Зарядно-доставочная установка зду-50

Зарядно-доставочная установка ЗДУ-50 (рис. 117) нагнета­тельного типа предназначена для пневматического транспортиро­вания гранулированных ВВ по трубопроводам с откаточных выра-

зарядно-доставочная установка зду-50 - student2.ru

Рис. 117. Зарядно-доставочная установка ЗДУ-50

боток на подэтажные при заряжании камер и (полного веера) скважин в шахтах, не опасных по газу и пыли (см. табл. 17). Плотность заряжания скважин составляет 1,1—1,15 г/см3. Уста­новка прошла промышленные испытания

Установка ЗДУ-50 состоит из шасси рудничной вагонетки 14, бункера 4, загрузочной воронки 7, аэрационной перегородки 15 и системы трубопроводов. Бункер зарядной установки изготовлен из нержавеющей стали. В верхней части бункер соединен с загру­зочной воронкой 7, оборудованной предохранительной сеткой 8. Герметизация бункера обеспечивается запорным конусом 9 с по­мощью рычага 10. В нижней части бункера размещается пере­городка 15, нагнетательный патрубок 16 и кран-отсекатель 17. На бункере смонтированы коллектор 3 с краном 2 питания бункера и краном продувки /, клапан предельного давления 11, манометр 6 и кран предельного давления 5. Бункер устанавли­вается на шасси вагонетки на стойке 13 с помощью цапф 12.

Для увлажнения ВВ в процессе заряжания установка обору­дована приспособлением для подачи воды 18.

Принцип работы установки ЗДУ-50 следующий. В бункер за­рядной машины сжатый воздух поступает по шлангу, коллектору и аэрационной перегородке. При прохождении воздуха через пере­городку над ней создается направленный «кипящий» слой, кото­рый обеспечивает равномерное смешивание гранул ВВ с воздухом. Образовавшаяся смесь поступает через нагнетательную трубу 16 и кран 17 в скважину. Контроль за давлением в бункере выпол­няется по манометру 6, при повышении давления свыше 0,6 МПа сброс воздуха осуществляется клапаном предельного давления 11. Для включения подготовленной к работе установки открывают кран продувки 1 и кран 2 питания бункера. В это время заряд­ный трубопровод продувается сжатым воздухом, а в бункере уста­навливается рабочее давление. Затем открываются кран подачи смеси 17, кран подачи воды 18 и краном 1 регулируют концент­рацию режима давления в смеси. Смачивание потока ВВ обеспе­чивает пылеподавление и способствует повышению плотности заряжания.

При выключении установки закрывают кран подачи смеси 17 и кран 2, а кран продувки / открывают полностью. После про­дувки трубопровода закрывают кран продувки 1 и открывают кран 11 для сброса воздуха из бункера.

Установка обслуживается двумя рабочими — заряжающим и оператором. Связь между ними поддерживается по телефону.

Перед началом работы установки проверяются плотность резь­бовых и винтовых соединений, исправность контрольно-измери­тельных приборов и плотность соединения зарядного трубопро­вода.

ЗАРЯДНАЯ МАШИНА ЗМК-1

Зарядная машина ЗМК-1 (рис. 118) нагнетательного типа предназначена для заряжания шпуров и скважин (полного веера) гранулированными ВВ, изготовления игданитов и увлажнения ВВ на открытых и подземных горных работах. Вместимость дозирую­щей камеры (регулируемая) 0,7—4 и 5—8 кг.

55 кг, предел регулирования подачи жидкости в ВВ 0—10 % (см. табл. 17). Зарядная машина может быть использована автономно или в составе очистных и горнопроходческих комплексов. Обслужи­вает машину один взрывник, управление — дистанционное.

зарядно-доставочная установка зду-50 - student2.ru

Рис. 118. Зарядная машина ЗМК.-1

Зарядная машина имеет загрузочную 7 и приемную 8 воронки, разделенные предохранительной сеткой 6. Под приемной ворон­кой размещены дозирующая камера 12, бак 11 для жидкости, смеситель 9, пневмоцилиндр 4, зарядный трубопровод 13, са­лазки 14, кнопка / дистан­ционного управления со шлангом 2 и рукав 3 для подвода сжатого воздуха.

Дозирующая камера 12 имеет коническое подвиж­ное днище с выходным па­трубком для подсоединения зарядного трубопровода. Внутри дозирующей камеры расположена телескопиче­ская труба, которая обеспе­чивает открывание и закры­вание запорного клапана между приемной воронкой и дозирующей камерой. Дози­рующая камера предназна­чена для дозирования ВВ в процессе заряжания. Сме­ситель 9 имеет стакан, помещенный в бак, игольчатый дроссель для регулирования подачи жидкости и входной и выходной шту­цера. Пневмоцилиндр 4 имеет входной штуцер для соединения со шлангом 2, выходной — для соединения шланга с клапаном ди­станционного управления.

Пневмозарядчик работает следующим образом. Сжатый воздух от сети поступает по шлангу 3 через входной штуцер в штоковую полость и через дренажное отверстие в поршневую полость пнев-моцилиндра 4, а через штуцер /6 — в шланг 2 с клапаном / дис­танционного управления. Последний закрыт. Вследствие разности рабочих площадей поршень пневмоцилиндра 4 перемещается вверх, перекрывает отверстие выходного штуцера и, воздействуя через шток тяги на рычаг, опускает запорный клапан дозирующей камеры 12. Загрузочное отверстие приемной воронки 8 откры­вается. ВВ из загрузочной воронки 7 через сетку 6 поступает в дозирующую камеру. Жидкость из бака // поступает в стакан. При открывании клапана дистанционного управления 1 дав­ление сжатого воздуха в подпоршневой полости пневмоцилиндра 4 падает. Поршень со штоком перемещается вниз и клапан пере­крывает дозирующую камеру 12. Сжатый воздух из штоковой полости пневмоцилиндра через выходной штуцер, трубку и вход­ной штуцер поступает в корпус смесителя, где обогащается в тре-

буемой пропорции водой или дизельным топливом и поступает в дозирующую камеру 12. Часть сжатого воздуха фильтруется через ВВ в дозирующей камере, подавая его в выходной патру­бок и далее по зарядному трубопроводу в шпур или в скважину. Другая часть воздуха поступает в телескопическую проходную трубку дозирующей камеры 12, способствуя равномерному сме­шению ВВ с водой или дизельным топливом, и обеспечивает стабильную подачу материала. По окончании транспортирования ВВ в шпур или скважину клапан дистанционного управления закрывается. Давление в штоковой и в подпоршневой полостях пневмоцилиндра 4 выравнивается, поршень со штоком переме­щается вверх, клапан дозирующей камеры 12 опускается, откры­вая отверстие приемной воронки 8, и цикл повторяется.

Величина дозы ВВ регулируется вращением регулировочного винта штурвалом 15 и контролируется по указателю шкалы, по­мещенной на дозирующей камере 12. Регулирование подачи воды (дизельного топлива) в пределах от 0 до 10 % обеспечивается вращением игольчатого дросселя 10.

Перед началом работы установки проверяются затяжка болто­вых соединений всех узлов, надежность соединения трубопроводов, целостность предохранительной сетки. После осмотра установки выполняются все подготовительные операции.

Зарядная машина ЗМК-1 обычно устанавливается вблизи заряжаемого забоя в специально отведенном месте с учетом бес­препятственного подхода к нему при заряжании скважин. В этом случае к болту 5 подсоединяется заземляющий провод. Затем подсоединяется рукав 3, подводящий сжатый воздух и шланг 2 дистанционного управления. Перед подсоединением воздухопод-водящего рукава его необходимо продуть воздухом, чтобы осво­бодить . воздухоподводящую магистраль от скопившейся воды и мусора.

Зарядный трубопровод 13 прокладывают к забою с расчетом исключить возможность его повреждения и избежать пережимы посторонними предметами и резкие изгибы. Длина транспортно-зарядного трубопровода выбирается минимальной из расчета до­ступа в любую точку заряжаемого забоя. При заряжании шпуров и скважин диаметром более 50 мм используется трубопровод диаметром 32 мм, а при заряжании шпуров диаметром менее 50 мм — трубопровод диаметром 25 мм. Последний к пневмо-зарядчику ЗМК-1 подсоединяется через переходник. Положе­нием дросселя 10 устанавливается необходимый предел увлаж­нения ВВ или подачи дизельного топлива.

После выполнения подготовительных операций производится холостое опробование установки ЗМК-1. Если холостое опробова­ние показало нормальную работу всех узлов, в бак 11 через гор­ловину заливается вода или дизельное топливо, а в приемную воронку 7 загружается ВВ.

Выполнив все подготовительные работы, приступают к заря­жанию скважины.

При выполнении этих работ соблюдают следующий порядок.

Вращением винта 15 устанавливается необходимая величина дозы ВВ, кратная или равная величине заряда шпура (скважины). Зарядный трубопровод 13 вводится в шпур (скважину) до упора его в забой или патрон-боевик и отводится назад на 60-80 см. Нажатием на клапан 1 на шланге дистанционного управления в шпур (скважину) подается порция ВВ. По мере заполнения шпура или скважины зарядный шланг из него плавно извлекается.

Укладка заряда по длине шпура (скважины) контролируется по меткам на зарядном трубопроводе, контроль количества поданного ВВ – путем подсчета поданных порций на шкале дозированной камеры.

По окончания заряжания скважин пневмозарядчик освобождается от остатков ВВ . продувается сжатым воздухом и промывается водой, отсоединяется зарядный трубопровод и шланг дистанционного управления , а оборудование переносится в безопасную зону.

Наши рекомендации