Сцепление, его работа и классификация

Сцеплением – называется силовая муфта, в которой передача крутящего момента обеспечивается силами тре­ния, гидродинамическими силами или электромагнитным полем. Такие муфты называются соответственно фрикционными, гид­равлическими и электромагнитными.

Сцепление служит для временного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения. Временное разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавное соединение — после переключения передач и при трогании автомобиля с места.

При движении автомобиля сцепление во включенном состоя­нии передает крутящий момент от двигателя к коробке передач и предохраняет механизмы трансмиссии от динамических нагрузок, возникающих в трансмиссии. Так, нагрузки в трансмиссии возра­стают при резком торможении с двигателем, при резком включе­нии сцепления, неравномерной работе двигателя и резком сни­жении частоты вращения коленчатого вала, наезде колес на не­ровности дороги и т. д.

На автомобилях применяются различные типы сцеплений (рис. 3.1.).

Все указанные сцепления, кроме центробежных, являются постоянно замкнутыми, т.е. постоянно включенными и выключа­емыми водителем при переключении передач, торможении и ос­тановке автомобиля.

На автомобилях наибольшее применение получили фрикцион­ные сцепления. Однодисковые сцепления применяются на легковых автомобилях, автобусах и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности, а иногда и большой грузоподъемности.

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru

Рис. 3.1. Типы сцеплений, классифицированных по различным признакам

Двухдисковые сцепления устанавливают на грузовых автомоби­лях большой грузоподъемности и автобусах большой вместимости.

Многодисковые сцепления используются очень редко — толь­ко на автомобилях большой грузоподъемности.

Гидравлические сцепления, или гидромуфты, в качестве отдель­ного механизма на современных автомобилях не применяются. Ранее они использовались в трансмиссии автомобилей, но только совмес­тно с последовательно установленным фрикционным сцеплением.

Электромагнитные сцепления имели некоторое применение на автомобилях, но широкого распространения не получили в связи со сложностью их конструкции.

Фрикционным сцепле­нием называется дисковая муфта, в которой крутящий момент передается за счет силы сухого трения.

Широкое распространение на современных автомобилях полу­чили однодисковые сухие сцепления. Однодисковым сцеплением называется фрикционная муфта, в которой для передачи крутя­щего момента применяется один ведомый диск.

Двухдисковым называ­ется сцепление, в котором для передачи крутящего момента при­меняются два ведомых диска.

Двухдисковое сцепление при сравнительно небольших разме­рах позволяет передавать крутящий момент большой величины. Поэтому двухдисковые сцепления применяются на грузовых ав­томобилях большой грузоподъемности и автобусах большой вмес­тимости.

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru

Рис. 3.2. Двухдисковое фрикционное сцепление:

1, 6 — пружины; 2 — болт; 3, 10 — паль­цы; 4— рычаг; 5— муфта; 7— кожух;

8 — нажимной диск; 9, 12 — ведомые диски; 11 — ведущий диск;

13 — маховик

Порядок проведения работы

2.1. Выбор основных параметров.

Основными параметрами являются: наружный D и внутренний d диаметры фрикционных накладок ведомых дисков ; коэффициент запаса сцепления β ; нажимное усилие пружин Сцепление, его работа и классификация - student2.ru ; расчётный коэффициент трения μ ; число Сцепление, его работа и классификация - student2.ru и жёсткость Сцепление, его работа и классификация - student2.ru нажимных пружин ; давление q на фрикционные накладки ; число ведомых дисков Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

Статический момент трения сцепления :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.1.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – усилие на нажимной диск ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – коэффициент запаса сцепления ;

z – число поверхностей трения (z=2 для однодискового и z=4 для двухдискового сцепления;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – коэффициент трения (зависит от ряда факторов : параметров фрикционных материалов, состояния и относительной скорости скольжения поверхности трения, давления температуры и составляет Сцепление, его работа и классификация - student2.ru );

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – максимальный момент двигателя ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – средний радиус трения .

Средний радиус трения Сцепление, его работа и классификация - student2.ru с достаточной точностью можно определить из выражения

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.2.)

где D – наружный диаметр фрикционной накладки ;

d – внутренний диаметр фрикционной накладки .

Усилие на нажимной диск :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.3.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – рабочее усилие одной пружины (обычно усилие, развиваемое одной пружиной, выбирают не более 100 кг );

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – число нажимных пружин, которое выбирают по конструктивным соображениям.

Коэффициент запаса сцепления β – это отношение статического момента трения Сцепление, его работа и классификация - student2.ru к максимальному моменту двигателя Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

Значение β выбирают с учетом не­избежного изменения (уменьшения) коэффициента трения μ накладок в про­цессе эксплуатации, усадки нажимных пружин, наличия регулировки нажим­ного усилия, числа ведомых дисков. Уменьшение β составляет: вследствие усадки пружин 8–10%; вследствие износа накладок 15%, суммарное уменьшение β равно 25 %.

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.4.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – статический момент трения сцепления ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – максимальный момент двигателя.

Давление на фрикционные накладки :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.5.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – усилие на нажимной диск ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – постоянная величина ( Сцепление, его работа и классификация - student2.ru ) ;

D – наружный диаметр фрикционной накладки ;

d – внутренний диаметр фрикционной накладки .

Число пар трения :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.6.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – максимальный момент двигателя ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – коэффициент запаса сцепления ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – постоянная величина ( Сцепление, его работа и классификация - student2.ru ) ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – коэффициент трения (зависит от ряда факторов : параметров фрикционных материалов, состояния и относительной скорости скольжения поверхности трения, давления температуры и составляет Сцепление, его работа и классификация - student2.ru );

q – давление на фрикционные накладки ;

D – наружный диаметр фрикционной накладки ;

d – внутренний диаметр фрикционной накладки .

2.2. Расчёт показателей нагруженности.

К показателям нагруженности относят удельную работу буксования Сцепление, его работа и классификация - student2.ru и нагрев ведущего диска Сцепление, его работа и классификация - student2.ru при трогании автомобиля с места.

Удельная работа буксования :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.7.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – работа буксования;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – постоянная величина ( Сцепление, его работа и классификация - student2.ru ) ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – число пар трения ;

D – наружный диаметр фрикционной накладки ;

d – внутренний диаметр фрикционной накладки .

Средняя температура ведущего диска:

Расчет ведущего диска на нагрев заключается в определении повышения средней температуры ведущего диска Δt. Принимают, что теплопередача в окружающую среду отсутствует и вся работа буксования идет на нагрев деталей:

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru ; Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.8.)

где γ = 0,5 для однодискового сцеп­ления, γ = 0,25 для нажимного и

γ = 0,5 для промежуточного дисков двухдискового сцепления;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – работа буксования;

mн – масса диска, кг;

с – удельная массовая теп­лоемкость чугуна (стали) (с=481,5 Дж/(кг°С).

2.3. Расчёт деталей сцепления.

Нажимное усилие одной витой пружины :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.9.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – суммарное усилие пружин сцепления ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – число нажимных пружин;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – усилие на нажимной диск .

Суммарное усилие оттяжных и отжимных пружин сцепления :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.10.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – усилие на нажимной диск.

Максимальное усилие одной витой пружины :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.11.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – нажимное усилие одной витой пружины ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – жёсткость пружины ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – ход нажимного диска.

Ход поршня должен обес­печивать полное выключение сцепле­ния. Зазор между поверхностями тре­ния принимают для однодисковых сцеплений 0,75—1,0 мм и для двух­дисковых 0,6—0,7 мм.

Таким образом, у однодисковых Сцепление, его работа и классификация - student2.ru мм, у двух­дисковых Сцепление, его работа и классификация - student2.ru мм.)

Жёсткость пружины Сцепление, его работа и классификация - student2.ru по возможности принимают минимальной, чтобы износ накладок меньше сказывался на изменении момента трения сцепле­ния, Ее можно определить из условия обеспечения минимального коэффициента запаса сцепления Сцепление, его работа и классификация - student2.ru

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.12.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – нажимное усилие одной витой пружины ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – минимального коэффициента запаса сцепления ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – коэффициент запаса сцепления ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – величина износа накладок.

Величина износа накладок :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (8.13.)

где δ –толщина накладок .

Отжимные рычаги предназначены для включения и выключения сцепле­ния. Их конструкция должна обеспе­чивать минимальное трение в шарни­рах при высоких передаточном числе и жесткости. Обычно равномерно по окружности устанавливаются три-пять рычагов.

Отжимные рычаги рассчитывают по напряжениям изгиба. Изгибающий момент от действия силы , приложенной на концах рычагов , вызывает напряжение изгиба:

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru (3.14.)

где Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – усилие пружин сцеплеия при выключении ;

l – расстояние до опасного сечения ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – передаточное число рычага ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – число рычагов ;

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru – момент сопротивления изгибу.

Пример расчета

1. Выбор основных параметров.

Статический момент трения сцепления :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

Средний радиус трения :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

Усилие на нажимной диск :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru кH.

Коэффициент запаса сцепления :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

Давление на фрикционные накладки :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Па =0,246 МПа.

Число пар трения :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

2. Расчёт показателей нагруженности.

Удельная работа буксования :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

Средняя температура ведущего диска:

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru ; Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

3. Расчёт деталей

Нажимное усилие одной витой пружины :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru кН.

Суммарное усилие оттяжных и отжимных пружин сцепления :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru кН.

Максимальное усилие одной витой пружины :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru кН.

Жёсткость пружины :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru .

Величина износа накладок :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru мм.

Отжимные рычаги :

Сцепление, его работа и классификация - student2.ru МПа.

4. Контрольные вопросы

1. Что такое сцепление ?

2. Для чего служит сцепление в автомобиле ?

3. Для чего необходимо разъединение двигателя и трансмиссии ?

4. От чего сцепление предохраняет механизмы трансмиссии ?

5. Дать классификацию сцеплений по связи ведущих и ведомых час тей?

6. Дать классификацию сцеплений по созданию нажимного усилия ?

7. Дать классификацию сцеплений по числу ведомых дисков ?

8. Дать классификацию сцеплений по приводу ?

9. Какие сцепления являются постоянно замкнутыми ?

10. Какие сцепления по связи ведущих и ведомых частей получили

наибольшее применение ?

11. На каких автомобилях применяются однодисковые сцепления ?

12. На каких автомобилях применяются двухдисковые сцепления ?

13. Что такое фрикционное сцепление ?

14. Что такое фрикционное двухдисковое сцепление ?

15. От чего зависит коэффициент трения ?

16. Что такое коэффициент запаса сцепления ?

17. В чём заключается расчет ведущего диска на нагрев ?

18. Что относят к показателям нагруженности ?

19. В следствии чего происходит уменьшение коэффициент запаса

сцепления ?

20. Для чего предназначены отжимные рычаги ?


5. Варианты заданий
Вариант D, мм d, мм Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru кН Сцепление, его работа и классификация - student2.ru кДж тн, кг   δ, мм Сцепление, его работа и классификация - student2.ru , кН l, мм Сцепление, его работа и классификация - student2.ru , Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Сцепление, его работа и классификация - student2.ru Число ведомых дисков
ВАЗ-2101 87,3 1,5 0,62 16,8 4,38 3,3 4,07 0,294 3,5
ВАЗ-2103 105,9 1,2 0,62 17,2 5,52 3,3 4,07 0,295 2,43
ВАЗ-2121 121,6 1,2 0,62 17,5 5,55 3,3 5,50 0,311 2,43
ГАЗ-24 186,3 1,4 0,57 27,2 3,5 5,50 0,343 3,79
ГАЗ-53 284,4 1,6 0,62 22,3 4,0 8,39 0,300 4,68
ЗИЛ-130 402,1 1,7 0,68 33,2 20,5 4,0 12,0 0,320 5,33
МАЗ-500А 380,5 1,8 0,71 31,3 19,6 3,5 11,9 0,311 5,12
ЗИЛ-442100 510,6 1,7 0,65 34,2 22,1 4,5 12,2 0,321 5,37
МАЗ-6422 468,3 1,8 0,85 33,5 19,6 3,8 11,8 0,317 4,88
КамАЗ-43115 785,2 1,8 0,87 34,8 52,3 4,7 13,15 0,305 4,98
ЯМЗ-236 666,9 1,8 0,79 39,5 63,8 4,0 11,84 0,315 4,9
ЯМЗ-238 882,6 1,8 1,07 45,7 64,2 4,0 13,78 0,351 5,4

Наши рекомендации