество обслуживания пассажиров на маршруте во все часы суток;
- наиболее полный выпуск автобусов на линию в часы пик;
- эффективное использование автобусов на маршруте;
- полное использование в течение месяца установленного баланса рабочего времени каждого водителя;
- соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, перерывов в работе для отдыха и приема пищи, а также перерывов в межсменное время;
- безопасность движения автобусов во все часы суток;
- закрепление группы автобусов за бригадами водителей;
- повышение производительности труда водителей;
- своевременное проведение операций по уходу, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту автобусов.
Для учета времени работы водителей составляются графики сменности. В графиках сменности определяется время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, ежедневный отдых и время межсменного отдыха.
Составление графиков сменности производится на основании «Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденных Приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004. в соответствии с Трудовым кодексом РФ Федеральный закон №197-ФЗ от 30.12.2001.[]
В зависимости от режима работы автобуса на линии принимается следующие основные системы: спаренная, двухсполовинная, сдвоенная, полуторная, одиночная и по разрывному графику.
Спаренная система характеризуется тем, что на одном автобусе работают 2 водителя через день.
При двухсполовинной системе на 2-х автобусах работают 5 водителей. Четверо закреплены постоянно 5-й является подменным.
При сдвоенной системе на каждом автобусе работают 2 водителя по шесть дней в неделю, которые чередуют работу в первую и вторую смену.
Полуторная система характеризуется тем, что к двум автобусам прикрепляется по одному основному водителю, а третий является подменным.
При одиночной системе прикреплен к автобусу один водитель.
Рабочее время водителей слагается из двух основных элементов: времени, затрачиваемом на выполнение всех подготовительно-заключительных работ, связанным с выездом автомобиля на линию и возвращением его в АТП и времени, затрачиваемом на выполнение непосредственно транспортной работы – перевозки груза.
При планировании труда водителей необходимо строго соблюдать установленный порядок труда и отдыха водителей, правильно чередовать дневные и ночные смены, не допускать значительных переработок по сравнению с установленной продолжительностью рабочего дня в соответствии с трудовым кодексом.
Норма подготовительно-заключительного времени установлена в размере 0,38 часа за смену с учетом предрейсового медосмотра.
Продолжительность рабочей смены может быть установлена не более 12 часов.
Фактический месячный фонд рабочего времени определить по формуле:
где nсм – число смен за месяц;
tпз – подготовительно-заключительное время;
Тнсм – время в наряде за смену
Плановый фонд рабочего времени подсчитывается по шестидневной рабочей неделе, независимо от режима работы АТП по формуле:
где Дк – календарные дни месяца;
Дв –выходные дни за месяц;
Дп – праздничные дни за месяц;
Дсуб – субботние дни за месяц;
Дпп – укороченные рабочие дни перед праздничными днями;
Тсм – продолжительность смены.
Продолжительность смены при шестичасовой рабочей неделе принять 6,37 часа.
В соответствии с полученными данными разработать график работы водителей, табл.1.
Таблица 1 - График работы водителей
Водитель | всего | ||||||||||||||||||||||||||||||
Иванов | |||||||||||||||||||||||||||||||
Петров | |||||||||||||||||||||||||||||||
Сидоров | |||||||||||||||||||||||||||||||
Козлов |
Оформление отчета
Используя теоретический материал и материалы исследования маршрута перевозки пассажиров разработать график работы водителей:
− выписать все имеющиеся ограничения по составлению графика работы водителей в соответствии с требованиями нормативных документов;
− выбрать график работы наиболее удобный для водителя и согласующийся с расписанием работы автобусов на маршруте;
− определить фонд рабочего времени водителей;
− определить потребное количество подменных водителей, если это предусмотрено выбранным графиком;
− составить график работы водителей;
− провести анализ разработанного графика.
Вывод
Вывод по работе должен содержать краткую характеристику разработанного графика и его обоснование.
Практическая работа №5