Маркировка грунтовых элементов летного поля
152. Оценка соответствия маркировки грунтовых элементов летного поля аэродрома производится как визуально, так и инструментально с помощью измерительных инструментов. В процессе проверки соответствия определяются наличие, количество и размеры, а также взаиморасположение маркеров. При этом в обязательном порядке должно быть проверено наличие минимально необходимого объема маркеров согласно требованиям АП СТАГА-2012 и соответствие их расположения схеме маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома, на которой должны быть все маркеры, их размеры и привязка.
Визуально проверяется выполнение требований об ослабленности сечения конструктивных элементов маркеров. Данным требованиям отвечают конструкции маркеров, имеющие деревянный каркас конструкции и фанерную или жестяную обшивку.
153. Визуально проверяется наличие маркера центра ВПП и соответствие его формы и окраски требованиям АП СТАГА-2012. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местоположения маркера и его размеры, наклон маркера определяется с помощью угломерных инструментов. Расположение маркера центра ВПП должно подтверждаться схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома.
154. Визуально проверяется наличие пограничных маркеров, соответствие материалов, из которых изготовлен маркер, формы и окраски маркера требованиям АП СТАГА-2012. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местоположения пограничных маркеров и их размеров. Расположение пограничных маркеров должно подтверждаться схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома.
155. Визуально проверяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 цвета флажков, инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местоположения флажков. Расположение пограничных маркеров должно подтверждаться схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома.
156. Визуально проверяется наличие посадочного маркера, соответствие формы и окраски маркера требованиям АП СТАГА-2012. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местоположения и направления посадочного маркера, его размеры. Расположение посадочного маркера должно подтверждаться схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома.
157. Визуально проверяется наличие маркера зоны приземления, соответствие материалов, из которых изготовлен маркер, формы и окраски маркера требованиям АП СТАГА-2012. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местоположения маркера зоны приземления и его размеры. Расположение маркера зоны приземления должно подтверждаться схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома.
158. Визуально проверяется наличие входных маркеров, соответствие формы и окраски маркеров требованиям АП СТАГА-2012. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местоположения входных маркеров и их размеры. Расположение входных маркеров должно подтверждаться схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома.
159. Визуально проверяется наличие маркеров МС, соответствие формы и окраски маркеров требованиям АП СТАГА-2012. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местоположения маркеров МС и их размеры. Расположение маркеров МС должно подтверждаться схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома.
160. Визуально проверяется соответствие формы и окраски маркеров опасных мест требованиям АП СТАГА-2012. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 размеров маркера опасных мест. Расположение маркеров опасных мест должно подтверждаться схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома.
161. Визуально проверяется соответствие формы и окраски ограничительных маркеров требованиям АП СТАГА-2012. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 размеров маркера опасных мест.
ГЛАВА 17
ВЕТРОУКАЗАТЕЛЬ
162. Визуально проверяется наличие ветроуказателя. Оценка соответствия ветроуказателя требованиям АП СТАГА-2012 производится как визуально, так и инструментально с помощью измерительных инструментов. В процессе проверки соответствия определяются наличие, количество и размеры, а также соответствие расположения ветроуказателя требованиям АП СТАГА-2012 и схеме маркировки аэродрома.
163. Визуально проверяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местоположения ветроуказателя, материалов, из которых он изготовлен, формы и окраски ветроуказателя, а также количество полос и наличие по краям ветроуказателя полос темного цвета. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 размеров ветроуказателя и ширины полос.
Требование по расположению ветроуказателя таким образом, чтобы на него не оказывали воздействие возмущения воздуха, создаваемые близкорасположенными объектами, обеспечивается при отсутствии на удалении 30 метров от ветроуказателя других объектов, отметка верха которых больше отметки верха ветроуказателя или отметка верха которых меньше отметки верха ветроуказателя менее чем на 3 метра.
Если ветроуказатель расположен за пределами общего контура рабочей площади, то требование по расположению ветроуказателя таким образом, чтобы он был виден с ВС, находящегося в полете, соблюдается при условии, что ветроуказатель установлен на самом высоком сооружении аэродрома и в радиусе 500 м от него отсутствуют сооружения, отметка верха которых превышает отметку верха ветроуказателя или отметка верха которых меньше отметки верха ветроуказателя менее чем на 3 метра.
164. Визуально проверяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 наличие и цвет маркировки местоположения ветроуказателя, расположение опоры ветроуказателя в центре окружности. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 размеров маркировки расположения ветроуказателя.
165. Визуально проверяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 наличия освещения ветроуказателя и его работоспособность (исправность).
ГЛАВА 18
АЭРОДРОМНЫЕ ЗНАКИ
166. Проверяется наличие схемы установки аэродромных знаков, которую допускается совмещать со схемой маркировки искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома и в обязательном порядке должно быть проверено соответствие фактического расположения аэродромных знаков схеме установки аэродромных знаков.
На схему установки аэродромных знаков наносятся все аэродромные знаки и указывается их привязка к ВПП, РД и перрону.
При наличии на аэродроме знаков с переменной информацией визуально проверяется требование об отсутствии надписей на знаках с переменной информацией, когда они не используются.
167. Наличие светоотражающей поверхности на знаках должно подтверждаться паспортом завода-изготовителя на аэродромный знак и проверяется визуально при направлении луча света на знак (например, фар автомобиля) в темное время суток. Наличие светоотражающей поверхности на знаках должно подтверждаться также актом обследования аэродромных знаков, который составляется по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.
168. Наличие внутренней подсветки аэродромных знаков проверяется визуально.
169. Форма аэродромных знаков определяется визуально, расположение знаков относительно кромок покрытий ВПП, РД - инструментально.
Ломкость конструкции аэродромных знаков должна подтверждаться паспортом на аэродромный знак. Требованию ломкости конструкции также соответствует установка знаков на деревянных стойках с сечением до 16 кв.см.
Ломкость конструкции знака должна подтверждаться также актом обследования аэродрома. Соответствие расположения знаков относительно кромок покрытия ВПП, РД должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков.
170. Размеры знаков и символов на знаках определяются по паспортным данным знаков или инструментально. Размеры знаков и символов на знаках должны подтверждаться актом обследования аэродромных знаков.
171. Высота установленного знака от уровня поверхности ВПП, РД, перрона определяется инструментально и должна подтверждаться актом обследования аэродромных знаков.
172. Выполнение требований о соответствии размеров знака местоположения РД и символов на нем знаку обозначения ВПП в тех местах, где они устанавливаются совместно, определяется визуально и должно подтверждаться актом обследования аэродромных знаков.
173. Цвет обязательных знаков определяется визуально.
174. Соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места установки знака обозначения ВПП и дополнение его с внешней стороны знаком местоположения определяется визуально. Соответствие места установки знака обозначения ВПП требованиям АП СТАГА-2012 должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков.
175. Соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места установки знака места ожидания категории I, II, III определяется визуально и должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков.
176. Наличие знаков места ожидания на маршруте движения во всех местах выезда на ЛП (ВПП, СЧЛП) и в критические зоны курсовых или глиссадных радиомаяков, а также соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места их установки определяется визуально. В обязательном порядке проверяется соответствие их фактической установки схеме установки аэродромных знаков.
177. Соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места размещения аэродромных знаков "Въезд запрещен" определяется визуально. В обязательном порядке проверяется соответствие их фактической установки схеме установки аэродромных знаков.
178. Соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места размещения знаков определяется визуально, расстояние от указательных знаков до осевых линий пересекающихся РД (при отсутствии маркировки промежуточного места ожидания) определяется инструментально и должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков.
Фон и цвет надписи указательных знаков определяются визуально.
179. Соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места установки знаков освобожденной ВПП определяется инструментально и должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков.
Проверка соответствия места расположения знаков освобожденной ВПП производится с учетом того, что данный знак должен располагаться на удалении от маркировки места ожидания у ВПП не менее, чем на расстоянии, равном длине наибольшего ВС, эксплуатируемого на данной РД.
Визуально проверяется наличие совместно со знаком освобожденной ВПП с внешней стороны от него знака местоположения.
180. Визуально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места установки знаков направления движения, надписей на знаках направления движения, расположение знаков направления движения относительно знаков местоположения там, где они используются совместно, отделение вертикальной черной линией примыкающих друг к другу знаков направления движения. Соответствие требованиям АП СТАГА-2012 расположения знаков направления движения должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков.
181. Визуально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места расположения знаков местоположения, что должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков. Визуально также определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 цвета знаков и надписей на них.
182. Визуально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места расположения знаков места назначения, что должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков. Визуально также определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 цвета знаков и надписей на них.
183. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 места установки знаков схода с ВПП, что должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков. Визуально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 цвета знаков и надписей на них.
184. Инструментально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 местом установки знаков взлета с местом пересечения, что должно подтверждаться схемой установки аэродромных знаков. Визуально определяется соответствие требованиям АП СТАГА-2012 цвета знаков и надписей на них.
РАЗДЕЛ III
ПРЕПЯТСТВИЯ
ГЛАВА 19
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
185. Для каждой ВПП аэродрома в соответствии с требованиями АП СТАГА-2012 должны быть установлены поверхности ограничений препятствий и должна быть разработана карта (план) приаэродромной территории. На данную карту (план) должны быть нанесены:
ВПП;
поверхности ограничения препятствий;
местность и существующие объекты;
километровая сетка, привязанная к одному из порогов ВПП или КТА.
Карта (план) выполняется в произвольном масштабе, но при этом должна обеспечиваться читаемость карты, рекомендуемый масштаб - 1:25000.
Построение на карте (плане) внешних границ внутренней горизонтальной и конической поверхностей производится согласно приложениям 9 и 10 к настоящим Правилам.
Для аэродромов с ВПП, имеющими разные кодовые номера и (или) различающиеся оборудованностью, внутренняя горизонтальная поверхность формируется радиусами, соответствующими каждой ВПП. Высота конической поверхности на таких аэродромах определяется высотой конической поверхности, устанавливаемой АП СТАГА-2012 для ВПП с наивысшими кодовым номером и/или оборудованностью.
Для нанесения на карту (план) внешней границы конической поверхности необходимо радиусы внутренней горизонтальной поверхности согласно приложению 25 к АП СТАГА-2012 увеличить на:
для всех ВПП с кодовым номером 4, а также для оборудованных ВПП с кодовым номером 3:
для ВПП с кодовым номером 1 или 2, а также для необорудованных ВПП с кодовым номером 3:
Вследствие значительной сложности формы конической поверхности в случае аэродрома с несколькими ВПП ее высота в месте расположения препятствия определяется с помощью плана. Для этого на карте (плане) замеряется кратчайшее расстояние (по перпендикуляру) от препятствия до границы внутренней горизонтальной поверхности . Высота конической поверхности в месте расположения препятствия равна:
Построение на карте (плане) границ поверхности захода на посадку и переходной поверхности производится согласно приложению 11 к настоящим Правилам.
Внешняя граница той части зоны переходной поверхности, которая расположена сбоку от ЛП (линия АВ в приложении 11 к настоящим Правилам), криволинейна, так как расстояние от каждой точки линии АВ до осевой линии ЛП зависит от продольного профиля ЛП.
Расстояние (в метрах) от осевой линии ВПП или ее продолжения до точки на этой границе равно:
- для всех ВПП с кодовым номером 4 или 3, а также ВПП, оборудованных для точного захода на посадку, с кодовым номером 2 или 1;
- для ВПП с кодовым номером 2 или 1,
где - высота аэродрома;
- абсолютная высота осевой линии ВПП или ее продолжения, соответствующая координате Х точки на границе переходной поверхности.
При построении планов согласно приложению 11 к настоящим Правилам линия АВ может быть показана прямой, соединяющей точки А и В.
Длина второго и третьего (горизонтального) секторов поверхности захода на посадку для всех ВПП, оборудованных для точного захода на посадку, а также для ВПП, оборудованных для захода на посадку по приборам, с кодовым номером 4 или 3 зависит от высоты горизонтального сектора , которая равна:
если абсолютная высота наивысшего препятствия ( ) в зоне поверхности захода на посадку не превышает сумму
если превышает сумму
где - высота наивысшего препятствия в зоне захода на посадку.
Показанная в приложении 11 к настоящим Правилам точка С, в которой заканчивается зона переходной поверхности, может располагаться в пределах длины как первого, так и второго сектора поверхности захода на посадку, в зависимости от соотношения высоты аэродрома ( ) и порога ВПП ( ).
На плане поверхности захода на посадку и переходной поверхности используется только прямоугольная система координат XOY, связанная с порогом ВПП, в направлении которого выполняется заход на посадку.
Поверхность захода на посадку и внутренняя горизонтальная или коническая поверхность могут иметь общие зоны. Для ограничения и устранения препятствий, находящихся одновременно как в зоне поверхности захода на посадку, так и в зоне внутренней горизонтальной или конической поверхности, должна учитываться та поверхность, которая в месте расположения препятствия имеет меньшую высоту.
Пример взаимного расположения поверхностей ограничения препятствий с учетом их высоты показан в приложении 24 к АП СТАГА-2012.
Требования по ограничению препятствий для аэродромов с ВПП, оборудованными для точного захода на посадку, кроме всех требований АП СТАГА-2012 по ограничению препятствий для ВПП, оборудованных для захода на посадку по приборам, включают требование по обеспечению вблизи ВПП свободного от препятствий воздушного пространства, ограниченного внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями и поверхностью прерванной посадки, расположение которых относительно ВПП и переходных поверхностей показано в приложении 12 к настоящим Правилам. Планы внутренней поверхности захода на посадку, внутренних переходных поверхностей и поверхности прерванной посадки приведены в приложении 13 к настоящим Правилам.
Требования АП СТАГА-2012 по ограничению препятствий для взлета предусматривают создание для каждого направления взлета некоторого свободного от препятствий воздушного пространства, в пределах которого воздушное судно при продолженном взлете может достичь некоторой минимальной высоты, на которой возможен заход на посадку на аэродроме вылета или разгон для дальнейшего выхода на схему вылета и следования по ней. Это воздушное пространство определяется поверхностью взлета, планы которой приведены в приложении 14 к настоящим Правилам.
Поверхность взлета устанавливается вдоль траектории продолженного взлета. Как правило, такой траекторией (в плане) является продолжение осевой линии ВПП. Однако при наличии значительных возвышений местности или крупных сооружений может потребоваться отворот для достижения вышеупомянутой минимальной высоты. Такой отворот на аэродроме устанавливается особо с учетом местных условий и детально описывается в инструкции по производству полетов на аэродроме.
Приведенные в приложении 25 к АП СТАГА-2012 длины поверхности взлета являются минимальными и в условиях конкретного аэродрома могут быть увеличены для обеспечения возможности достижения большей высоты, если таковая необходима.
План поверхности взлета создается для каждого направления взлета в том же масштабе, что и планы зон поверхностей захода на посадку и переходных поверхностей. Это позволяет совмещать эти планы для рассматриваемого направления полетов, то есть выполнять их на одном листе.
При построении плана поверхности взлета используется прямоугольная система координат XOY, связанная с порогом ВПП, от которого начинается разбег при взлете.
В зависимости от соотношения высоты аэродрома ( ) и высоты нижней границы поверхности взлета ( ) зона поверхности взлета может иметь такие общие части с зонами внутренней горизонтальной и конической поверхностей, в которых внутренняя горизонтальная поверхность или коническая поверхность находятся ниже поверхности взлета и, таким образом, являются ограничивающими поверхностями. Пример такого расположения поверхностей и образования ими результирующей поверхности ограничения препятствий показан на рис. 4 приложения 24 к АП СТАГА-2012.
На карту (план) рекомендуется наносить формулы определения высоты ограничительных поверхностей. Эти формулы получаются подстановкой конкретных значений высот порога ВПП ( ), высоты аэродрома ( ), высоты наивысшего препятствия в зоне захода на посадку ( ), высоты аэродрома и радиуса в формулы, приведенные в приложениях 9 - 11, 13, 14 к настоящим Правилам.
Например, для и r = 4000 м высота внутренней горизонтальной поверхности будет равна:
На план наносится: "Н = 145 м".
Аналогично для части конической поверхности, расположенной со стороны порога ВПП:
На план наносится: " ".
186. Для оценки соответствия препятствий на приаэродромной территории требованиям главы 19 АП СТАГА-2012, а также оценки соответствия проводимой эксплуатантом аэродрома работы по выявлению, учету и контролю препятствий в соответствии с требованиями главы 20 АП СТАГА-2012 оформляется акт обследования препятствий в районе аэродрома по форме согласно приложению 15 к настоящим Правилам. Расчет препятствий с выявлением перечня критических препятствий и перечня препятствий, пересекающих информационную поверхность, с составлением таблиц 1 - 9 может производиться как с привлечением специализированной организации, в том числе производившей обследование аэродрома с целью определения планово-высотного расположения препятствий, так и эксплуатантом аэродрома.
Для обеспечения учета и контроля препятствий для каждого аэродрома должна быть разработана схема расположения препятствий. На данную схему должны быть нанесены:
ВПП;
плоскости ограничения препятствий;
километровая сетка, привязанная к одному из порогов ВПП или КТА;
препятствия (с указанием их порядковых номеров) с выделением (цветом, шрифтом) критических препятствий.
Схема выполняется в произвольном масштабе, но при этом должна обеспечиваться читаемость схемы, распознаваемость препятствий (места их расположения).
Рекомендуемый масштаб - 1:25000.
Для удобства пользования допускается изготовление нескольких схем с разным масштабом, например схема для центральной части ПТА по внешней границе внутренней горизонтальной поверхности и схема внешней части ПТА.
При расчете препятствий их расположение по поверхностям ограничения препятствий должно подтверждаться схемой расположения препятствий.
Выполнение требований по ограничению новых и увеличиваемых в размерах существующих объектов обеспечивается на этапе согласования строительства новых объектов или реконструкции существующих.
При оценке допустимости строительства в районе аэродрома новых и увеличения высоты существующих препятствий используется карта приаэродромной территории.
При рассмотрении материалов согласования строительства новых объектов или реконструкции существующих с увеличением их высоты, по отдельным объектам, пересекающим некоторые поверхности ограничения препятствий и важность строительства которых подтверждается соответствующими городскими или областными администрациями, в соответствии с пунктом 186 АП СТАГА-2012 может быть принято положительное решение об их строительстве (реконструкции), если в результате проведенного аэронавигационного исследования будет определено, что эти объекты не будут отрицательно влиять на безопасность полетов.
Для проведения аэронавигационного исследования влияния критического препятствия на безопасность полетов эксплуатантом аэродрома должна быть создана специальная комиссия с привлечением при необходимости специалистов других авиационных и специализированных организаций. При необходимости для аэронавигационного исследования может быть привлечена специализированная научно-исследовательская организация гражданской авиации.
Решение (заключение) по результатам аэронавигационного исследования влияния критического препятствия на безопасность полетов утверждает руководитель (заместитель руководителя) специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.
Выявленные критические препятствия следует устранять, за исключением тех, которые затенены другими критическими препятствиями согласно приложению 26 к АП СТАГА-2012 или когда в результате проведения аэронавигационного исследования будет определено, что данное препятствие не будет отрицательно влиять на безопасность полетов, причем критические препятствия в виде лесных и садовых массивов, кустарника, отдельно стоящих деревьев должны быть устранены в обязательном порядке.
Устранение критических препятствий должно производиться в соответствии со специальным планом или в соответствии с таблицей 6 акта обследования препятствий в районе аэродрома, который составляется по форме согласно приложению 15 к настоящим Правилам. Проведенная работа по устранению критических препятствий аэродрома должна подтверждаться таблицей 9 акта обследования препятствий в районе аэродрома. При подготовке акта обследования препятствий в районе аэродрома к сертификации аэродрома в таблице 9 данного акта указывается информация за межсертификационный период.
Устранение критических препятствий представляет в большинстве случаев сложную задачу.
Для определения степени влияния каждого критического препятствия на безопасность и эффективность полетов необходимо проводить аэронавигационное рассмотрение, для выполнения которого целесообразно привлечение специалистов служб аэропорта и представителей авиакомпаний, воздушными судами которых предполагается использование данного аэродрома. При этом учитывается расположение каждого препятствия относительно маршрутов полета, оценивается его влияние на минимумы для взлета и посадки, на максимальную коммерческую загрузку воздушных судов и т.д. Однако всегда необходимо иметь в виду, что наиболее целесообразным является только устранение критических препятствий или исключение возможности полетов в определенных зонах, поскольку каждое критическое препятствие может создавать потенциальную угрозу безопасности полетов.
Требования по устранению препятствий для аэродромов с ВПП, оборудованными для точного захода на посадку по минимумам I, II или III категорий, кроме всех требований АП СТАГА-2012 по устранению препятствий для ВПП, оборудованных для захода на посадку по приборам, включают:
требование по обеспечению вблизи ВПП свободного от препятствий воздушного пространства, ограниченного внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями и поверхностью прерванной посадки;
запрещение пересечения новыми или увеличиваемыми в размерах существующими объектами поверхности захода на посадку по всей ее длине.
Отсутствие препятствий, выступающих за внутреннюю поверхность захода на посадку (обозначается как ВЗП), внутреннюю переходную поверхность (ВП) и поверхность прерванной посадки (ПП), подтверждается таблицей 5А акта обследования препятствий в районе аэродрома (приложение 15 к настоящим Правилам).
ГЛАВА 20