Динамические и экономические качества машины

Основой оценки динамических и экономических качеств землеройных машин служат тяговые характеристики. Располагая тяговой характеристикой, можно для каждой рабочей передачи установить следующие оценочные показатели динамических и экономических качеств машин при различных характерных значениях силы тяги: тяговую мощность, коэффициент буксования, действительную скорость движения, тяговый КПД, часовой и удельный расходы топлива, запас силы тяги. Последний показатель находят как разность между максимальной силой тяги, определяемой условиями сцепления колесного движителя с поверхностью качения или максимальным крутящим моментом двигателя и силой тяги при данном режиме работы машины. Кроме этого, можно определить следующие характерные значения силы тяги, рис. 3.36.

Динамические и экономические качества машины - student2.ru

Рис. 3.36. Номограмма графического расчета производительности и топливной

экономичности землеройно-транспортной машины

Находим максимальную силу тяги, определяемую условиями сцепления пневма­тических шин колесного движителя с поверхностью качения, силу тяги при мак­симальном крутящем моменте двигателя и его максимально большую допустимую силу тяги при кратковременной работе Динамические и экономические качества машины - student2.ru , соответствующую буксованию колесного движителя Динамические и экономические качества машины - student2.ru = 30%, гусеничного Динамические и экономические качества машины - student2.ru = 10%. Можно

проверить силы тяги землеройно-транспортных машин при работе на свежесрезанном связном грунте с влажностью около 0,55 от верхнего предела пластичности для этого существуют следующие Динамические и экономические качества машины - student2.ru соотношения:

Динамические и экономические качества машины - student2.ru =(0,50…0,55) Динамические и экономические качества машины - student2.ru ; Динамические и экономические качества машины - student2.ru =(0,70-0,73) Динамические и экономические качества машины - student2.ru ;

Динамические и экономические качества машины - student2.ru = (073…0.75) Динамические и экономические качества машины - student2.ru , (3.21)

где Динамические и экономические качества машины - student2.ru тяговый КПД; Динамические и экономические качества машины - student2.ru сила тяги при максимальной тяговой мощности; Динамические и экономические качества машины - student2.ru наибольшая допустимая сила тяги при кратковременной работе, соответствующая буксованию гусеничного движителя Динамические и экономические качества машины - student2.ru Динамические и экономические качества машины - student2.ru тяговая сила по сцеплению движителя.

Как известно, различают скорости движения землеройно-транспортных машин теоретические и действительные. Первые не учитывают потери скорости движения в результате буксования колесного движителя, и поэтому при прочих равных усло­виях зависят только от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Вторые зависят как от частоты вращения вала двигателя, так и от степени буксования колес­ного движителя.

С помощью тяговой характеристики землеройно-транспортных машин непре­рывного резания грунта можно определять их производительность по объему выре­занного или разрыхленного грунта и топливную экономичность.

1. В четвертой четверти системы координат (рис. 3.2) наносим регуляторную характеристику двигателя в функции крутящего момента.

2. В первой четверти системы координат строим тяговую характеристику землеройно-транспортных машин.

3. Во второй четверти системы координат строим номограмму для определения проекции площади сечения вырезаемой стружки грунта на плоскость, перпендикулярную к направлению движения Динамические и экономические качества машины - student2.ru в координатах Динамические и экономические качества машины - student2.ru и Динамические и экономические качества машины - student2.ru . Для этого вниз по оси ординат наносим шкалу значений Динамические и экономические качества машины - student2.ru , осью абсцисс служит уже ранее нанесенная шкала значений Динамические и экономические качества машины - student2.ru . По уравнению

Динамические и экономические качества машины - student2.ru ,

(где k Динамические и экономические качества машины - student2.ru − коэффициент удельного сопротивления грунта резанию) производим по­строение.

Поскольку рассматриваемая зависимость выражается прямой, проходящей через начало координат силы тяги − точку Динамические и экономические качества машины - student2.ru , значения Динамические и экономические качества машины - student2.ru определим при любой величине Динамические и экономические качества машины - student2.ru Динамические и экономические качества машины - student2.ru , нанеся найденное значение на график, соединив полученную точку с началом координат.

При построении лучевой диаграммы необходимо задаваться различными зна­чениями k, чтобы охватить возможные грунтовые условия, встречающиеся при работе землеройно-транспортной машины.

4. В третьей четверти системы координат строим номограмму для определения теоретической часовой производительности по объему вырезанного грунта П Динамические и экономические качества машины - student2.ru при различных скоростях движения Динамические и экономические качества машины - student2.ru . Для построения этой номограммы воспользуемся координатами П Динамические и экономические качества машины - student2.ru и Динамические и экономические качества машины - student2.ru . Шкалу значений П Динамические и экономические качества машины - student2.ru наносим на оси абсцисс влево от начала координат; шкала Динамические и экономические качества машины - student2.ru остается прежней. Для построения искомой зависимости воспользуемся выражением

Динамические и экономические качества машины - student2.ru .

Задаваясь различными значениями скорости движения V км/ч, строим номограмму аналогично преды­дущей. Она будет представлять собой также пучок прямых, проходящих через начало координат.

5. В этой же четверти системы координат вниз по оси ординат наносим шкалу удельного расхода топлива Динамические и экономические качества машины - student2.ru по уравнению

Динамические и экономические качества машины - student2.ru , кг/м Динамические и экономические качества машины - student2.ru (3.22)

в координатах ПТ и Динамические и экономические качества машины - student2.ru строим кривые теоретического расхода топлива на 1 м3 выре­заемого грунта в зависимости от часового расхода топлива G Динамические и экономические качества машины - student2.ru . На графике эти кри­вые построены при трех значениях часового расхода топлива 15; 17,5 и 20 кг/ч.

6. Находим эксплуатационную производительность

ПЭ = Динамические и экономические качества машины - student2.ru ПТ = Динамические и экономические качества машины - student2.ru , (3.23)

где Динамические и экономические качества машины - student2.ru коэффициент, учитывающий потери грунта при его перемещении из забоя на рабочий орган; Динамические и экономические качества машины - student2.ru коэффициент, учитывающий, необходимость снижения используемой мощности двигателя при его непрерывной и длительной работе ( Динамические и экономические качества машины - student2.ru 0,9…0,95); Динамические и экономические качества машины - student2.ru коэффициент использования землеройно-транспортной машины по времени; Динамические и экономические качества машины - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние системы управления на производительность землеройно-транспортной машины.

Задаемся определенным значением Динамические и экономические качества машины - student2.ru , откладываем его по шкале (например, 3000 м Динамические и экономические качества машины - student2.ru ч) и назначаем наименьшее возможное значение коэффициента Динамические и экономические качества машины - student2.ru =0,75. Располагая этими исходными данными, пользуясь приведенной выше формулой, находим, что Динамические и экономические качества машины - student2.ru 0,75 Динамические и экономические качества машины - student2.ru ч. Это значение откладываем на той же шкале производительности и через полученную точку Динамические и экономические качества машины - student2.ru проводим прямую, перпендикулярную к оси абсцисс. На этой прямой откладываем отрезок Динамические и экономические качества машины - student2.ru произвольной длины, а затем точку Динамические и экономические качества машины - student2.ru соединяем наклонной прямой с точкой Динамические и экономические качества машины - student2.ru . Отрезок Динамические и экономические качества машины - student2.ru разбиваем на равномерную шкалу, крайние значения которой будут Динамические и экономические качества машины - student2.ru =1,0; Динамические и экономические качества машины - student2.ru =0,75. Затем соединяем точки шкалы Динамические и экономические качества машины - student2.ru с началом координат прямыми лучами. Наконец, через деление шкалы Динамические и экономические качества машины - student2.ru проводим прямые, параллельные отрезку Динамические и экономические качества машины - student2.ru .

Построив такой график для любой землеройно-транспортной машины непрерыв­ного резания грунта (скрепера, бульдозера, автогрейдера, грейдер-элеватора, струга, рыхлителя, канаво­копателя и др.), можно решить целый ряд задач, связанных с оценкой их эксплуата­ционно-технических показателей и выбором рациональных режимов работы.

Наши рекомендации