Практическое занятие №7. Изучение структуры служб организации перевозок (СОП) на воздушном транспорте.

Цель работы:составление схемы взаимодействия СОП и определение ответственности каждой службы.

Структура СОП определяется в каждом конкретном случае, исходя из объёма воздушных перевозок данного аэропорта, наличия в данном городе городского аэровокзала, в котором производится регистрация вылетающих пассажиров, типа воздушных судов, эксплуатирующих данный аэропорт, наличие в аэропорту международного сектора и других особенностей данного аэропорта. В крупных аэропортах при значительных объёмах перевозок СОП состоит из нескольких самостоятельных служб: СОПП (служба организации пассажирских перевозок), СОПГП (служба организации почтово-грузовых перевозок), СОМП (служба организации международных перевозок).

К другим службам аэропорта относятся: АТБ (авиационно-техническая база), ОУВД (Служба организации управления воздушным движением), САБ (служба авиационной безопасности), ЛС (лётная служба), СБП (служба бортпроводников), СНС (служба наземных сооружений), АС (аэродромная служба), ГСМ (служба горюче-смазочных материалов), штаб. Деятельность всех служб аэропорта контролирует ПДСП (производственно-диспетчерская служба предприятия).

Оперативное взаимодействие подразделений и групп СОП с другими службами аэропорта имеет своей главной целью обеспечить выполнение технологических сетевых графиков по своевременному и коммерческому обслуживанию воздушных судов, чтобы выполнить следующие задачи:

- высокий уровень регулярности и безопасности полётов;

- оперативный контроль своевременного выполнения всех технологических операций;

- чёткое взаимодействие всех групп СОП и соответствующих служб аэропорта при задержках рейсов и возникновении “сбойных” ситуаций;

- своевременная отправка транзитных и трансфертных пассажиров;

- повышение экономической эффективности рейсов с максимальной платной коммерческой загрузкой каждого рейса.

Практика работы гражданской авиации (ГА) показывает, что наиболее успешно задачи взаимодействия решаются внедрением диспетчерской системы управления и контроля, т.е. диспетчеризацией, при которой каждая группа несёт ответственность за выполнение той или иной операции и диспетчер имеет полномочия требовать выполнение операций в установленные графиками сроки. Внедрение диспетчеризации позволяет:

- улучшить организацию и управление воздушными перевозками в аэропорту;

- быстро устранять возникающие в ходе работы неисправности, отказы и промедления;

- контролировать ход технологического процесса;

- внедрять компьютерные системы с установкой терминалов на рабочих местах диспетчеров.

В настоящее время координация действий всех служб аэропорта возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия (ПДСП), которая:

1. составляет суточные планы полётов и передаёт их во все службы аэропорта;

2. контролирует работу всех служб аэропорта по технологическому графику;

3. при задержках рейсов и “сбойных” ситуациях (массовая задержка рейсов) согласовывает вылет воздушных судов с промежуточными аэропортами посадки;

4. принимает меры по максимальному использованию грузоподъёмности воздушных судов;

5. осуществляет контроль движения воздушного судна на всю глубину полёта, обеспечивает информацией пассажиров и персонал;

6. контролирует расстановку воздушных судов на перроне и местах стоянки;

7. производит учёт и анализ регулярности полётов по всей глубине полётов;

8. принимает меры по выполнению суточного плана полётов.

Технологический процесс обслуживания пассажиров и клиентуры в аэропорту должен обеспечить своевременное обеспечение коммерческой загрузкой каждого рейса.

Процесс включает в себя:

- регистрацию билетов и оформление багажа;

- специальный контроль безопасности (досмотр);

- доставка и посадка пассажиров в воздушное судно;

- загрузка в воздушное судно багажа, груза, почты и бортового питания;

- оформление полётной сопроводительной документации.

При обслуживании воздушных судов, прилетевших в аэропорт:

- высадка пассажиров и доставка их в аэровокзал;

- выдача багажа;

- обеспечение обслуживания транзитных и трансфертных пассажиров;

- получение и обработка сопроводительных полётных перевозочных документов.

Схематически порядок взаимодействия может быть представлен следующим образом:

Аэропорт Диспетчер ПДСП


Диспетчер авиатехбазы (АТБ) Диспетчер спецавтотранспорта Диспетчер службы ГСМ Диспетчер УВД Отдел главного механика Руководитель ВТП Диспетчер АДП  

Практическое занятие №7. Изучение структуры служб организации перевозок (СОП) на воздушном транспорте. - student2.ru

Практическое занятие №7. Изучение структуры служб организации перевозок (СОП) на воздушном транспорте. - student2.ru Аэропорт Диспетчер ДСОП
Группа регистрации (ГР) Группа встречи и посадки (ДВП) Дикторская Диспетчер по транзиту (ДТ) Группа питания Диспетчер грузового склада Диспетчер по центровке (ДЦ) Диспетчер по загрузке (ДЗ)  

           
  Практическое занятие №7. Изучение структуры служб организации перевозок (СОП) на воздушном транспорте. - student2.ru
 
    Практическое занятие №7. Изучение структуры служб организации перевозок (СОП) на воздушном транспорте. - student2.ru
 
    Практическое занятие №7. Изучение структуры служб организации перевозок (СОП) на воздушном транспорте. - student2.ru


Диспетчер КГТ Диспетчер по бронированию Диспетчер по комплектованию
Городской аэровокзал Диспетчер

Рисунок 7.1 – Схема взаимодействияслужб организации перевозок (СОП)

Из данной схемы видно:

- взаимодействие диспетчерских служб аэропорта (ПДСП, ДСОП) и городского аэровокзала;

- определение фиксированной ответственности каждой диспетчерской группы за данный участок оперативной работы.

Практическое занятие №8. Технологический график подготовки воздушного судна к вылету

Цель работы:ознакомление с сопроводительной документацией на рейс и определение загрузки воздушного судна.

Суточный план полётов (СПП) составляется на конкретное число, дату и год для воздушных судов, экипажа, бортпроводников и служб аэропорта. СПП с учётом особенностей производственных задач на предстоящие сутки выполняется в ПДСП на основании действующего расписания движения воздушных судов, планов-нарядов лётных подразделений, предварительных планов полётов и заявок на выполнение авиационных работ.

Основной задачей СПП является равномерное распределение полётов в течение суток в зависимости от пропускной способности аэропорта.

Для составления СПП диспетчер по планированию должен иметь:

- план отправления воздушных судов по региональному и федеральному расписанию на предстоящие сутки, а также выписку из международного расписания;

- планы-наряды лётных подразделений ГА;

- предварительный план полётов КВС других лётных подразделений, выполняющих полёты по расписанию и вне расписания;

- предварительный план полётов литерных и подконтрольных рейсов, а также рейсов с переносом вылета на следующие сутки;

- сведения о состоянии и готовности аэродрома первой посадки и запасных к приёму и обслуживанию воздушных судов и о наличии ГСМ на аэродроме.

На основании этих данных диспетчер по планированию накануне дня полётов составляет СПП и утверждает его у руководителя авиапредприятия. Утверждённый СПП является основным документом и передаётся в службы аэропорта.

После составления СПП диспетчер обязан:

- обозначить в плане знаком К подконтрольные рейсы;

- проверить наличие резерва воздушных судов и экипажа;

- дать телеграмму в аэропорт вылета о запрещении или переносе времени прилёта на рейсы вне расписания.

Содержание СПП:

1. № рейса

2. литер рейса

3. тип воздушного судна

4. компоновка (предельная коммерческая загрузка)

5. принадлежность воздушного судна (управление ГА)

6. фамилия КВС

7. маршрут

8. время прибытия (планируемое)

9. время прибытия (фактическое)

10. время отправления по расписанию

11. время взлёта (планируемое)

12. время взлёта (фактическое)

13. время прибытия в аэропорт первой посадки

14. причина задержки по классификатору; аэропорт-виновник задержки

Классификатор – официальный документ, обязательный для всех аэропортов. В случае задержки рейса диспетчер по нему определяет виновника задержки. Прежде всего, в акте указывается служба, виновная в задержке рейса. Акт подписывается начальником смены.

Для обеспечения СПП применяются технологические графики подготовки воздушных судов к вылету. Технологические графики осуществляются СОП, и их основой является время. Для каждого типа воздушного судна существует свой технологический график. На графике указывается время в минутах, необходимое для коммерческого обслуживания воздушного судна и перечень операций, которые необходимо выполнить в указанное время (загрузка грузов и почты, регистрация пассажиров и оформление багажа, досмотр пассажиров и их ручной клади, посадка пассажиров в воздушное судно и загрузка их багажа и т.д.). Диспетчер СОП принимает необходимые оперативные меры, если те или иные технологические операции выполняются с опозданием, так как это может привести к задержке вылета воздушного судна.

На графике указываются основные технологические операции, контроль за своевременным выполнением которых обеспечивает регулярность вылета воздушных судов. Аналогичный график составляется для обслуживания прилетевших в конечный пункт и транзитных воздушных судов.

Суточный план полётов и технологический график подготовки воздушных судов к вылету – это два документа совместимые между собой и позволяющие аэропорту отправления (вылета) координировать слаженную работу всех служб аэропорта.

Термины и определения по обеспечению и учёту регулярности полётов воздушных судов.

Рейс – транспортный полёт воздушного судна по расписанию или вне расписания (заказные и чартерные рейсы), выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.

Расписание движения самолётов – основной программный документ авиапредприятия, регламентирующий работу всех его служб.

Частота движения – число полётов, выполняемых в течение одной недели.

Навигация рейса – календарный период, в течение которого выполняется полёт без изменений элементов характеристики рейса.

Вид движения – характеристика рейса, определяющая специфику выполняемых перевозок (пассажирские, грузовые, почтовые).

Отправление рейса – начало движения воздушного судна после запуска двигателей на перроне.

Прибытие рейса – остановка воздушного судна на перроне после заруливания или буксировки.

Наши рекомендации