Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой

Вагонное хозяйство делится на две части:

1. Грузовое вагонное хозяйство;

2. Пассажирское вагонное хозяйство.

Основными задачами вагонного хозяйства является обеспечение перевозочного процесса исправными вагонами и соблюдение безопасности движения железнодорожного транспорта.

Для поддержания вагонного парка в исправном состоянии имеются вагонное депо, которые осуществляют плановые ремонты вагонов (капитальный и деповской), выполняют техническое обслуживание и текущий ремонт в поездах, подготовка вагонов под погрузку и т.д. Управление вагонным депо по ремонту возов, подробно будет рассматриваться в четвертом разделе конспекта лекций.

Для экипировки пассажирских вагонов на дороге создаются пассажирские вагонные депо, например на ВСЖД имеются также депо на станции Иркутск пассажирский, станции Улан-Удэ и станции Северо-Байкальск.

Для ремонта контейнеров на дороге имеются вагонные депо на станции Черемхово, цех по ремонту контейнеров располагается на станции половина.

По своей номенклатуре расходов все расходы по ремонту и текущему содержанию контейнеров переведены в дирекцию по эксплуатации вагонного парка.

На сети ВСЖД есть два рефрижераторных вагонных депо и государственное унитарное предприятие «Реф-Сервис».

На всех дорогах создаются промывочно-пропарочные станции. На ВСЖД промывочно-пропарочная станция находится в составе вагонного депо станции Суховская.

В депо станции Иркутск-сортировочный и станции Нижнеудинск имеются вагонно-колесные мастерские, которые занимаются капитальным ремонтом и созданием новых колесных пар. Также выполняется большой объем работ по ремонту и обточке колесных пар для локомотивов.

Для подготовки вагонов под погрузку на сети создается цех для подготовки вагонов под погрузку.

Для того, чтобы отследить неисправные колесные пары на дороге установлено специальное оборудование.

Структура расходов в вагонном депо примерно следующая:

1) ФОТ занимает 29,4% в общих расходах;

2) Отчисления на социальное страхование 11,1%;

3) Материалы 15,6%;

4) Топливо 0,7%;

5) Электроэнергия 1%;

6) Прочие материальные затраты 3,5%;

7) Амортизация 31,2% (самый затратный элемент);

8) Прочие расходы 3,5%.

2. Структура и порядок разработки плана экономического и социального развития вагонного депо

По структуре план экономического и социального развития вагонного депо включают следующие разделы:

1. Объемные и качественные показатели работы вагонного депо;

2. План по труду;

3. План эксплуатационных расходов;

4. План капитального ремонта основных фондов;

5. План по повышению производительности труда и эффективности работы предприятия.

Грузовое вагонное депо разрабатывает план экономического и социального развития на основе перспективного плана, договоров, заявок грузосоставителей и грузополучателей, состояния вагонного парка, а также основных технико-экономических показателей, доводимых до депо дирекцией по эксплуатации вагонного парка дороги.

Дирекцией по эксплуатации вагонного парка дороги доводятся до депо следующие показатели:

1) основные объемные показатели;

2) качественные показатели;

3) экономические показатели;

4) финансовые показатели.

I. Объемные показатели включают:

1) объем деповского ремонта вагонов компании «РЖД»;

2) объем капитального ремонта вагонов парка компании «РЖД»;

3) количество вагонов, подготовленных под погрузку;

4) количество вагонов, обработанных на ПТО.

II. Качественные показатели включают:

1) нормы простоя вагонов на ПТО;

2) среднесуточный остаток не отремонтированных вагонов;

3) нормы простоя вагонов в деповском капитальном и текущем ремонте.

III. Экономические показатели включают:

1) план эксплуатационных расходов по элементам затрат;

2) фонд оплаты труда в основной деятельности депо;

3) темп роста ПТ от перевозок.

IV. Финансовые показатели включают:

1) план по подсобно-вспомогательной деятельности (ПВО);

2) лимит запасов товаро- материальных ценностей (ТМЦ).

Планирование объемных и качественных показателей вагонного депо

Особенностью вагонного хозяйства является то, что 50% вагонного парка грузовых вагонов находятся на балансе компании РЖД; 45% находятся на балансе дочерних акционеров обществ, т.е. на балансах первой и второй грузовых компаний и остальные грузовые вагоны находятся на балансах частных операторов. Планы капитального и деповского ремонтов определяется центральной дирекцией вагонного хозяйства компании «РЖД» в зависимости от поступления вагонов в ремонт в соответствии с установленными межремонтными сроками.

Центральная дирекция вагонного парка «РЖД» устанавливает количество вагонов, проводивших предыдущий периодический ремонт по видам тяги и оснастки вагонов.

Зная межремонтные сроки, определяется количество вагонов, подлежащих ремонту. Для того чтобы запланировать количество ремонтов вагонов необходимо знать следующие межремонтные сроки.

1. Полувагоны, крытые вагоны, цистерны – ремонтируются капитальным ремонтом 1 раз в 10 лет, деповским ремонтом через 2 года.

2. Цистерны кислотные – ремонтируются капитальным ремонтом через 4 года, деповским 1 раз в два года.

3. Платформы – ремонтируются капитальным ремонтом через 12 лет, деповским ремонтом 1 раз в 2 года.

4. План деповского ремонта определяется по следующей формуле:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , вагонов,

где Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -количество ремонтных стоил;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru - нормативные трудозатраты на ремонт 1 вагона, час;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -годовой фонд рабочего времени.

Все вагонные депо, которые занимаются капитальными ремонтами определены по сети.

План по подготовке вагонов под погрузку определяется исходя из заявок вагонов под погрузку различных видов.

План по безубыточному текущему ремонту вагонов планируется по данным предыдущего года с учетом темпа роста грузооборота.

4. Разработка плана по труду и кадрам вагонного депо

План по труду и кадрам вагонного депо включает три подраздела:

1. Планирование численности работников;

2. Планирование производительности труда;

3. Планирование фонда заработной платы (ФЗП).

1. Планирование численности работников по категориям работающих:

а) В вагонном депо на ПТО работают рабочие следующих специальностей:

1) осмотрщики-автоматчики 8 чел.;

2) слесари 2 чел.;

3) подсобные рабочие 1 чел.;

4) операторы 1 чел.

2. Численность рабочих, занятых в деповском ремонте определяется по следующим формулам:

Явочная:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , чел.

Списочная:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , чел.

Где Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -коэффициент на замещение.

3. Численность рабочих занятых по подготовке вагонов под погрузку определяются по следующим формулам:

Явочная:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , чел.

Списочная:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , чел.

4. Численность рабочих занятых на промывочно-пропарочных станциях определяется по следующим формулам:

Явочная:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , чел.

Списочная:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , чел.

Рабочие по промывке-пропарке работают по 6 часов в сутки с самыми тяжелыми условиями труда.

5. Контингент по обслуживанию оборудования рассчитывается исходя из количества единиц оборудования и норм обслуживания на каждую единицу.

6. Аппарат управления, ИТР и служащие определяются по типовым штатным расписаниям.

II. Производительность труда по вагонному депо планируется по следующей формуле:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , вагонно-км/чел.

Где Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -число вагонов;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -трудоемкость по погрузке, выгрузке, подготовке, отправке и т.д., в вагонно-км.;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -эксплуатационная численность работников.

III. Заработная плата всех работников вагонного депо определяется исходя из минимальной базовой заработной платы, установленной в отрасли и тарифных коэффициентов (по 18-ти разрядной тарифной сетке).

Фонд оплаты труда для вагонного депо определяется по формуле:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru ,

где Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru - среднемесячная заработная плата за декабрь предшествующего периода;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -коэффициент дефлятор (1,18);

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -плановая численность эксплуатационного штата.

Среднемесячную заработную плату можно запланировать следующим образом:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , руб. или

непосредственно:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , руб.

Где Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -тарифная заработная плата (по тарифной сетке);

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -доплата за работу в ночное время;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -доплата за работу в праздничное время;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -северный коэффициент (30%);

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -премии;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -доплата за класс квалификации;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -доплата за выслугу лет; (отменили);

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -доплата по приказу РЖД №948;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -районный коэффициент.

Планирование эксплуатационных расходов вагонного депо

Эксплуатационные расходы в вагонном депо планируются по статьям затрат в разрезе элементов затрат.

1. Расходы по фонду оплаты труда определяются в плане по труду.

2. Сумма отчисления на социальное страхование определяется по формуле:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , руб.

3. Затраты на материалы по эксплуатации определяются по нормам на 1 млн. локомотиво-км общего пробега.

4. Материалы на деповской ремонт вагонов определяется по нормам затрат, разрабатываемых центральной дирекцией вагонного хозяйства компании «РЖД» на каждый тип вагонов по деповскому ремонту. Материалы для остальных видов нужд планируются по динамике предыдущих лет.

5. Затраты на топливо и электроэнергию рассчитываются непосредственно по нормам (если предприятие только начинает работать), либо по динамике прошлых лет (если предприятие уже работает несколько лет).

6. Прочие материальные затраты включают оплату счетов за воду, за услуги других организаций и планируются методом «от достигнутого» с учетом дефлятора цен.

7. Амортизация основных производственных фондов депо рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОПФ) и норм амортизационных отчислений ( Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru ):

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , руб.

Амортизация грузовых вагонов рассчитывается в центральной дирекции вагонного хозяйства компании «РЖД» и распределяется между дорогами пропорционально рабочему парку вагонов.

8. Прочие расходы депо (налоги, командировочные и т.д.) планируются по динамике прошлых лет.

Планирование себестоимости работ по вагонному депо

Планирование себестоимости работ по вагонному депо осуществляется по трем измерителям:

1. Себестоимость 1 приведенного вагона прошедшего через ПТО:

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , руб/ваг.

Где Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -эксплуатационные расходы по эксплуатации;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -количество вагонов прошедших через ПТО.

2. Себестоимость 1 промытой цистерны

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , руб/ваг.

Где Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -эксплуатационные расходы промывочно-пропарочной станции;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -количество цистерн, прошедших через промывочно-пропарочную станцию.

3. Себестоимость ремонта 1 вагона прошедшего деповской ремонт (по типам вагонов):

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru , руб/ваг.

Где Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -эксплуатационные расходы по деповскому ремонту;

Виды вагонных депо и управление (оперирование) их эксплуатационной работой - student2.ru -количество вагонов, прошедших деповской ремонт.

Тема 14

Наши рекомендации