Раннего возраста с помощью палочек

Кюизенера и блоков Дьенеша

Методико-практические материалы

Витебск

2014

ББК 74. 102

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Авторы-составители:

Т.В.Замостоцкая, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования;

С.В.Орлова, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №36 г. Витебска»

Рецензенты:

В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования;

С.Н.Курило, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 110 г. Витебска»

П 47 Познавательное развитие детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша: методико-практический материал. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2014. – 39 с.

В издании даны теоретические обоснования необходимости познавательного развития, разработаны пути, средства и методы интегрированного подхода в формировании познавательных умений и навыков у детей раннего возраста. Представлен практический материал для детей раннего возраста на основеиспользования игровых пособий «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»: примерный план работы, игровые занятияпо конструированию. Использование этого материала позволит повысить познавательный интерес детей раннего возраста по развитию интереса к математической стороне окружающего мира, развитию внимательности, настойчивости; формированию пространственно-временных представлений; воспитанию чувства уверенности в себе.

Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям и руководителям учреждений дошкольного образования, родителям детей дошкольного возраста.

ББК 74. 102

Введение

Познавательное развитие – это формирование, расширение и обогащение ориентировки воспитанника в окружающем мире, формирование способов и средств его познавательной деятельности, психических познавательных процессов, развитие способности видеть закономерности в окружающем мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к природе, формирование таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных факторов – восприятия и памяти. Восприятие у детей развивается при помощи органов чувств: осязание, слух и зрение, в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Развитию зрительного восприятия способствуют мозаики; наборы деталей, окрашенных в основные цвета: красный, синий, белый, зеленый, желтый; рамки-вкладыши, где использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету; развивающих игровых пособий – логические блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера. Слуховое восприятие совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов, звучащих шариков.Для развития тактильных ощущений педагог знакомит детей с различными по фактуре материалами: резиновые, пластмассовые предметы или игрушки, деревянные, войлочные, соломенные, глиняные. Можно самостоятельно сделать игрушки из ткани с различными наполнителями – горохом, крупой, монетками, ватой.

Дети раннего возраста не только рассматривают предметы, но и любят действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать, что помогает развивать познавательную активность детей. В практической деятельности у детей раннего возраста развивается и мышление, которое в этот период носит наглядно-действенный характер. Дети каждый раз получают новую информацию во время игр и игровых упражнений, при общении с взрослыми. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития ребёнка. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней информацией.

Конечно, предлагая игровое пособие, мы решаем только те задачи, которые предусматривает учебная программа дошкольного образования детей раннего возраста.

«Количество и счет»

Представления:

- «один» и «много», обозначение группы предметов словами «один», «много»;

- способы установления взаимного соответствия между предметами (наложение, приложение);

- о количествах предметов в группах («один», «два», «три»).

Умения:

- различать группы предметов, представленные единично и множественно;

- отвечать на вопрос «сколько?» словами «много» и «один»;

- устанавливать взаимно однозначное соответствие между предметами наложением, приложением;

- различать группы на 1, 2, 3 предметов без счёта.

«Величина»

Представления: большой, маленький, высокий, низкий.

Умения:

- сравнивать предметы по величине и обозначать словами «больше – меньше» результат сравнения, обозначать словами «большой», «маленький».

- различать и показывать высокие и низкие предметы, сравнивать по высоте, показывать результат сравнения.

«Геометрические фигуры и форма предметов»

Представления:

о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.) на уровне зрительного узнавания и пассивной речи.

Умения:

- действия с фигурами;

- группировка фигур по одному признаку (цвет, величина, форма).

«Пространство»

Представления:

- ориентировка на листе бумаги: середина, верх, низ;

- о пространственных обозначениях: над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом.

Умения:

- располагать, находить, показывать на листе бумаги то, что расположено в центре, вверху, внизу листа;

- определять положение предметов, находить их по словесному указанию.

Постепенно к концу третьего года жизни ребенок уже экспериментирует и фантазирует в «уме». В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают образные игрушки и предметы-заместители, иллюстрации в книгах, игры с блоками Дьенеша. Главное средство у детей обозначения и замещения предметов начинает выполнять слово.

В сборнике представлен практический материал по познавательному развитию детей раннего возраста на основеиспользования игровых пособий «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»: примерный план работы, игры-занятия. Задачи развития интереса к математической стороне окружающего мира, внимательности, настойчивости, формирования пространственно-временных представлений, воспитания чувства уверенности в себе педагоги решают в ходе применения игровых комплексов по формированию элементарных математических представлений посредством конструирования.

Использование этого материала позволит повысить познавательный интерес детей раннего возраста к математической стороне окружающего мира, будет способствовать более эффективному ознакомлению детей с ним.

Наши рекомендации