Классификация ДВС. Задачи и направление развития автомобильных ДВС.
- Классификация ДВС
- Задачи и направления развития автомобильных ДВС
Задачи:
1.Снижение токсичности отработавших газов
2.Уменьшения количества содержащихся в ДВС моно-диоксидов углерода, а так же оксида азота и несгоревших углеводородов.
Направления:
1. Совершенствование конструкции рабочих процессов двигателей с искровым зажиганием и дизелей.
2.Применение альтернативных топлив.
3. Автомобили с комбинированной (гибридной) энергетической установкой , где в качестве основного источника энергии используется ДВС, а в качестве пикового ее источника — тяговая электрохимическая батарея (ТЭБ) или накопитель (батарея электрических конденсаторов, сверхкомпактный маховик и т. п.).
4. Совершенствование электромобиля.
Содержание и задачи теории эксплуатационных свойств. Условия эксплуатации автомобилей.
- Содержание и задачи эксплуатационных свойств.
Содержание:
1. Автомобильная промышленность и транспорт.
Производство автомобилей в России и в мире. Автомобильный транспорт, автомобильный парк, основные тенденции развития конструкций автомобилей, типаж автомобилей. Требование к конструкции автомобиля и анализ компоновочных схем. Развитие типажа автомобилей.
2. Сцепление.
Требования к муфтам сцепления, их классификация и применение, рабочий процесс. Анализ и оценка конструкции фрикционных сцеплений, сцепления специальных типов. Основные элементы фрикционного сцепления, привод сцепления, нагрузки в сцеплении.
3. Коробки передач.
Требования к коробкам перемены передач, их классификация и применение. Анализ и оценка конструкции коробок передач. Ступенчатые коробки передач, дополнительные и раздаточные коробки. Бесступенчатые передачи (трансмиссии). Фрикционные передачи. Гидрообъемные передачи (гидротрансформаторы). Электромеханические трансмиссии. Нагрузки в коробке перемены передач.
4. Карданные передачи.
Требования к карданным передачам, их классификация и применение. Карданные передачи с шарнирами неравных угловых скоростей. Карданные передачи с шарнирами равных угловых скоростей. Нагрузки в карданных передачах.
5. Главные передачи.
Требования к главным передачам, их классификация и применение. Анализ и оценка конструкций главных передач. Уровень шума в главных передачах. Нагрузки в главных передачах.
6. Дифференциалы.
Требования к дифференциалам, их классификация и применение. Кинематические динамические связи в дифференциале. Анализ и оценка конструкций дифференциалов. Нагрузки в дифференциалах.
7. Рулевое управление.
Требования к рулевому управлению, классификация и применение. Основные технические параметры рулевого управления. Рулевые механизмы, рулевые приводы, рулевые усилители. Нагрузки в элементах рулевого управления.
8. Тормозное управление.
Требования к тормозным системам, их классификация и применение. Тормозные механизмы. Механический тормозной привод, тормозной гидропривод, тормозной пневмопривод, тормозной электропривод. Приборы тормозного привода, регуляторы тормозных сил, антиблокировочные системы (АБС). Нагрузки в элементах тормозных систем.
9. Подвески.
Требования к подвескам, их классификация и применение. Упругая характеристика подвесок, кинематические схемы. Упругие элементы подвесок, направляющие устройства, амортизаторы. Нагрузки в элементах подвески.
10. Мосты.
Требования к мостам, их классификация и применение. Анализ конструкций мостов. Нагрузки на мосты. Полуоси.
11. Шины и колеса.
Требования к шинам, их классификация и применение. Требования к колесам, их классификация и применение. Крепление и балансировка колес. Нагруженность колес.
12. Несущие системы.
Конструктивные схемы несущих систем, их классификация. Рамы, нагрузочный режим рам. Расчет рамы. Кузова, нагрузочные режимы кузовов.
13. Тягово-скоростные свойства.
Основные понятия и определения, оценочные показатели тягово-скоростных свойств. Силы, действующие на автомобиль. Кинематика и динамика автомобильного колеса. Силы сопротивления движению, уравнение движения автомобиля. Методы решения уравнений силового и мощностного балансов. Приемистость. Динамическое преодоление дорожных сопротивлений. Нормальные реакции, действующие на колеса. Ограничение тягово-скоростных свойств по сцеплению. Экспериментальное и аналитическое определение показателей тягово-скоростных свойств.
14. Тормозные свойства.
Основные понятия и определения. Оценочные показатели и нормы тормозных свойств. Уравнение движения автомобиля при торможении. Оптимальное распределение тормозных сил. Особенности процесса торможения автопоезда. Торможение с неполным использованием сил сцепления. Эффективность запасной тормозной системы. Методы оценки тормозных свойств, влияние тормозных свойств на среднюю скорость движения.
15. Топливная экономичность.
Основные понятия и определения. Оценочные показатели топливной экономичности. Уравнение расхода топлива, топливно-экономическая характеристика. Влияние конструктивных факторов на топливную экономичность. Влияние эксплуатационных факторов на топливную экономичность. Применение топлив не нефтяного происхождения. Взаимосвязь топливной экономичности и экологической безопасности.
16. Тягово-скоростные свойства и топливная экономичность автомобилей с гидродинамической передачей.
Автоматизация управления автомобилем. Исходные характеристики гидропередач. Совместная работа двигателя с гидропередачей. Расчет тяговой силы при установившемся движении автомобиля с гидропередачей. Способы улучшения преобразующих и энергетических свойств гидропередач. Динамическая характеристика и параметры приемистости автомобиля с гидропередачей.
17. Проектировочный тяговый расчет.
Этапы проектирования, задачи проекта задаваемые и выбираемые параметры. Подбор внешней характеристики двигателя. Выбор передаточных чисел трансмиссии. Особенности проектировочного тягового расчета трансмиссии автомобиля с гидропередачей.
18. Управляемость.
Основные определения. Оценочные показатели управляемости и методика их экспериментального определения. Кинематика поворота, силы, действующие на автомобиль при повороте. Уравнение криволинейного движения, круговое движение, переходные процессы. Колебания управляемых колес относительно шкворней.
19. Устойчивость.
Определения, оценочные показатели устойчивости. Поперечная устойчивость, коэффициент поперечной устойчивости. Курсовая устойчивость. Изменение параметров движения автомобиля под действием случайных внешних сил. Аэродинамическая устойчивость. Устойчивость движения автопоезда по вилянию прицепа.
20. Маневренность.
Определения, оценочные показатели маневренности. Кинематика криволинейного движения. Графический метод построения траектории движения автопоезда. Особенности экспериментального и расчетного определения показателей маневренности. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на маневренность.
21. Плавность хода, вибрация и шум.
Определения, оценочные показатели и нормы плавности хода, вибрации и шума. Автомобиль как колебательная система. Свободные колебания подрессоренной массы без учета затухания и неподрессоренных масс. Свободные колебания подрессоренных и неподрессоренных масс без учета затухания. Свободные колебания с учетом затухания. Вынужденные колебания. Вибрации и шум.
22. Проходимость.
Основные определения. Особенности взаимодействия автомобильного колеса с дорогами в ухудшенном состоянии, деформируемым грунтом и препятствиями. Оценка профильной проходимости. Оценка опорной проходимости. Обобщенные показатели проходимости. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость. Сравнительная оценка проходимости по конструктивным параметрам автомобилей.
Задача:
основная задача настоящей дисциплины состоит в том, чтобы дать студенту специальности знания и навыки в области теории, анализа и оценки конструкций различных автомобилей и их механизмов, обеспечивающие возможность успешного управления в различных сферах современного автомобильного бизнеса.
- Условия эксплуатации автомобилей
Условия эксплуатации оказывают значительное влияние на скорость нарастания неисправностей и, в частности,- на скорость изнашивания деталей.
Изменение скорости взаимного перемещения трущихся деталей увеличивает работу сил трения и ухудшает условия смазки. Поэтому, например, при повышении числа оборотов износ деталей двигателя возрастает.
Увеличение нагрузки влечет за собой повышение действующих на детали усилий; происходит больший нагрев деталей, смазка разжижается, и износ увеличивается.
При изменении режима движения, скорости, торможений, разгонов и т.п. — изменяется также технический режим работы агрегатов автомобиля: их тепловое состояние, условия смазки, усилия, действующие на деталь. При таких переменных, неустановившихся режимах скорость изнашивания возрастает, и износы будут большими, нежели тогда, когда автомобиль длительное время работает с одинаковым режимом движения.
Плохие дорожные условия вызывают добавочные нагрузки на детали, ослабление креплений и т. п., в результате износ деталей и возможность их поломок возрастают.
Увеличение нагрузки в кузове и прицепного груза, вызывая добавочные усилия в механизмах, также несколько ускоряет изнашивание.
Большое значение имеет род перевозимого груза; например, пылящие грузы (цемент и др.) могут значительно ускорить изнашивание деталей двигателя. К этому же приводит работа на пыльных дорогах.
При использовании несоответствующих сортов топлива и смазочных материалов износ резко возрастает. Применение бензина с повышенной против норм температурой конца кипения вызывает разжижение и смывание смазки; бензин с низкими октановыми числами увеличивает детонацию, разрушительно действующую на детали. При несоответствии сорта смазочных масел условиям работы масляная пленка разрывается, масло выдавливается из зазоров, и увеличивается доля сухого трения.
Важнейшее значение, поэтому имеют соблюдение установленных для каждой модели автомобиля технических правил ее использования, своевременность и качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Долговечность автомобилей можно увеличить путем улучшения их конструкции, совершенствования технологии изготовления и ремонта, эксплуатационными мероприятиями.