Устройство и оборудование переездов
Переезды должны иметь настил, подъезды, шлагбаумы, перекрывающие проезжую часть дороги полностью или частично, с сигнальными фонарями на заградительных брусьях.
Переезды должны располагаться в прямых участках железных и автомобильных дорог вне пределов выемок. Пересечение с автомобильными дорогами должно осуществляться под прямым углом, в трудных условиях под углом 60°.
С каждой стороны переезда автомобильная дорога располагается на площадке длиной не менее 10 м от крайнего рельса, при расположении переезда на насыпи; не менее 20 м в выемке (на существующих переездах не менее 15 м). Подходы автодороги к площадке должны быть не круче 30 %о на расстоянии не менее 50 м. При подходе к переезду автомобильной грунтовой дороги на расстоянии не менее 10 м от крайнего рельса должно быть нанесено твердое покрытие.
Общий вид переезда показан на рис. 1.111. Настил переезда должен соответствовать конструкции, утвержденной Департаментом пути и сооруже-
ний. Путь под настилом может быть как на деревянных, так и на железобетонных шпалах (рис. 1.113)
Ширина проезжей части переезда должна быть равной ширине проезжей части автодороги, но не менее 6 м, а ширина настила в местах прогона скота — не менее 4 м.
С наружной стороны колеи настил должен быть в одном уровне с верхом головки рельсов, отклонение допускается не более 2 см. Внутри колеи настил должен быть выше головок рельсов на 1—3 см. На эксплуатируемых переездах возвышение настила над головкой рельса внутри колеи допускается на 3—4 см.
Вдоль путевых рельсов для свободного прохода гребней колес подвижного состава устраивают желоба шириной 75—100 мм, а глубиной не менее 45 мм.
Подходы к переезду ограждаются столбиками на расстоянии от 2,5 м до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м. Для прогона скота на переездах устанавливают перила или ограждения барьерного типа из железобетона, дерева или металла высотой 1,2 м, а к механизированным шлагбаумам подвешиваются заградительные сетки.
На подходах к переездам со стороны железной дороги устанавливаются постоянные предупредительные сигнальные знаки «С» о подаче машинистами поездов свистка, а со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного — предупреждающие дорожные знаки «Однопутная железная дорога» или «Многопутная железная дорога» и другие знаки. Эти знаки устанавливаются на расстоянии не менее 20 м от ближнего рельса.
Сигнальные знаки «С» устанавливаются с правой стороны по ходу движения поездов на расстоянии 500—1500 м от переездов, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростями более 120 км/ч, — на расстоянии 800—1500 м.
На переездах с неудовлетворительной видимостью, на которых нет дежурного работника, должны устанавливаться дополнительные сигнальные знаки «С» на расстоянии 250 м от переезда (на перегонах, где обращаются поезда со скоростями более 120 км/ч , — на расстоянии 400 м).
Переезды с дежурным работником оборудуются шлагбаумами. Автоматические, полуавтоматические шлагбаумы и электрошлагбаумы должны перекрывать не менее половины проезжей части автомобильной дороги с правой стороны по ходу движения транспортных средств. Левая сторона дороги шириной не менее 3 м не перекрывается.
Механизированные шлагбаумы, как правило, должны перекрывать всю проезжую часть дороги и должны иметь сигнальные фонари, которые устанавливаются на заградительных брусьях. Сигнальные фонари должны подавать сигналы в сторону автомобильной дороги (в темное время суток и при плохой видимости):
— при закрытом положении шлагбаума — красные сигналы;
- при открытом положении шлагбаума — прозрачно-белые сигналы.
Шлагбаумы устанавливают с обеих сторон переезда на расстоянии не менее 8,5 м и не более 14 м от крайнего рельса — механизированный; 6, 8, 10 м от крайнего рельса (в зависимости от длины заградительного бруса) — автоматические, полуавтоматические и электрошлагбаумы.
Нормальное положение автоматических и полуавтоматических шлагбаумов открытое, а электрошлагбаумов и механизированных шлагбаумов — закрытое. При нормальном закрытом положении шлагбаумов они открываются только для пропуска транспортных средств при отсутствии приближающегося поезда.
Переезды с автобусным движением и расположенные на главных путях с интенсивным движением поездов и транспортных средств, на высокоскоростных линиях, переезды с плохой видимостью оборудуются переездной сигнализацией. При приближении поезда на переездах, оборудованных свето-
форной сигнализацией, раздается звуковой сигнал, загораются красные мигающие огни и через некоторое время, достаточное для удаления транспортных средств, шлагбаум закрывается. При освобождении переезда поездом заградительные брусья шлагбаума поднимаются в вертикальное положение, а красные сигналы на светофорах выключаются. Открытие полуавтоматических шлагбаумов осуществляется кнопкой.
Заградительные светофоры устанавливаются с правой стороны железнодорожного пути на расстоянии не менее 15 м и не более 800 м от переезда (рис. 1.114). Красный огонь на них включают нажатием кнопки в случае, если на переезде возникает препятствие для движения поездов. В качестве заградительных могут быть использованы входные, выходные, проходные и маршрутные светофоры.
Движение через переезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, тихоходных машин и автопоездов допускается в каждом отдельном случае лишь с разрешения начальника дистанции пути и производится под наблюдением дорожного мастера или бригадира пути, а на электрифицированных участках при высоте перевозимого груза более 4,5 м — в присутствии представителя дистанции электроснабжения.
В конце 90-х гг. XX века для коренного перелома аварийности на переездах начали, прежде всего, на переездах I категории устанавливаться устройства заграждения переездов (УЗП), разработанные Уральским отделением ВНИИЖТа. УЗП содержит устройства заградительные (УЗ) в количестве четырех изделий. Два правых УЗ устанавливаются в правую полосу автодороги, а два левых — в левую по ходу движения транспортных средств (рис. 1.115).
УЗ устанавливаются в полотно автодороги и при опущенных крышках не создают помех движению транспортных средств (рис. 1.116). Устройства заградительные, так же как и автошлагбаумы, имеют двойное управление — автоматическое и неавтоматическое — нажатием кнопок на щитке управления дежурным по переезду. При приближении поезда к переезду по сигналу автоматической переездной сигнализации включаются красные мигающие огни переездных светофоров, начинают опускаться брусья автоматических шлагбаумов. Датчик контроля занятости крышки УЗ (КЗК) проверяет отсутствие транспортных средств в зоне крышки и крышки УЗ поднимаются и препятствуют въезду на переезд транспортных средств. После проследования поездом переезда крышки УЗ опускаются, шлагбаум поднимается и выключаются мигающие огни переездных светофоров. Ширина перекрываемой проезжей части автодороги от 6,0 м до 10 м.
Привод крышки УЗ осуществляется от электропривода, время подъема крышки 4—7 секунд, а высота подъема переднего бруса крышки от уровня дорожного покрытия не менее 0,40 м.
На переездах с дежурным работником строятся помещения для дежурных — здания переездных постов с выходом вдоль железнодорожного пути в сторону автомобильной дороги. Выходы в сторону железнодорожного пути должны ограждаться перилами.
Все переезды I и II, а также III и IV категорий должны иметь электрическое освещение при наличии продольных линий электроснабжения или других постоянных источников электроснабжения. В необходимых случаях для осмотра проходящих поездов переезды оборудуют прожекторными установками.
Переезды, обслуживаемые дежурным работником, должны иметь радиосвязь с машинистом поездных локомотивов, прямую телефонную связь с ближайшей станцией или постом, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — с поездным диспетчером.