Уточнение параметров трансмиссии

Количествоосновных рабочих, транспортных и технологических скоростей принимают равным числу соответствующих скоростей трактора. Ряд основных рабочих скоростей определяется по закону геометрической прогрессии, а затем рассчитывается диапазон основных скоростей и знаменатель ряда:

Знаменатель геометрического ряда основных рабочих скоростей

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.4)

Далее находят значения основных рабочих скоростей: VН1 – скорость бульдозера на первой рабочей передаче

VН2 = VН1 q; V Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru 3 = VН1 q2; Ve = VН1 qe-1 , (2.5)

где е – число рабочих передач.

Диапазонтранспортных скоростей

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.6)

где VTMAX – максимальная скорость движения трактора-прототипа

Диапазонтехнологических скоростей

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.7)

где VH.TEX.1 – скорость движения бульдозера на первой технологической передаче.

Знаменатель геометрического ряда технологических скоростей

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.8)

Далее находим значения технологических скоростей

VН.ТЕХ.2= Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; VН.ТЕХ.3= Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и т. д. (2.9)

На основе проведенных расчетов находим условия перемещения по мощности, Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

Для данного бульдозера определяем значения скорости движения по передачам. Высшая рабочая скорость Vmax движения бульдозера при выполнении основных землеройных работ с рабочим органом может быть принята равной 0,85...1,18 м/с. Кроме рабочих скоростей, бульдозер имеет более высокую транспортную и более низкую резервную скорости. Транспортные скорости для колесных бульдозеров – до 6,7м/с, для гусеничных с полужесткой подвеской –до 2,8 м/с, а с эластичной подвеской – свыше 4,05 м/с.

Теоретическую скорость VТ движения гусеничного бульдозера без нагрузки определяют по формуле

VТ =0,0166 L Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Z Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , м/с, (2.10)

где Z – число звеньев гусеничной цепи, укладываемых за один оборот ведущей звездочки; L Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru – шаг гусеничной цепи (150…200 мм), м; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru – частота вращения оборот колеса вала двигателя, соответствующее максимальной мощности двигателя; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru – передаточное число трансмиссии.

Значения Z, LЗВ, Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru берутся из справочной характеристики бульдозера.

Теоретическую скорость VТ движения колесной машины определяют по формуле

VТ = 0,105r Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.11)

РадиусrK колеса определяют с учетом деформации протектора, соответствующей работе колесного бульдозера на первой передаче при расчетном режиме. Радиус звездочки гусеничного трактора можно определить из выражения

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru = Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.12)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru число зубьев звездочки ( Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru 26…32).

Зная крутящий момент двигателя и радиус ведущей звездочки Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru или колеса ( Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , можно определить силу тяги на передачах из выражения

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.13)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru радиус ведущей звездочки (ведущего колеса).

Находим в зависимости от частоты вращения вала двигателя: силы тяги на рабочих передачах; скорости движения трактора на рабочих передачах; затрачиваемой мощности двигателя на всех передачах; транспортной VТРАНС и резервной VРЕЗ скорости движения трактора; силы тяжести G землеройно-транспортной машины. От правильного определения перечисленных параметров зависит эффективность использования бульдозера в различных условиях эксплуатации при работе с разными свойствами грунта.

Определение тягового диапазона. Землеройно-транспортная машина должна выполнять все работы, соответствующие ей тяговому классу, и некоторую часть работ, относящихся к тяговой зоне соседнего с ним предыдущего класса. Перекрытие тяговых зон позволяет выполнить некоторые работы смежных классов, что расширяет сферу их применения.

Тяговый диапазон гусеничной машины обычно выражают в виде

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.14)

где k1 – коэффициент запаса по тяге ( Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ); F Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru – номинальная сила тяги на тяговой раме землеройной машины; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru расчетная сила тяги на крюке; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru − минимальная сила тяги на тяговой раме, с которой целесообразно эксплуатировать (с экономической точки зрения) на максимальной рабочей скорости.

Силатяжести гусеничной землеройной машины определяют по формуле

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.15)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru − коэффициент сцепления движителя (см. табл.2.2); f – коэффициент качения движителя; F Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru – расчетное тяговое усилие, которое должен обеспечивать бульдозер.

Таблица 2.2

Чтобы уточнить полученное значение силы тяжести, необходимо по тяговой характеристике бульдозера для заданного почвенного фона (стерня) определить силу тяги, которую он развивает при буксовании 6%, а коэффициент сцепления рассчитать по формуле

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.16)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru − сила тяжести землеройной машины с оборудованием.

Коэффициентполезного действия трансмиссии. Коэффициент полезного действия трансмиссии определяется по формуле

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.17)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru − соответственно коэффициент полезного действия коробки передач, главной передачи, планетарного механизма поворота и конечной передачи.

Коэффициентполезного действия фрикционной муфты поворота принимается равным единице. Коэффициент полезного действия отдельных механизмов определяется в зависимости от числа пар шестерен, через которые передается момент (число пар шестерен определяется из кинематической схемы машины. При этом коэффициент полезного действия одной цилиндрической пары шестерен принимается равным 0,96 … 0,98, конической 0,975… 0,98, одной пары подшипников качения 0,99.

Коэффициентполезного действия трансмиссии гусеничного трактора равен Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru − коэффициент полезного действия ведущего участка гусеницы. Ориентировочно можно принимать для гусеничных тракторов Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru =0,95 .. 0,98; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru =0,86 …0,88; для колесных Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru =0,92, поэтому Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru =0,91… 0,92.

Расчет передаточных чисел трансмиссии. Общее передаточное число трансмиссии на первой основной рабочей скорости по силовому балансу по формуле

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.18)

Передаточное число на второй и последующих рабочих передачах определяют по геометрической прогрессии ряда

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.19)

где q − знаменатель геометрической прогрессии (q = Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ); Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru частота вращения вала двигателя при максимальном крутящем моменте.

Передаточное число на транспортной передаче

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.20)

Технологические передаточные числа вычисляются по формуле

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.21)

где VT.i – i-я технологическая скорость.

Построениекривой буксования

Коэффициентбуксования гусениц рассчитывают по формуле

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.22)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru − текущее значение коэффициента использования сцепления, которое определяется по формуле

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.23)

где FКР – крюковое усилие (берутся 6…10 значений от FКР MIN до FКР MAX ); G – сила тяжести землеройной машины.

Коэффициентбуксования колесных землеройных машин

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ,

где F – сила тяги, которой соответствует искомая величина буксования δ; R –нор­мальная реакция грунта на движитель; А, В, п – коэффициенты, зависящие от вида движителя, а также типа шин, давления воздуха и грунтовых условий (табл. 1.4 [5]).

По полученным данным коэффициента буксования строят зависимость Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru

Далее необходимо определить максимальную и минимальную касательную силу тяги, развиваемую на гусеницах (колесах), при установившемся движении. Эти силы определяются по формуле

F кр.max = Fkp.расч+Ff , ( 2.24)

где Ff = Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; Fkp,max = Fkp.pacч .

Расчет внешней потенциальной характеристики землеройно-транспортой машины. Задаваясь через определенные интервалы различными значениями касательной силы тяги от несколько меньших Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru до Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и дальше до полного буксования машины, определяют соответствующие им:

− скорость движения VT при силе тяги на крюке F Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru по формуле Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.25)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru тяговый КПД трактора,

F Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru = FK – Ff. ;

− действительные скорости движения трактора V = V Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru (1 − Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru );

− мощность Pf, потерянную на передвижение самой машины

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ;

− мощность на крюке машиныPКР и тяговый коэффициент полезного действия Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru находят по формулам

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

Результатырасчетов сводят в таблицу 2.3.

Таблица 2.3

Внешняя потенциальная характеристика гусеничного трактора

FК, кН FКР, кН Pf, кВт VT, м/с Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , % V, м/с PКР, кВт Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru
               

По данным таблицы 2.3 строят внешнюю потенциальную характеристику землеройно-транспортной машины:

− кривую VT = f (FКР); − кривую V = f (FКР); − кривую Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru = f (FКР); − кривую PКР = f (FКР); − кривую Pf = f (FКР).

Тяговый расчет землеройно-транспортной иашины на рабочих передачах. Тяговые расчеты ЗТМ на рабочих передачах производят в диапазоне чисел оборотов от nmin до nmax, где nmax – частота вращения вала при максимальной мощности двигателя. Интервалы между отдельными режимами при расчете по внешней скоростной характеристике принимаются 100 …150 мин Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . Для каждого из расчетных режимов определяют следующие величины:

− эффективную мощность двигателя Pe и соответствующее ей частоте вращения вала двигателя Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . Значения Pе и n для разных режимов работы определяют по внешней скоростной характеристике двигателя. Эти данные остаются одними и теми же для всех передач;

− теоретическую скорость движения трактора по формуле (2.25), в которую подставляем рассчитанное по формуле (2.11) передаточное число трансмиссии на соответствующей передаче:

− касательную силу тяги

FK = Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.26)

− коэффициент буксования Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , соответствующий данному режиму для каждого значения FК .

Результатырасчетов сводятся в таблицы, отдельные для каждой передачи (табл. 2.4). По данным расчетов строят те же кривые, что и во внешней потенциальной характеристике.

Для определения топливной экономичности гусеничных ЗТМ необходимо определить КПД движителя, который зависит от действующих сил и скорости движения тягового органа. На ведущие звездочки гусеничного движителя действует движущий момент Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , равный моменту на валу движителя машины за вычетом инерционных сил сопротивлений, в том числе и момента сопротивления от инерции движителя, приведенного к ведущей звездочке.

Таблица 2.4

Теоретическая тяговая характеристика гусеничного трактора

на заданных передачах

ne, мин Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Pe, кВт Т Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Н Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru м VT, м/с FK, кН FКР, кН V, м/с PКР, кВт Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru  
                   
                 
и т. д.                  

При этом, как известно из теории цепного привода, на набегающую ветвь цепи действует усилие

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ,

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru максимальная суммарная окружная сила для колесных машин;

( Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ,

и для гусеничных машин, которая может быть реализована по сцеплению движителей с поверхностью качения

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ,

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru коэффициент трения качения; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru коэффициент использования сцепного веса Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru угол наклона поверхности качения к горизонту; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru угол обхвата ведущей звездочки, рис.2.2; а на сбегающей ветвь − усилие

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

Разность этих усилий относительно Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru оси Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru вращения Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ведущей Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru звездочки Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru образуется Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru момент, равный

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru радиус ведущей звездочки, направленный в сторону действия большого усилия Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , т. е. против момента Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

На ведущем звездочке момент Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru вместе с моментом сопротивления от сил трения в опорных ведущих колес и в шарнирах звеньев цепи, огибающих ведущее колесо Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , уравновешиваются движущим моментом Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; поэтому можно записать, что

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.27)

Разделив обе части уравнения на радиус ведущих звездочек, получим выражение для окружного усилия Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru на движителе

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.28)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

Натяжение Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru лобового участка гусеничной цепи можно найти из уравнения равновесия сил, действующих на направляющие колеса, рис. 2.34, б.

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ,

откуда

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.29)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru сила сопротивления трения в опорах направляющих колес и в шарнирах цепи, огибающей направляющие колеса, приведенная к их окружности; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru касательная сила инерции направляющих колес и соответствующих звеньев цепи.

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru

Рис. 2.34 Усилия, действующие на элементах гусеничного движителя:

а и б – на ведущих и направляющих колесах; в и г – в гусеничном движителе

Так как сила Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru мала по сравнению с усилиями Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , действующими на ведущем и лобовом участках цепи, пренебрегаем ее влиянием и посмотрим, какое воздействие оказывают на гусеничный ход силы Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru (рис.2.2, в, Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru = Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ). Для этого перенесем силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru на ось ведущих колес в точку Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , а силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru – на ось направляющих колес в точку 0 Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , приложив в этих точках две равные и противоположные направленные силы (на рисунке они отмечены штрихами). Тогда на ведущих колесах получим пару сил с моментом Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , который уравновешивается движущим моментом на колесах, и «свободную» силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , которая дает две составляющие − силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , направленную в сторону движения гусеничного хода, и силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru (2.34, г), направленную по вертикали вниз:

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

Точно так же на направляющих колесах получим пару сил с моментом Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и «свободную» силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , которая дает составляющую силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , направленную против движения гусеничного хода, и силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , направленную по вертикали вниз,

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

На задний опорный каток действует сила реакции Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , равная геометрической сумме двух одинаковых сил Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru :

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.30)

Силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , действующую на ось задних опорных катков, можно разложить на горизонтальную Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и вертикальную Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru составляющие

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; (2.31)

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.32)

Сила Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru от оси задних опорных катков передается на раму гусеничного хода и здесь суммируется с силой Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , действующей на раму со стороны оси ведущих колес,

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.33)

Как видим, сила Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru равна натяжению ведущего участка гусеничной цепи и не зависит от угла Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru наклона его к опорной поверхности.

На передних опорных катках действует сила Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , равная геометрической сумме двух одинаковых сил Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.34)

На оси передних опорных катков эта сила раскладывается на две составляющие − силы Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.35)

Силы Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , воспринимаемые рамой гусеничного хода, дают силу Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.36)

Таким образом, на раму гусеничного хода в продольном направлении действуют силы Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , первая из которых направлена по направлению движения, а вторая против направления движения гусеничного хода. Кроме этих сил рамой гусеничного хода воспринимаются силы сопротивления качению Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , направленные против направления движения. Алгебраическаясумма всех этих сил, равная Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru и направленная в сторону движения гусеничного хода, и будет для него толкающей (тяговой) силой, сообщающей ему движение

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.37)

или с учетом выражения (2.38)

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

Но так как из уравнения (2.28)

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ,

окончательно получим

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.38)

Величина, стоящая в скобках уравнения (2.38), определяет суммарное сопротивление в механизме гусеничного движителя

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.39)

С учетом этого выражения уравнение (2.38) можно записать так:

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.40)

Вертикальные составляющие сил, нагружающие оси ведущих и направляющих колес, а также оси задних и передних катков ( Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ) образуют в вертикальной плоскости пары сил, стремящихся повернуть движитель в вертикальной плоскости, что приводит к некоторому перераспределению нормальных реакций поверхности качения.

Сцепление гусеницы с поверхностью качения. КПД гусеничного движителя. Тяговое усилие гусеничного движителя вызывает на опорном участке гусениц касательную реакцию поверхности качения. Сравнивая выражения для касательных реакций (тяговых усилий, полученных для гусеничного движителя по уравнениям (2.38 и 2.40), видим, что они отличаются только силой Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , а если влиянием ее пренебречь, то эти выражения полностью совпадают. Касательные реакции поверхности качения, как и нормальные реакции, реализуются, в основном, через активные участки нижней ветви гусеницы. При этом максимальное значение касательной реакции ограничивается сцеплением гусениц с поверхностью качения и определяется по уравнению

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.41)

отсюда коэффициент сцепления Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru гусениц с поверхностью качения

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , (2.42)

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru коэффициент трения скольжения гусеницы о поверхность качения; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru суммарная нормальная реакция на опорных катках гусеничного движителя; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ширина грунтозацепов гусеницы; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru высота грунтозацепов гусеницы; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru число грунтозацепов на активном участке гусеницы; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru сопротивление грунта касательным сдвигам

( Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru ,

где Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru начальное сопротивление сдвигу, Па; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru коэффициент внутреннего трения грунта; Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru нормальное давление на поверхности грунта, Па).

КПД гусеничного движителя Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru определяют по отношению мощности Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , «снимаемой» с гусеничного движителя, к мощности Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru , подведенной к его ведущим колесам (звездочкам):

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru . (2.43)

Это выражение можно записать и в другом виде

Уточнение параметров трансмиссии - student2.ru .

Наши рекомендации