Лекция 6 – «Основы оперативного управления и анализа эксплуатационной работой железных дорог»

План лекции

1. Назначение и сущность оперативного планирования работы железных дорог и линейных подразделений.

2. Меры оперативного регулирования по обеспечению плана перевозок, технических норм и суточных планов работы.

3. Оперативное управление перевозками в условиях обеспечения эффективности на основе маркетинга и менеджмента рынка транспортных услуг.

4. Задачи и виды анализа эксплуатационной работы.

5. Анализ выполнения технических норм эксплуатационной работы.

Для того чтобы эффективно выполнять эксплуатационную работу в условиях непрерывно меняющейся ситуации и неравномерности перевозочного процесса, на железнодорожном транспорте действует обширная система управления движением. Она представляет собой систему мер по организации и управлению текущей эксплуатационной работой железных дорог, направленных на обеспечение выполнения плана и оперативных заданий по перевозкам при рациональном использовании технических средств.

Общее руководство работой всех железнодорожных подразделений осуществляет АО Национальная Кампания «Казахстан темір жолы». Железнодорожная сеть республики Казахстан территориально разделена на 13 отделений перевозок. Отделения включают в себя отраслевые отделы, соответствующие департаментам АО «НК «КТЖ».

В качестве средств для руководства эксплуатационной работой низовых хозяйственных подразделений применяются следующие формы управления движением, которые являются составными элементами системы управления движением.

Техническое нормирование эксплуатационной работой, которое состоит в разработке месячных норм грузовой и поездной работы железнодорожных подразделений, обеспечивающих выполнение государственного плана перевозок и подготовку железных дорог к перевозкам в последующие периоды.

Оперативное планирование эксплуатационной работы дорог, отделений и станций с целью обеспечения наиболее эффективной работы с учетом складывающейся оперативной обстановки в конкретных условиях данных суток или смены.

Регулирование перевозочной работой для обеспечения устойчивого функционирования всех подразделений железнодорожного транспорта и выполнения технических норм.

Диспетчерское руководство движением поездов и оперативной работой на станциях, участках и направлениях, предусматривающее непрерывный контроль и непосредственное управление движением поездов и маневровой работой с целью обеспечения бесперебойного движения поездов и устойчивой работы станций.

Управление работой локомотивного парка с целью наиболее эффективного его использования.

Учет и анализ эксплуатационной работы, позволяющий выявить узкие места в организации перевозочного процесса, причины возникновения затруднений и отклонений от технологических норм, наметить пути их устранения.

К оперативному управлению движением, которое предусматривает воздействие на перевозочный процесс в период до одних суток, относятся оперативное планирование эксплуатационной работы и диспетчерское руководство движением поездов и работой станции. Управляющие меры, вырабатываемые в рамках этих форм управления движением, воздействуют, как правило, в течение суток, смены или являются разовыми.

Технические нормы выражаются в виде определенной системы показателей. Эта система включает в себя следующие элементы:

суточные количественные показатели – план погрузки, норма выгрузки, прием и сдача поездов и вагонов по стыковым пунктам, норма сдачи порожних вагонов по регулировочному заданию, размеры движения поездов по участкам, работа вагонного парка и вагоно-километры пробега вагонов;

качественные показатели – оборот вагона, участковая и техническая скорости движения поездов, нормы простоя вагонов на технических и грузовых станциях, рейс вагона, среднесуточный пробег и производительность локомотива и вагона, коэффициент порожнего пробега;

показатели обеспечения плана перевозок – рабочий парк вагонов в целом и по категории, эксплуатируемый парк локомотивов по видам тяги, резервы вагонного и локомотивного парков, лимиты топливно-энергетических ресурсов;

расчетные показатели – количество отправленных по техническим станциям транзитных вагонов, число технических станций, проходимых вагонов за время оборота, вагонное плечо, коэффициент местной работы, доля простоя вагона в порожнем состоянии на станциях погрузки-выгрузки.

Управления дорог, не позднее 22 числа, на основе развернутых планов перевозок и специальных указаний АО «НК «КТЖ» разрабатывают вагонопотоки на предстоящий месяц: план погрузки по дорогам назначения по каждому роду подвижного состава и в целом по всем вагонам.

До 24 числа каждого месяца дорожные вычислительные центры (ДВЦ) передают этот план в Главный вычислительный центр (ГВЦ) для разработки сводного плана перевозок - «шахматки» по каждому роду подвижного состава и в целом по всем дорогам (таблица1).

Таблица 1 Сводный план перевозок

С дороги На дороги Всего
А Б В
А  
Б  
В      

Эта «шахматка» является базой для составления технических норм для каждой дороги (к 28 числу). На основе «шахматки» составляется корреспонденция вагонопотоков между стыковыми пунктами дорог.

В Департаменте перевозок для определения работы отделений и участков дороги на основе постанционного плана перевозок (погрузка в адрес станций своей дороги) и норм приема груженых вагонов составляется ведомость внутридорожных груженых вагонопотоков (внутридорожная «шахматка»).

В таблице 2 приведен вид внутридорожной косой таблицы ведомости груженых вагонопотоков для дороги, схема которой показана на рисунке 3.

Лекция 6 – «Основы оперативного управления и анализа эксплуатационной работой железных дорог» - student2.ru Б

II отд

А I отд III отд В

 
  Лекция 6 – «Основы оперативного управления и анализа эксплуатационной работой железных дорог» - student2.ru

Рис.1.8.1.Схема дороги

Ввоз – вагоны, принятые с других дорог и выгружаемые на данной дороге.

Вывоз – вагоны, погружаемые на данной дороге назначением на другие дороги.

Местное сообщение – вагоны, погружаемые на дороге в адрес своих отделений.

Транзит – вагоны, принимаемые с других дорог и сдаваемые на другие дороги без выполнения грузовых операций.

Работу железнодорожного подразделения можно охарактеризовать числом выполненных перевозок в погруженных вагонах. На сети дорог все перевозки (за исключением вагонов, отправляемых за границу и прибывших оттуда) совершаются от погрузки (начальная операция) до выгрузки (конечная операция). Поэтому работу для сети дорог в целом принято выражать числом погруженных вагонов (по начальным операциям).

Для дороги (отделения) начальными операциями перевозки являются не только погрузка, но и прием груженого вагона на данное подразделение, конечными – не только выгрузка, но и сдача груженого вагона на другое подразделение. Поэтому работу дороги (отделения) принято выражать числом погруженных и принятых в груженом состоянии вагонов (по начальным операциям).

В системе технического нормирования работа дорог и отделений определяется для всех категорий рабочего парка вагонов, причем для удобства расчетов используются либо начальные, либо конечные операции перевозочных циклов. Условно принимается, что парк порожних вагонов также выполняет «работу», которая рассчитывается аналогично.

Вагоно-километры пробега груженых вагонов подсчитываются в целом åпSгр и по видам сообщений: местное åпSм.с., ввоз åпSвв, вывоз åпSвыв и транзит åпSтр. При этом транзит и вывоз подразделяются по каждому выходному пункту, а ввоз и местное сообщение – по отделениям назначения. Величина каждой струи вагонопотоков умножается на соответствующее расстояние пробега, а затем производится суммирование вагоно-километров по видам сообщений.

Расстояние пробега транзитных струй принимается по точному расстоянию между пунктами приема и сдачи вагонов.

Пробег вагонов в местном сообщении и по вывозу определяется по точному расстоянию в соответствии с постанционным планом перевозок – от станции погрузки до станции выгрузки или выходного пункта.

Расстояние пробега по ввозу принимается точно от пункта приема с соседней дороги до входного пункта отделения выгрузки, а пробег внутри отделения выгрузки принимается приближенно от входного пункта до условного на отделении центра выгрузки.

За условный центр принимается:

- географический – при равномерном распределении выгрузки внутри отделения;

- район массовой выгрузки – при сосредоточении основной выгрузки отделения в этом районе;

- средневзвешенный – при сосредоточении выгрузки в нескольких пунктах отделения.

Локомотивы, числящиеся на балансе дороги, составляют инвентарный парк дороги. Внутри дороги локомотивы распределяются по депо. Локомотивы, числящиеся на балансе депо, составляют инвентарный парк депо. На каждый локомотив инвентарного парка составляется технический паспорт, в котором отражается техническое состояние локомотива, производимые ремонты и модернизация. Технический паспорт хранится в депо приписки и является основным документом учета инвентарного парка локомотивов. Учет ведется в физических единицах, а мотор-вагонного подвижного состава – в секциях.

Инвентарный парк локомотивов подразделяется на парки в распоряжении дороги (депо) и вне распоряжения дороги (депо). Парк в распоряжении дороги подразделяется на эксплуатируемый и неэксплуатируемый.

Неэксплуатируемый парк дороги (депо) состоит из локомотивов, находящихся во всех видах ремонта, модернизации между плановыми видами ремонта, в ожидании ремонта и исключения из инвентарного парка, в процессе перемещения, сдачи, приемки, подготовки в запас и резерв дороги, а также в запасе и резерве дороги.

Эксплуатируемый парк состоит из локомотивов, занятых во всех видах работы, под техническими операциями, в ожидании работы, а также находящихся в техническом обслуживании ТО-2 в пределах нормы простоя.

Перечисление локомотивов из эксплуатируемого парка в неэксплуатируемый и обратно производится в установленном порядке.

Железнодорожный участок, в пределах которого обращаются локомотивы, приписанные к основному депо, называется участком обращения. При большой протяженности участка обращения и его пределах могут располагаться пункты экипировки, промежуточные пункты оборота локомотивов и пункты смены локомотивных бригад.

Участок обращения локомотивов может состоять из одного или нескольких тяговых плеч. Тяговым плечом называется участок между станциями основного и оборотного депо. Тяговое плечо может состоять из одного или нескольких участков работы бригад. Каждый такой участок располагается между соседними пунктами смены локомотивных бригад. В качестве этих пунктов могут рассматриваться станции основного и оборотного депо, пункты оборота локомотивов и смены бригад.

Два или более участков обращения, на которых работа локомотивов одного или разных депо организуется по единому плану, образуют зону обращения локомотивов.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основы управления движением

Наши рекомендации