Уравнения движения автомобиля при торможении

Пользуясь рис.2.1, можно записать

Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru ,

откуда

Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru (2.1.)

где, Rx1 и Rx2 – продольные реакции опорной поверхности, прикладываемые к передним и задним колесам;

Рw – сила лобового аэродинамического сопротивления;

Рj – сила инерции;

ma – масса автомобиля.

Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru

Реакции Rх1 и Rх2 различны в различных случаях торможения.

Торможение, целью которого является максимально быстрая остановка, называется экстренным. Торможение, совершаемое с целью предотвратить ДТП, называется аварийным. На дорогах с высоким коэффициентом сцепления jз = 8…9 м/с2.

Плавное торможение jз = 2,5…3 м/с2 называют служебным. Если конечная скорость при торможении равна нулю, его называют полным, если не равна – частичным.

При экстренном торможении продольные реакции могут достигать значений Rхмакс. Такой случай будем называть торможением с полным использованием сил сцепления.

Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru Рассмотрим этот случай при следующих допущениях: реакции Rх достигают максимального значения одновременно на всех колесах; коэффициенты jх всех колес одинаковые и неизменны за весь процесс торможения.

 
 
Рис. 2.2. Диаграмма фаз торможения автомобиля

При таких допущениях процесс торможения может быть описан графиком зависимости jз = f(t) (рис.2.2), называемым тормозной диаграммой. Начало координат соответствует моменту нажатия на тормозную педаль (начало торможения). На диаграмму для лучшей иллюстративности иногда наносят зависимость V = f(t). При возникновении аварийной ситуации водитель, приняв в результате оценки обстановки решение тормозить, переносит ногу с педали управления подачей топлива на тормозную педаль. Время tрв от момента, когда замечена опасность, до начала торможения называют временем реакции водителя. В зависимости от индивидуальных качеств, квалификации водителя, степени его утомленности, дорожной обстановки и т.п. tрв может изменяться в пределах 0,2…1,5 с. При расчетах принимают среднее значение tрв = 0,8 с.

После начала торможения время tс, называемое временем запаздывания, затрачивается на перемещение элементов тормозного привода на величину зазоров, имеющихся между ними в нерабочем положении, нарастание давления жидкости или воздуха в трубопроводах и рабочих аппаратах гидравлического или пневматического привода до значения, необходимого для преодоления усилий возвратных пружин колодок и перемещения колодок до соприкосновения их фрикционных накладок с тормозными дисками или барабанами. Время tс зависит от типа тормозного привода и тормозных механизмов, а также технического состояния тормозной системы. У технически исправной тормозной системы с гидроприводом и дисковыми тормозными механизмами tс = 0,05…0,07 с, с барабанными тормозными механизмами tс = 0,15…0,20 с, у систем с пневмоприводом tс = 0,2…0,4 с. Время tс возрастает при увеличении зазоров в тормозных механизмах, попадании воздуха в гидропривод, падении давления в ресивере пневмопривода и др.

С момента соприкосновения фрикционных элементов тормозных механизмов реакция Rх, а в результате этого и замедление увеличиваются от 0 до значения, соответствующего установившемуся значению сил, приводящих в действие тормозные механизмы. Время tн, затрачиваемое на этот процесс, называют временем нарастания замедления jз.н. В зависимости от типа автомобиля, состояния дороги, дорожной ситуации, квалификации и состояния водителя, состояния тормозной системы tн может изменяться в пределах 0,05 … 2 с. Оно возрастает с увеличением Gа и jх (поскольку увеличиваются разжимные силы в тормозных механизмах, необходимых для создания Rхмакс).

При наличии неисправной тормозной системы (наличие воздуха в гидроприводе, низкое давление воздуха в ресивере пневмопривода, попадание масла и воды на рабочие поверхности фрикционных элементов) значения tн существенно увеличиваются.

В расчетах можно принимать следующие значения tн: 0,05…0,2 с – для легковых автомобилей; 0,05…0,4 с – для грузовых автомобилей с гидроприводом; 0,15…1,5 с – для грузовых автомобилей с пневмоприводом; 0,2…1,3 с – для автобусов.

Время срабатывания тормозного привода tср = tс + tн.

Переменное значение jз на участке tуст условно заменяют средним и считают установившимся, взяв за начало отсчета (t = 0) момент прекращения увеличения усилия на педаль.

Поэтому tуст называют временем установившегося замедления.

Время tр от начала отпускания тормозной педали до возникновения зазоров между фрикционными элементами называют временем растормаживания.

Таблица 2.3

Время для разных тормозных систем

Время запаздывания, tс, с Время нарастания tн, с
с гидро-приводом и дисковыми тормозными механизмами с барабанными тормозными механизмами с пневмо-приводом для легковых а/м для грузовых а/м с гидропри-водом для грузовых а/м с пневмо-приводом
0,05…0,07 0,15…0,20 0,2…0,4 0,05…0,2 0,05…0,4 0,15…1,5

Обозначив пути, проходимые автомобилем за времяtс,tн,tуст соответственно Sтс, Sтн, Sт.уст, можно записать:

Sт = Sтс + Sтн + Sт.уст. (2.2.)

Путь Sтс получают по формуле:

Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru , (2.3.)

где Sтс - путь за время запаздывания, м;

V0 - начальная скорость торможения, км/ч;

tс - время запаздывания, с.

Путь Sтн получают по формуле:

Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru , (2.4.)

где Sтн - путь за время нарастания торможения, м;

tн - время нарастания торможения, с;

jуст - установившееся ускорение, м/с2.

Скорость V0уст, соответствующую началу движения с jуст найдем по формуле:

Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru , (2.5.)

где V0уст - скорость при установившемся ускорении, м/ч.

Путь Sт.уст получают по формуле:

Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru , (2.6.)

где Sт.уст - путь за время установившегося ускорения, м.

Зависимость V = f(t) на тормозной диаграмме описывается следующими отрезками: на участке tс прямой, параллельной оси абсцисс, на участке tн – квадратичной параболой, на участкеtуст – прямой с угловым коэффициентом равным jуст, поскольку Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru .

       
  Уравнения движения автомобиля при торможении - student2.ru
 
   
Рис. 2.3. Диаграмма тормозного пути


Наши рекомендации