Раздел 5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Цели и задачи курсового проектирования

Курсовое проектирование является одной из важнейших форм обучения студентов по дисциплинам «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Про- ектирование предприятий автомобильного транспорта». Оно способствует при- обретению практических навыков по расчёту и проектированию современных предприятий по обслуживанию автомобилей, развитию навыков самостоятель- ной работы со специальной технической литературой и нормативными доку- ментами в автотранспортном комплексе страны и строительной технической документацией (ОНТП, СНиПы и т.д.).

Результаты курсовой работы, а также знания и практический навыки, при- обретённые в ходе её выполнения, в дальнейшем могут быть использованы студентом-дипломником при подготовке выпускной квалификационный рабо- ты (дипломного проекта), а также в повседневной практической деятельности при выполнении своих непосредственных обязанностей на должности инжене- ра по технической эксплуатации автомобилей.

Знания по специальным дисциплинам, приобретенные студентом во время посещения лекционных и практических занятий, используются им для решения задач, связанных с проектированием и организацией технического обслужива- ния и текущего ремонта автомобилей в условиях автотранспортных предпри- ятий, станций технического обслуживания и специализированных автоцентров. В процессе выполнении курсовой работы студент получает навыки выбора со- временного технологического оборудования, применяемого на СТО автомоби- лей, необходимого для выполнения производственной программы предприятия. При выполнении курсовой работы студент не должен ограничиваться све- дениями, полученными при изучении учебного курса, а обязан показать знание специальной литературы, умение использовать новейшие достижения науки и

техники, анализировать возможные варианты проектных решений с учетом их технологической целесообразности и экономической рентабельности.

Основными целями курсового проектирования являются:

· оценка уровня овладения студентом теоретическими и практическими знаниями по изученным специальным дисциплинам, развитие творческих навыков;

· систематизация, закрепление и расширение теоретических и практиче- ских знаний и применение этих знаний при решении конкретных задач, поставленных перед студентом в ходе курсового проектирования;

· развитие навыков самостоятельной работы и выяснение подготовленно- сти студентов к самостоятельной практической деятельности;

Задачи, которые непосредственно ставятся перед студентами при выполне- нии курсовой работы, включают:

· осмысление избранной (выданной) темы, формулировка поставленных задач и конкретных способов их решения;

· подбор и изучение литературы, справочных и научных источников по те- ме, включая зарубежные;

· самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами;

· проведение по установленным методикам технологического проектиро- вания, включая необходимые расчеты и вычерчивание плана производ- ственных помещений.

Выбор темы курсовой работы

Тему курсовой работы выдает преподаватель-руководитель с учетом инди- видуальных пожеланий студента и её практической значимости для развития автотранспортного комплекса страны. Студенту предоставляется право само- стоятельного выбора темы, если она связана с его практической или научной деятельностью, при этом характер тематики должен быть близок к общеприня-

той, а объём и содержание работы соответствовать требованиям данного учеб- ного пособия. В этом случае при выборе темы наибольшее предпочтение отда- ётся проектированию и реконструкции реальных автообслуживающих пред- приятий.

На выполнение курсовой работы студент получает бланк задания, в кото- ром указываются тема проекта, разрабатываемые вопросы, исходные данные, примерное содержание графической и расчетной частей, а также сроки выпол- нения расчётной и графической частей. Задание на курсовую работу разрабаты- вается руководителем, назначенным кафедрой «ТЭА и ВД», и выдаётся студен- ту в течение двух первых недель учебного семестра. Изменение темы работы возможно при наличие у студента весомых оснований (трудоустройство на СТО, научая работа по заданию кафедры и т.д.).

Примерная тематика курсовых работ, выполненных студентами кафедры

«ТЭА и ВД» в 2005-2008 учебных годах:

- Комплексная универсальная городская СТО легковых автомобилей (грузовых автомобилей, автобусов) для района (города, населённого пункта) с заданным числом жителей;

- Комплексная специализированная по определённым маркам автомоби- лей СТО для района (города, населённого пункта) с заданным числом жителей;

- Специализированная по определённым видам работ СТО для района (города, населённого пункта) с заданным числом жителей;

- Фирменная станция технического обслуживания автомобилей ВАЗ

(LADA);

- Фирменная станция технического обслуживания автомобилей ино- странного производства;

- Спецавтоцентр по обслуживанию определённой марки автомобилей;

- Дилерская СТО по продаже и обслуживанию автомобилей;

- СТО, совмещённая с пунктом государственного технического осмотра транспортных средств;

- Дорожная СТО совмещённая с пунктом государственного технического осмотра транспортных средств, находящихся в пути;

- Универсальная дорожная СТО легковых автомобилей (грузовых авто- мобилей, автобусов) обслуживающая дороги заданной категории;

- Универсальная дорожная СТО, совмещённая с автозаправочной станци- ей и мотелем (гостиницей);

- Реконструкция действующих городских и дорожных СТО или спеавто- центров с учетом перспектив роста обеспеченности населения автомо- билями, изменений в структуре автомобильного парка страны (района, города), изменения пропускной способности автомобильной дороги и перехода её в более высокую категорию.

Задание по теме разрабатывает руководитель курсового проекта, он опре- деляет содержание и объем работы, консультирует по основным направлениям проекта, контролирует график его выполнения.

Основными функциями руководителя курсовой работы являются:

- консультирование студента по поводу выбора актуальной темы работы, с учётом научных интересов, склонностей, способностей и пожеланий студента;

- разработка индивидуального задания в соответствие с требованиями об- разовательной программы, консультирование и помощь студенту в обоснованном выборе исходных данных на основе имеющихся на ка- федре статистических отчётов ведущих российских аналитических агентств;

- консультирование студента по вопросам содержания и последователь- ности выполнения курсовой работы;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- систематический контроль в специально отведённые дни за соблюдени- ем графика выполнения работы и информирование руководства о сте- пени готовности курсовой работы студента;

- предварительная оценка результатов работы студента путём выставле- ния отметки за курсовую работу;

- участие в составе комиссии, перед которой проводится защита курсовой работы.

Требования к структуре и содержанию курсовой работы

Курсовая работа состоит из пояснительной записки объемом 35-50 стра- ниц стандартного печатного текста и графической части из 1-го чертежа, вы- полненного на листе формата не менее А1. По согласованию с руководителем проекта и при желании студента продемонстрировать высокий уровень знаний и практических навыков допускается увеличивать объём курсовой работы в со- ответствие с технологической необходимостью. (Обычно это связано с выпол- нением реконструкции действующих автообслуживающих предприятий с по- следующим внедрением на практике разработок курсового проектирования)

Пояснительная записка курсовой работы включает в себя следующие эле- менты: титульный лист, индивидуальное задание на курсовую работу, содержа- ние, введение, разделы и подразделы работы, заключение, список используемой литературы, приложение(я).

Титульный лист является первой страницей работы. Оформляется на стан- дартном бланке и содержит наименование учебного учреждения и кафедры, название дисциплины по которой выполняется курсовая работа, название темы, фамилию, имя, отчество студента, а также должность и учёное звание препода- вателя-руководителя (Приложение 1).

Задание на курсовую работу разрабатывается руководителем или совмест- но руководителем и студентом при выполнении последним нестандартной кур- совой работы, основанной на реальном заказе, поступившем на кафедру от за- интересованных лиц.

Как правило, в индивидуальном задании на проектирование указываются название темы, исходные данные, структура работы, перечень графического,

иллюстративного и иного материала, срок выполнения (Приложение 2). Зада- ние подписывают студент, руководитель и заведующий кафедрой.

Календарный план заполняется студентом совместно с руководителем пе- ред началом работ по курсовому проектированию, это позволяет руководителю проекта и его подопечному контролировать отставание и опережение последне- го от его индивидуального графика. Рекомендуемое распределение работ по неделям семестра, а также пример заполнения календарного плана приведены в Приложении 3.

Структура курсовой работы и примерное распределение объема по разде- лам приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Структура курсовой работы и распределение ее объема по разделам

  №   Наименование раздела Количе- ство листов поясни- тельной записки (ф. А4)
  Титульный лист
  Индивидуальное задание на курсовую работу
  Календарный план
  Аннотация
  Содержание
  Введение 1 – 3
  Раздел 1. Технологический расчёт (наименование сер- висного предприятия)   30 – 40
1.1. Выбор исходных данных для технологического расчёта и их технико-экономическое обоснование   1 – 2
1.2. Определение годовой производственной программы СТО 1 – 2
1.3. Расчёт и распределение годового объёма по видам работ 2 – 3
1.4. Распределение годового объёма работ по ТО и ТР автомо- билей по конкретным видам работ   1 – 2

1.5. Расчёт числа производственных постов ТО и ТР 1 – 2
1.6. Группировка работ по основным производственным уча- сткам   1 – 2
1.7. Расчёт числа автомобиле-мест ожидания и хранения 1 – 2
1.8. Формы организации технологических процессов ТО, ТР и продажи автомобилей применяемые на СТО   1 – 2
1.9. Расчёт численности производственных и вспомогательных рабочих   1 – 2
1.9.1 Определение численности производственных рабочих 1 – 2
1.9.2 Распределение исполнителей по специальностям и квали- фикации   1 – 2
1.10. Определение численности вспомогательных рабочих 1 – 2
1.11. Определение площадей производственных помещений 1 – 2
1.12. Расчёт производственных подразделений 14 –21
1.12.1 Расчёт производственных подразделений постовых работ ТО и ТР1   10 – 15
  .................................................................................................... 1 – 33
1.12.2 Расчёт производственных подразделений цеховых работ ТО и ТР1   3 – 6
  ................................................................................................
1.13. Расчет площадей складских и вспомогательных помеще- ний 1 – 2
1.14. Расчёт и оценка технико-экономических показателей СТО 2 – 3
  Раздел 2. Объёмно-планировочное решение производ- ственного корпуса (наименование сервисного предпри- ятия)     6 –10
2.1 Определение суммарной площади производственного кор- пуса   2 – 3
2.2. Формирование структуры здания 1 – 2
2.3. Обоснование размещения производственных подразделе- ний 1 – 2
2.3. Мероприятия по соблюдению требований техники безо- пасности и охраны труда   2 – 3
  Заключение 1 – 3
  Список использованной литературы 1 – 2
  Приложения 1 – 5

Примечания:

1. Перечень подлежащих расчёту участков и отделений определяется типом СТО (те- мой работы), а также исходными данными, приведёнными в индивидуальном задании на проектирование.

2. Приведёно количество страниц, приходящееся на каждое подразделение постовых работ или производственное отделение цеховых работ.

3. Ориентировочно на графическую часть проекта приходится 40 %, а на расчетно- пояснительную записку – 60 % общей трудоемкости выполнения работ.

Аннотация должна содержать краткие сведения о цели и задачах проекта, структуре и объеме выполненной работы, способах решения поставленных за- дач и достигнутых результатах.

Содержание (оглавление) включает перечень всех рубрик (разделов, под- разделов) проекта с указанием номеров страниц.

Во введении обосновывается необходимость разработки данной темы, рас- крывается её актуальность, степень научной новизны и практической значимо- сти. Обычно кратко отражаются следующие основные вопросы:

· современный уровень развития автомобильного транспорта в целом по России и в конкретном регионе;

· задачи, стоящие перед автомобильным транспортом;

· значение технического обслуживания, диагностики и ремонта в обеспе- чении высокой технической готовности подвижного состава;

· задачи, стоящие перед сервисной службой автообслуживающих пред- приятий;

· формулировка целей курсовой работы и основные задачи, которые не- обходимо решить для их достижения.

Содержание основных разделов курсовой работы должно соответствовать табл. 5.1. В заключении синтезируется суть курсовой работы, подводятся итоги решения поставленных задач, формулируются выводы и рекомендации. Фор- мулировки выводов должны кратко констатировать полученные результаты. В

заключении отмечается практическая значимость проделанной работы, область ее реального или перспективного использования.

Все основные характеристики сервисного предприятия сводятся в таблицу по указанной ниже форме:

Наши рекомендации