Гидрологические и гидрогеологические условия

Марий Эл богата внутренними водами. Она покрыта густой сетью рек. Почти все реки являются непосредственными притоками Волги. Бассейн реки Волги занимает 19,8 тыс. кв. км.

Вследствие равнинного характера поверхности и небольших уклонов многие реки текут медленно, спокойно и плавно. Питание рек в основном происходит за счет поверхностных и подземных вод, а также родников и ключей.

На территории Марий Эл насчитывается свыше 200 крупных озер. По своему происхождению у нас встречаются следующие типы озер: междюнные, провальные (карстовые), пойменные.

В нашей республике имеются более 140 тыс. гектаров болот. Много болот в центральной низменности. Болота грунтового питания занимают долины рек, окраины некоторых озер, места выхода ключей. Болота атмосферного питания распространены вне долины рек. По водоразделам Марийской низменности. Переходные болота пользуются и грунтовыми водами и атмосферными осадками.

Все реки республики зимой, примерно, на 5 месяцев покрываются толстым слоем льда. Протяженность рек на территории Марий Эл: Волга - 155км, Ветлуга ~ 112 км, Б. Кокшага - 158 км, Илеть - 210 км, М. Кокшага - 219 км, Юронга - 45 км, Б. Кундыш - 98 км, Рутка - 92 км, Уржумка - 63 км, М. Кундыш- 135 км, Юшут-130км.

По гидрологическому районированию Нечерноземной зоны республика Марий Эл располагается на Восточно-Русском артезианском бассейне первого порядка. Глубина залегания грунтовых вод 10 - 20 м и более. Воды пресные, с минерализацией до 1 г/л, преимущественно гидрокарбонатные кальциевые.

Мезозойский чехол сложен в основном песчано-глинистыми и мергельно-меловыми отложениями и представляет собой вместе с содержащимися в них водами единую гидравлически связанную систему. Чехол прорезей дренирующей его местной речкой и овражно-болотной сетью, верхние части водораздельных пространств на глубину нескольких десятков метров дренированы; подземные воды пресные, гидрокарбонатные кальциевые. Питание атмосферное и за счет нисходящей фильтрации из вышележащих горизонтов. Водоносный горизонт, приуроченный к породам татарского яруса, почти повсеместно распространен в пределах Волго-Камского артезианского бассейна. Мощность горизонта от 50 до 250 м, иногда до 500 м. Водообильность пород неравномерная и в среднем небольшая, с дебитами родников, на превышающими 0,5 — 1 л/с.

В Марий Эл атмосферные осадки (суммарно в жидком и твердом состоянии) выпадают в количестве 400-800 мм в год. Снеговой покров колеблется в пределах 60-80 см. Начало весеннего подъема уровня грунтовых вод происходит в апреле. Глубина залегания уровня грунтовых вод для области дренирования, представленной песками и супесями - 1,3-2,5 и 0,3-1,5 м.

Важнейшим источником водоснабжения являются подземные воды. Запасы их у нас значительны благодаря залеганию древней долины, пролегающей в подземных горизонтах параллельно современной Волге. Поэтому вся западная половина Левобережья лучше обеспечена питьевой водой, чем остальная территория республики.

В ряде районов подземные воды добывают из шахтных колодцев. В некоторых местах широко используют воду родников и ключей. Подземные воды поступают и в животноводческие комплексы, для чего пробурено немало скважин. В Марийской низменности они неглубокие - 40-50м. В восточной половине республики скважины вдвое глубже. Также глубоки водоносные горизонты в Правобережье.

На данном участке строительства автомобильной дороги грунтовые воды скважинами, пробуренными до глубины 4,0 м, не отмечены. В пониженных участках рельефа возможно появление грунтовых вод типа «верховодка» за счет инфильтрации атмосферных осадков.

Пересечений постоянных водотоков трассой, проектируемой автомобильной дороги, не производится.

Определение технических параметров автомобильной дороги

Интенсивность движения

(определение состава транспортного потока, определение среднегодовой суточной интенсивности движения, определение перспективной интенсивности движения)

Курган ВК

КВ Ванеево

Рис 2.1 Схема грузооборота

1. Используя данные приложения №4 по объему грузоперевозок на сети дорог Ванеево – Курган – Шиловка определяем объем грузовых перевозок.

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru , т;

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

2. Далее определим интенсивность движения грузовых автомобилей по формуле:

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - объем грузовых перевозок, т;

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - коэффициент недоучета перевозок, Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru =1,2

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - коэффициент, учитывающий наличие в транспортном потоке специальных машин, Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru =0,7

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - расчетное количество дней работы транспорта в году, Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru =365 дней

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - средняя грузоподъемность грузовых автомобилей, Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru =8 т/авт.

β – коэффициент использования пробега, который учитывает порожний пробег автомобиля, β = 0,8

γ – коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, γ = 0,85

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

3. Используя данные приложения 4, определим интенсивность легковых автомобилей.

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - доля легковых автомобилей в транспортном потоке, %

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - доля грузовых автомобилей в транспортном потоке, %

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

4. Определяем интенсивность автобусов.

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - доля автобусов в транспортном потоке, %

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

5. По полученным данным определяем полную интенсивность движения автомобилей на участке.

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

6. Для назначения категории проектируемой дороги необходимо определить перспективную среднегодовую интенсивность движения.

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - интенсивность движения, авт./сут.

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - количество лет перспективного периода (в соответствии с п.1.7 СНиП 2.05.02-85* принимаем Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru =20 лет)

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru - коэффициент ежегодного прироста движения в соответствии с приложением 4 задания.

Гидрологические и гидрогеологические условия - student2.ru

Полученные результаты сводим в таблицу.

Таблица 2.1

Определение категории дороги

Параметры Участок проектируемой дороги
Q, т
N, авт./сут.
Nперсп., авт./сут.
Расчетная скорость, км/ч
Категория дороги III

Наши рекомендации