Расчет сил тяги и сопротивления движению
При расчете тяговой силы (РТ) пользуются значениями скоростной характеристики двигателя.
Для расчета эффективной тяговой силы необходимо знать значения радиуса колеса (rк), передаточного числа трансмиссии и скорость движения автомобиля на различных передачах при различных частотах вращения коленчатого вала двигателя.
Радиус колеса для различных типов шин может быть определен по ГОСТ, в котором регламентированы статические радиусы для ряда значений нагрузки и давления воздуха в шинах.
Кроме того, радиус колеса (в метрах), можно рассчитать по номинальным размерам шины, используя выражение:
rк = 0,5d+∆·λш·Вш, (2.1)
где d – диаметр обода колеса, м;
Вш – ширина профиля шины, м;
∆=Н/В - отношение высоты профиля к ширине в процентах;
λш – коэффициент смятия шины (для стандартных шин легковых автомобилей λш = 0,84…0,88, для шин грузовых автомобилей λш = 0,89…0,9).
Для определения скорости движения задается ряд значений частоты вращения коленчатого вала двигателя (ne, об/мин): 500, 1000, 1500,...,nемах. Значения скорости движения (Vа, м/с), соответствующие указанному ряду частот, рассчитывают по формуле:
, (2.2)
где iтр - передаточное отношение трансмиссии.
Передаточное отношение трансмиссии автомобиля определяется передаточным отношением основной коробки передач (iк), делителя (iд) и главной передачи (iо):
iтр = iк× iд× iо , (2.3)
Движение автотранспортного средства определяется действием сил тяги и сопротивления движению. Совокупность всех сил, действующих на автомобиль, выражает уравнения силового баланса:
Рi = Рд+ Ро+ Pтр+ Р + Pw + Pj , (2.4)
где: Pi - индикаторная сила тяги, H;
Рд, Ро, Pтр, P , Pw, Pj - соответственно силы сопротивления двигателя, вспомогательного оборудования, трансмиссии, дороги, воздуха и инерции, H.
Значение индикаторной силы тяги можно представить в виде суммы двух сил:
Рi = Рд + Ре , (2.5)
где Pе - эффективная сила тяги, H.
Значение Pе рассчитывается по формуле:
= , (2.6)
где: Mе - эффективный крутящий момент двигателя, Нм;
r - радиус колес, м
i - передаточное число трансмиссии.
Если в задании на курсовую работу положение дроссельной заслонки не указывается, то зависимость эффективной силы тяги строят для случая работы двигателя при полной подаче топлива (100% открытии дросселя).
В этом случае, значение Mе принимают по внешней скоростной характеристике двигателя, которую можно найти в соответствующей технической литературе.
Значения силы сопротивления двигателя Рд, приведенной к ведущим колесам автомобиля, определяются по формуле:
, (2.7)
где : Vh - рабочий объём цилиндров двигателя (литраж), л;
Sп - ход поршня, м;
- число ходов поршня за один цикл (тактность ДВС);
pдо - среднее давление механических потерь при вращении вала с предельно низкой частотой (nе≈ 0), МПа;
kД - коэффициент, учитывающий увеличение давления механических потерь при повышении скорости движения поршней в цилиндрах, МПа с/м.
Силу сопротивления вспомогательного оборудования автомобиля (Pо), приведенную к ведущим колесам, определяют по формуле:
(2.8)
где pоо - среднее давление газов, обеспечивающее привод вспомогательного оборудования автомобиля при предельно низкой частоте вращения коленчатого вала (nе » 0), МПа;
ko - коэффициент, учитывающий увеличение сопротивления вспомогательного оборудования при возрастании частоты вращения коленчатого вала, МПа с2.
Значения параметров pоо и ko, а также pд и kД приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Значения параметров при расчете силы сопротивления двигателя
№ | Коэффициент | Единицы измерения | Значения |
1. 2. | PДО kД | МПа МПа с/м | 0,045 0,015 |
3. 4. | pоо ko | МПа МПа (мин/об)2 | 0,010 0,7 × 10-8 |
Сила сопротивления трансмиссии Pтр для грузовых автомобилей и автобусов определяется по эмпирической формуле:
, (2.9)
где Pхо- сила сопротивления проворачиванию валов агрегата трансмиссии на холостом ходу с предельно малой скоростью (Vа » 0), H;
av и mтр - коэффициенты соответственно скоростных (H с/м) и силовых потерь;
nтр - количество агрегатов (коробок передач, делителей, раздаточных коробок и главных передач) в трансмиссии;
Gм - номинальная нагрузка на ведущий мост автомобиля, H;
Kн - коэффициент, учитывающий тип автомобиля, H-1.
Для автомобилей повышенной проходимости Kн = 10·10-6 H-1, для остальных автомобилей Kн = 7·10-6 Н-1.
При прогретых до стабильного состояния агрегатах трансмиссии av = 8,6 Нс/м; Рхо = 30 Н.
Значение коэффициента mтр принимается по табл.2.2.
Таблица 2.2
Коэффициенты силовых потерь в трансмиссии (mтр)
Тип трансмиссии автомобиля | Тип главной передачи | |||
1 ступенчатая | 2-х ступенчатая | |||
Прямая передача | Разные передачи | Прямая Передача | Разные Передачи | |
4 х 2 | 0,016 | 0,036 | 0,024 | 0,046 |
6x4, с обходным редуктором в среднем мосту | 0,030 | 0,050 | 0,040 | 0,060 |
4x4, с 3-х вальной РК | 0,042 | 0,062 | 0,052 | 0,072 |
6x6, с 3-х вальной РК и проходным мостом | 0,044 | 0,064 | 0,054 | 0,074 |
Сила сопротивления дороги рассчитывается по формуле:
, (2.10)
где: α - угол продольного наклона дороги;
fv- коэффициент сопротивления качению;
G - полный вес автомобиля при заданной нагрузке, Н.
G = Gо + Gг, (2.11)
где: Gо - собственный вес автомобиля, Н;
Gг - вес груза, Н.
Коэффициент сопротивления качению применительно к той или иной скорости движения автомобиля определяется по формуле:
fv = fo + f1Va2, (2.12)
где fo, f1 - коэффициенты.
Сила лобового аэродинамического сопротивления определяется по формуле:
Рw = kFVа2, (2.13)
где k - коэффициент обтекаемости, Нс2/м4;
F - площадь лобовой проекции автомобиля, м2.
Численные значения коэффициента обтекаемости и площади лобовой проекции для различных марок приведены в табл.2.3.
При отсутствии информации о параметрах рассчитываемого автомобиля площадь лобового сопротивления грузовых автомобилей и автобусов можно определить по формуле:
F = Bк ·Hг, (2.14)
где: Bк, Нг - соответственно колея автомобиля и его наибольшая
(габаритная) высота, м.
Для легковых автомобилей F рассчитывается по формуле:
F = 0,78 Bг ·Нг, (2.15)
где: Bг - габаритная ширина легкового автомобиля, м.
Таблица 2.3
Значение коэффициент обтекаемости
N | А в т о м о б и л и | k, Нс2/м4 | F, м2 | |
1. Легковые автомобили: | ||||
ВАЗ-2101, 2103, 2106 | 0,29 | 1,7 | ||
ВАЗ-2121 | 0,23 | 2,2 | ||
"Москвич"- 412 | 0,32 | 1,8 | ||
ГАЗ-24 | 0,28 | 2,3 | ||
ГАЗ-3102 | 0,25 | 2,3 | ||
УАЗ-469 | 0,38 | 3,4 | ||
2. Автобусы: | ||||
РАФ-2203 | 0,27 | 3,6 | ||
КАВЗ-685 | 0,32 | 5,9 | ||
ПАЗ-672 | 0,30 | 5,3 | ||
ПАЗ-3202 | 0,39 | 5,3 | ||
ЛАЗ-695Е | 0,25 | 6,3 | ||
ЛАЗ-695Н | 0,38 | 6,3 | ||
ЛАЗ-699 | 0,37 | 6,3 | ||
3. Грузовые автомобили: | ||||
Иж-2715 | 0,32 | 2,1 | ||
ГАЗ-53А | 0,59 | 3,8 | ||
ГАЗ-4509 | 0,68 | 4,5 | ||
ГАЗ-3305 | 0,81 | 4,1 | ||
ЗИЛ-130 | 0,54 | 5,1 | ||
ЗИЛ-131 | 0,64 | 5,4 | ||
Значения Bк, Bг и Нг приводятся в справочной литературе. Если в задании на курсовую работу не указываются дорожные и атмосферные условия движения автомобиля, то силы сопротивления Ртр, Рj, Рw рассчитываются для случая равномерного движения автомобиля (jа= 0 м/с) по горизонтальной (α = 0), ровной асфальтобетонной дороге (fо = 0,015; f1 = 1×10-5 с2/м2), при безветрии (Vв = 0 м/с), что соответствует условиям испытаний, предусмотренным ГОСТ 22576-90.