Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе;

— учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

— закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма...

День — коньки, гора, салазки,

Вечер — бабушкины сказки.

Вот она — зима!

Воспитатель загадывает детям загадки.

♦ Гуляет в поле — да не ночь.

Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.)

♦ Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.) Есть приметы:

♦В феврале зима с весной встречается впервой.

♦Бледная луна — к снегопаду.

♦Если вокруг солнца туманный круг — к метели.

♦Февраль — бокогрей.

— Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и ме­тельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель,

вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на дру­гой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Назовите все зимние месяцы.

♦Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?

♦Назовите признаки февраля.

Трудовая деятельность

Украшение участка цветными льдинками.

Цели:

— учить работать в коллективе;

— развивать эстетический вкус.

Подвижные игры

«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

Цели:

— продолжать учить прыгать гигантскими шагами;

— начинать игру по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели:

— упражнять в скольжении;

учить приседать во время скольжения

Февраль.

Карточка №3.

Наблюдение за елью.

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

Ход наблюдения

Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

Трудовая деятельность

Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры

Обучение детей ходьбе на лыжах.

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю».

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Февраль.

Карточка №5.

Наблюдение за ветром.

Цели:

—- формировать представление об одном из признаков

зимы — метели; — учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

Трудовая деятельность

Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.

Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры

«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения при ходьбе по буму.

Цель: закреплять умение держать равновесие.

Февраль.

Карточка №4.

Наблюдение за легковым автомобилем.

Цели:

~~ продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые);

— формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.

♦Какие виды транспорта вы знаете?

♦Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?

♦Что спереди у автомобиля? (Фары.)

♦Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)

Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя.

♦Кто управляет машиной? (Водитель.)

♦Любой человек может управлять машиной? (Нет.)

Их видно повсюду,

Их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы

И люди в них ездят.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются ... (автомобили).

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.

Цели;

— приучать к чистоте и порядку;

— закреплять умение трудиться в коллективе;

— воспитывать заботливое отношение к животным.

Подвижные игры

«Попади в коробку».

Цель; тренировать меткость бросков.

«Золотые ворота».

Цель: развивать внимательность.

Индивидуальная работа

Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление).

Цель: развивать чувство равновесия.

Февраль.

Карточка №7.

Наблюдение за сосульками.

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

♦Из чего состоит сосулька?

♦Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

♦В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

♦Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

♦Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак при­ближения весны. Капель — борьба весны с зимой.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек и скамеек от снега.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

Подвижные игры

«Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».

Цели:

— учить согласовывать движения друг с другом;

— развивать глазомер.

Индивидуальная работа

Катание на санках.

Цель: учить выполнять повороты при спуске.

Февраль.

Карточка №8.

Наблюдение за сосной.

Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева. В. Могутин

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,

«Вся­кая сосна своему бору шумит».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит сосна?

♦ Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Трудовая деятельность

Расчистка участка от снега.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

Подвижные игры

«Кто лучше повернется» (на лыжах),

«Охотники и зайцы».

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах с поворотом.

Индивидуальная работа

«Сделай фигуру», «Попади в обруч».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Февраль.

Карточка №6.

Наблюдение за осиной.

Цель: закреплять знания об осине, уметь выделять ее среди деревьев.

Ход наблюдения

В лесу стоят осины

И под ноги глядят.

В лесу стоят осины

И тихо говорят:

— Простите, виноваты...

— Что ветки горьковаты...

— А зайцы под осинами

— Знай ветками хрустят,

— А зайцы под осинами

— Сидят и говорят:

— Осиновые ветки

В мороз вкусней конфетки. В. Мусатов

Существует народная примета, если листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодной, а если кверху изнанкой — теплой.

Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зайцам голодно, вот они и питаются

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как зимует осина?

♦ Что нового вы узнали об этом дереве?

♦ По каким внешним признакам можно определить осину?

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям, кустарникам.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям.

Подвижная игра

«Пятнашки».

Цель: упражнять в беге врассыпную.

Индивидуальная работа

«Не потеряй мяч».

Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласованно.

Февраль.

Карточка №9.

Наши рекомендации