Вопрос 3. Основные разновидности местности.
Вопрос 5. Основные способы ориентирования на местности без карт.
Ориентироваться на местности - это значит определить свое местоположение и нужное направление движения или действий относительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и элементов рельефа, а также относительно своих подразделений и подразделений противника (преступников).
Сущность ориентирования составляют три основных элемента:
а) опознавание местности, на которой находишься по известным ее признакам и ориентирам;
б) определение местоположения (своего и других интересующих объектов);
в) отыскание и определение направлений на местности.
Важнейшей задачей ориентирования является нахождение и выдерживание нужного направления движения в любых условиях.
Направления на местности определяются горизонтальными углами, которые они образуют с каким-либо установленным или обозначенным на местности направлением, принимаемым за начальное. Они измеряются в градусной мере или в делениях угломера.
Направления относительно магнитного меридиана определяются магнитными азимутами.
Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки (от 0° до 360°) от северного направления магнитного меридиана до определяемого направления
Расстояния на местности в зависимости от обстановки, характера решаемой задачи и необходимой точности определяют:
- глазомерно;
- по спидометру машины;
- по угловым и линейным размерам предметов;
- промером шагами;
- по соотношению скоростей света и звука;
- на слух;
- по времени и скорости движения;
- геометрическими построениями на местности.
Ориентирование может быть:
1.Топографическим - определение сторон горизонта и места своего положения.
2.Тактическим - определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника или же относительно групп розыска, захвата разыскиваемых преступников и т.п.
3.Общим - заключается в приближенном определении своего местоположения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта движения. Оно применяется на марше, когда экипаж машины не имеет карты, а используется лишь заранее составленная схема или список населенных пунктов и других ориентиров по маршруту.
4.Детальным - заключается в точном определении своего местоположения и направления движения.
Основными способами ориентирования на местности являются:
-ориентирование по карте (аэрофотоснимку);
-с помощью навигационной аппаратуры;
-по компасу (по сторонам горизонта);
-по ориентирам.
На практике все эти способы тесно переплетаются между собой и дополняют друг друга.
Определение сторон горизонта и выдерживание направления движения по небесным светилам и различным местным предметам.
При отсутствии компаса нужное направление движения можно находить и выдерживать по сторонам горизонта, применяя для их отыскания на местности следующие способы.
- по солнцу и часам.
- по полярной звезде.
- по различным признакам местных предметов.
Вопрос 11. Понятие, сущность и назначение специальной обработки. Дезактивация, дегазация, дезинфекция.
Специальная обработка - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на предупреждение или ослабление поражающего действия OВ, ионизирующих излучении и бактериальных средств.
Она включает:
1. дегазацию;
2. дезактивацию;
3. дезинфекцию техники, вооружения, имущества, воды и продовольствия;
Дезактивация— это обеззараживание объектов (уменьшение их загрязненности до допустимых норм) путем удаления радиоактивных загрязнений (РЗ) или изоляции загрязненных РВ поверхностей.
Дегазация— это удаление (нейтрализация) ОВ, АХОВ с зараженных поверхностей. Возможна самодегазация зараженных поверхностей под воздействием тепла и движения воздуха. Время самодегазации зависит от метеоусловий и стойкости ОВ и АХОВ.
Дезинфекция — это уничтожение (удаление) возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде.
Второй группой законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, являются конституционные и федеральные законы.
Применительно к деятельности органов внутренних дел в особых условиях в соответствии с Конституцией разработаны и приняты два конституционных закона:
1. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ;
2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ.
Основными отличительными чертами Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» являются:
Во-первых, расширение числа обстоятельств введения чрезвычайного положения (ст. 3 пп. «а» и «б»).
Во-вторых, содержание Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения (ст. 5) стало более четким, определенным, прозрачным. В нем определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, дается его обоснование, определяются границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения, определяется перечень чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и организаций, время вступления Указа в силу, срок его действия, должностные лица и государственные органы, ответственные за осуществление определенных мер.
В-третьих, более определенно сформулированы меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15).
В четвертых, более четко определены силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения (ст. 16). Четко определены задачи, выполняемые Вооруженными Силами российской Федерации и другими войсками (ст. 17).
В-пятых, значительно повышена роль и место коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, его права (ст. 18).
В-шестых, определено место и порядок создания объединенных оперативных штабов (ст. 19).
В-седьмых, порядок введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, создания временных специальных органов управления территорией и федерального органа (ст.ст. 22, 23, 24, 25).
В Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О военном положении»:
Во-первых, дается понятие военного положения (ст. 1), определяются цели его введения, период действия, Вооруженные Силы и другие войска и формирования, порядок объявления общей и частичной мобилизации.
Во-вторых, определяются основания (ст. 3) и порядок введения военного положения (ст. 4).
В-третьих, регламентируется режим военного положения и его обеспечение (ст.ст. 5, 6, 7, 8, 9, 10).
В-четвертых, определяются полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).
В-пятых, определено правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения и их ответственность (ст.ст. 18, 19, 20).
Блок федеральных законов, регламентирующих деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России в особых условиях довольно значителен. В него входят свыше трех десятков федеральных законов, среди которых необходимо назвать:
- Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390 ФЗ;
- Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ;
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ;
- Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ;
- Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «Огражданской обороне»;
- Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Руководители органов внутренних дел обязаны знать, что в них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях.
Четвертой группой законодательных и других нормативных актов, регламентирующих организацию и функционирование государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях являются Постановления и Распоряжения Правительства РФ.
Среди Постановлений Правительства Российской Федерации последних лет необходимо назвать следующие:
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 411-рс «Об утверждении перечня критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлениях на территории Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 442-р (утвержден План мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 1215-р (утвержден План действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях, которым определены понятия кризисной ситуации, ее классификации, государственной системы предупреждения, пресечения и ликвидации кризисных ситуаций и т.д.).
Пятой группой нормативных актов, образующих систему законодательных и подзаконных актов, регламентирующих организацию и функционирование государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях являются межведомственные и ведомственные нормативные акты, среди которых необходимо выделить:
Приказ МВД России от 6 февраля 2012 г. № 88 «О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации к действиям при чрезвычайных обстоятельствах»;
Приказ МВД России от 28 февраля 1997 г. «Об утверждении Временного наставления по работе оперативных штабов органов внутренних дел»;
Приказ МВД России № 94 от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении сборника сокращенных обозначений и условных знаков»
Приказ МВД России № 80 от 29 января 2008 года «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» (утвердивший Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности);
Приказ МВД России № 81от 29 января 2008 года «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах»;
Приказ МВД России № 174 от 26 февраля 2002 года «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел российской Федерации»
Приказ МВД России от 6 октября 2008 г. № 861 « Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России»;
Приказ ФСБ России, Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСО России, ФСИН России от 16 февраля 2008 года № 045/09/4с/012/034/05 «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения контртеррористических операций»
Это наиболее многочисленная группа нормативных актов, в которых непосредственно регламентируется вся деятельность органов и подразделений МВД России, их должностных лиц, при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при введении режима чрезвычайного положения, при объявлении военного положения, ведении гражданской и территориальной обороны в военное время.
Шестую группу законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов власти и управления субъектов Российской Федерации, в том числе органов внутренних дел, в особых условиях составляют законы и подзаконные акты местных органов власти и управления (постановления, решения, приказы, инструкции и т.д.).
В 2000-2002 годах проведена огромная работа по приведению регионального и местного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Федеральным законодательством.
Седьмой группой нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, должностных лиц в особых условиях являются решения специализированных органов по ГО и ЧС и, в частности, решения комиссий по чрезвычайным ситуациям района, города, области, края, республики, а также ведомственных и межведомственных специальных органов оперативного управления группировками сил и средств в особых условиях (оперативных штабов, объединенных штабов, совместных штабов, региональных управлений, комендатур и т.д.)
Вопрос 47. Подготовка экипировки и вооружения сотрудников ОВД в соответствии с выполняемой задачей
Экипировка предназначена для достижения требуемых уровней безопасности и боеспособности сотрудника. Выделим следующие основные группы показателей качества системы «экипировка — сотрудник». К ним относятся показатели:
— основной профессиональной деятельности (ОПД);
— защиты;
— эргономики;
— маневренности;
— маскировки;
— связи.
В группу показателей ОПД следует выделить не только параметры мощи и качества исполнения вооружения и спецсредств, но и мобильность их использования. Содержанием ОПД является выполнение
служебно-боевых задач и подавление возможного сопротивления преступника. Показатели ОПД включают не только характеристики стрелкового оружия, но и средства нелегального поражения, личного холодного оружия и пр. Кроме этого, на ОПД влияет размещение элементов экипировки. Определенный вклад здесь вносит и информационная выразительность облика бойца, способствующая психологическому подавлению противника.
Следующую группу — группу показателей защиты — определяют уровень бронезащиты от поражения легким стрелковым оружием и осколками, степень уязвимости жизненно важных органов, вероятность поражения холодным оружием и другими средствами.
К эргономике необходимо отнести показатели приспособленности всех атрибутов оснащения бойца к антропометрическим, гигиеническим, психофизиологическим потребностям и возможностям человека, необходимым для его удовлетворительного функционирования при выполнении поставленных задач во время боя.
Боец спецподразделения в рамках поставленной задачи должен совершать значительные перемещения как автономно, так и в составе группы, преодолевать водные преграды и крутые подъемы. Необходимо предусмотреть возможность ведения рукопашного боя, использования транспортных средств и боевой техники.
Успех выполнения данных функций определяется показателями маневренности экипировки, также включающей ее вспомогательные атрибуты (рюкзаки, карабины, кошки и прочее).
В современных боевых операциях решающее значение имеют функции обнаружения целей и прицеливания. Вероятность обнаружения и точного прицеливания является функцией показателей маскировки. Успех маскировки определяется достижением минимального яркостного и цветового контрастов объекта и фона в диапазонах длин волн осуществляемого визирования.
Определенный вклад вносит и эффект искажения (деформирования) силуэта за счет применения так называемой камуфляжной окраски. Важное значение здесь имеет исключение возможности зеркального отражения (ярких бликов, отсверков) от атрибутов экипировки и участков тела бойца.
Боец спецподразделения должен хорошо ориентироваться в скоротечно меняющейся оперативной обстановке, ясно представлять свои функции и соотносить их с действиями боевой группы.
Вопрос 48. Правила личной …
Вопрос 50.
Алгоритм действий:
-принять изготовку к стрельбе, позволяющую отражать нападение и уходить с линии огня;
- подать команды: «Стоять, полиция. Руки вверх! Повернись спиной ко мне! Переплести пальцы за головой! Встать на правое (левое) колено! Встать на оба колена! Опереться левым локтем в землю! Опереться двумя локтями! Лечь на живот! Развести ноги в стороны! Шире! Оторвать локти от пола (земли), прогнуться, повернуть голову влево! Не двигаться!
- если нет другого сотрудника, осмотреть окружающую обстановку, перевести пистолет для стрельбы самовзводом и подтянуть руку с ним к грудной клетке
- подойти к задерживаемому с правой стороны со стороны ног и наступить левой ногой на голеностопный сустав или на брючину правой ноги;
-поставить оружие на предохранитель (оставив большой палец вооруженной руки на нем) и сместить кисть с пистолетом к середине груди (ствол вниз, палец вдоль затвора);1
-убедиться, что голова правонарушителя повернута в другую сторону, подать команду: «Не двигаться!»;
-прощупать заднюю поверхность головы и туловища, а также правую ногу.
-подать команду: «Больше прогнись! Поверни туловище налево!» и прощупать левую сторону спереди.
-потребовать повернуть голову направо и после выполнения команды перейти на левую сторону со стороны ног;
- наступить правой ногой на голеностопный сустав (брючину) левой ноги и продолжить прощупывание в таком же порядке.
При попытке противодействия действовать по ситуации: нанести удар ногой по уязвимому месту (например: носком неопорной ноги снизу - в подреберье или сверху вниз пяткой), в случае крайней необходимости и с учетом окружающей обстановки применить пистолет
Особенности обеспечения личной безопасности при обезвреживании вооруженных преступников в различных условиях оперативной обстановки (жилое здание (помещение), общественное место, транспорт, открытая местность и т.д.
Типовые действия и приемы личной безопасности сотрудников ОВД при розыске и задержании вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров)
Одной из главных задач, стоящих перед органами внутренних дел - сосредоточение особого внимания на раскрытии наиболее опасных преступлений, совершающих лицами с применением оружия.
Как правило, сотрудники полиции при задержании вооруженных преступников действуют самоотверженно, героически, но бывают случаи ранения и гибели сотрудников. Происходит это потому, что они не всегда владеют необходимыми профессиональными знаниями и навыками действий в подобных ситуациях.
Тактика личного задержания преступника в различных ситуациях, представляет собой наиболее рациональный набор действий и приемов и их целесообразную последовательность для каждой конкретной, стандартной ситуации, которые возникают в результате противоборства сотрудника с преступником.
Для овладения тактикой личного задержания в различных ситуациях сотруднику необходимо правильно определять стандартные (наиболее характерные по своему содержанию и знакомые по прошлому опыту) ситуации, уметь выбирать необходимые действия, соответствующие ситуации в которой они применяются.
Тактика задержания преступника характеризуется следующими основными понятиями
1. Разведка. Ее задача собрать наиболее полную информацию о всех существенных факторах стандартной ситуации. Различают предварительную и непосредственную разведки.
2. Оценка ситуации. Ее задача систематизировать и сравнить собранную информацию для создания умозрительной модели стандартной ситуации. Различают ориентировочную и окончательную оценки.
3. Выбор тактики. Это фактическое принятие решения с определением конечной цели, разработкой плана действий, определением форм методов, способов и средств для выполнения этого плана, а также возможностей его корректировки в нужные моменты. Различают активную и пассивную форму тактики.
4. Реализация тактики. Это выполненный комплекс мероприятий по запланированной схеме, с учетом корректировок, ведущий к решению основных и главных задач, т.е. реализации плана.
Тактика личного задержания преступника в различных ситуациях, представляет собой наиболее рациональный набор действий и приемов и их целесообразную последовательность для каждой конкретной, стандартной ситуации, которые возникают в результате противоборства сотрудника с преступником.
Для овладения тактикой личного задержания в различных ситуациях сотруднику необходимо правильно определять стандартные (наиболее характерные по своему содержанию и знакомые
по прошлому опыту) ситуации, уметь выбирать необходимые действия, соответствующие ситуации, в которой они применяются.
При укрытии преступников в доме для предотвращения пожара необходимо временно прекращать подачу газа, электроэнергии, перекрыть паровое (водяное) отопление, отключить телефон, если они не используются для психологического воздействия на преступников.
Во всех случаях задержания преступников на улице особое внимание обращается на обеспечение безопасности граждан, находящихся в районе, зоне (месте) и очаге ведения боевых действий.
На всех задержанных преступников надеваются наручники, изымается у них оружие, боеприпасы и другие средства нападения, они и место их нахождения тщательно осматриваются, после чего они конвоируются на пункт проверки граждан или в место, указанное руководителем операции.
Вопрос 3. Основные разновидности местности.
По характеру рельефа местность подразделяют на равнинную, холмистую и горную. Горная местность в свою очередь подразделяется на низкогорную, среднегорную и высокогорную.
Равнинная местность характеризуется отсутствием резко выраженных неровностей земной поверхности, небольшими относительными превышениями (до 25 м) и сравнительно малой крутизной скатов (до 2°). Абсолютные высоты над уровнем моря обычно до 300 м.
Холмистая местность характеризуется волнистым характером земной поверхности, образующей неровности (холмы) с абсолютными высотами до 500 м, относительными превышениями 25 - 200 м и преобладающей крутизной скатов 2 - 3°.
Низкогорная местность характеризуется высотами над уровнем моря 500 - 1000 м, относительными превышениями 200 - 500 м и преобладающей крутизной скатов 5-10°. По сравнению с другими видами горной местности она слабо расчленена, обычно хорошо обжита и имеет сравнительно развитую дорожную сеть.
Среднегорная местность имеет высоты над уровнем моря порядка 1000-2000 м, относительные превышения примерно 500-1000 м и преобладающую крутизну скатов 10-25°. Она расчленена на хорошо выраженные горные массивы, гряды и цепи, их вершины и гребни имеют сглаженную форму.
Высокогорная местность характеризуется высотами над уровнем моря свыше 2000 м и относительными превышениями 1000 м и более. Преобладающая крутизна скатов в такой местности, как правило, более 25°.
По степени пересеченности оврагами, балками, реками, озерами и другими естественными препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра подразделениями, местность подразделяют на слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную.
Слабопересеченная местность представляет собой пространство, хотя и снижающее скорость движения, но легко преодолеваемое боевыми машинами и автотракторной техникой в любом направлении. На такой местности естественные препятствия составляют менее 10% всей площади. Рельеф обычно равнинный, реже холмистый.
Среднепересеченная местность имеет около 20% площади, занятой естественными препятствиями. Это наиболее распространенная разновидность хорошо обжитой местности. Рельеф обычно холмистый, реже равнинный. Такая местность более благоприятна в отношении защитных свойств от поражающего действия ядерного и обычных видов оружия.
Сильнопересеченная местность отличается большим количеством труднопроходимых естественных препятствий - оврагов, промоин, канав, насыпей, рек, каналов и т.п. Площадь естественных препятствий составляет более 30%.
По условиям наблюдения и маскировки местность подразделяют на открытую, полузакрытую и закрытую.
Открытая местность представляет собой ровную или слегка всхолмленную безлесную территорию, до 75% площади хорошо просматривается во всех направлениях с командных высот. На такой местности обеспечиваются хорошее наблюдение за действиями противника (преступников) и поражение его огнем всех видов оружия.
Полузакрытая местность является переходной от открытой к закрытой. Как правило, в полузакрытой местности площадь, занятая естественными укрытиями, составляет около 20%, с командных высот просматривается около 50% пространства.
Закрытая местность представляет собой территорию с горным, холмистым или равнинным рельефом, покрытую лесами, кустарниками, садами, с часто расположенными населенными пунктами. В такой местности площадь, занятая естественными масками, составляет 30% и более, а площадь, просматриваемая с командных высот,- менее 25%. Закрытая местность хорошо укрывает естественными масками от наблюдения, облегчает скрытное передвижение и маневр подразделениями, способствует успешному проведению мероприятий по защите от поражающего действия ядерного оружия.
По проходимости местность подразделяют на легкопроходимую, проходимую, труднопроходимую и непроходимую.
Легкопроходимая местность не ограничивает скорость и направление движения колесных и гусеничных машин, допускает беспрепятственное применение боевой техники в развернутых строях и движение колонн без усиления грунта.
Проходимая местность почти не ограничивает скорость, направление движения и допускает повторное движение по одному следу гусеничных машин, хотя отдельные места необходимо обходить или усиливать (оборудовать проходы). Движение колесных машин обычной проходимости несколько затруднено. Проходимая местность способствует ведению боя с широким маневром, облегчает всестороннее обеспечение боя.
Труднопроходимая местность доступна для движения гусеничных машин с небольшой скоростью, ограничивает свободу маневра и движение нескольких машин по одному следу. Движение колесных машин обычной проходимости почти невозможно. Движение колонн возможно только по дорогам и специально оборудованным колонным путям.
Непроходимая местность недоступна для движения гусеничных и колесных машин без выполнения значительных работ по оборудованию дорог или колонных путей.