Тема: Наречие как часть речи
Цель:дать представление о наречии как о неизменяемой части речи; учить детей ставить к наречиям вопросы от глаголов, находить наречия в текстах.
Организационный момент
Минутка чистописания
_______________________________________
как где____________________________
_______________________________________
• Рассмотрите узор. Какой знак и какие слова входят в состав узора? Обведите и пропишите узор. Обратите внимание, что узор пишется безотрывно. Назовите слова, которые отвечают на вопрос как?
Петь (как?) громко, встретит..ся (где?) здесь.
• Прочитайте. Спишите, вставляя попущенную букву. Подчеркните слова, которые отвечают на вопросы как? где?
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Наблюдение за употреблением в тексте наречий
Выполнение упр. 213
Знакомство с правилом на с. 129
Составление предложения со словом однажды.
Дети называют свои предложения. Учитель выбирает из них словосочетания «глагол + наречие» и записывает их на доске. Например: встретили (когда?) однажды, увидел (когда?) однажды, сказала (когда?) однажды, случилось (когда?) однажды, шел (когда?) однажды. На примере выписанных словосочетаний школьники убеждаются в том, что наречие является неизменяемой частью речи. Целесообразно показать детям, что часто наречия образуются от имен прилагательных при помощи суффикса -о: быстрый — быстро, хороший — хорошо, дорогой — дорого.
Отработка умения находить в тексте наречия и ставить к ним вопросы от глаголов
Выполнение упр. 214 (с комментированием).
Работа над текстом «Храбрые щенки»
Учащиеся выписывают наречия и подбирают к ним (где возможно) синонимы и антонимы: дружно — сообща, вместе — недружно, вразнобой; весело — радостно, оживленно — грустно, печально.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:упр. 215.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Правописание наречий
Цель:познакомить учащихся с написанием наиболее часто употребляемых наречий; учить правильно употреблять наречия; работать над развитием речи учащихся и обогащением их словарного запаса.
Организационный момент
Орфографическая разминка
Бушу_т талая в_да,
Шумит и глух_, и протяжн_.
Грачей пролётные стада
Кричат и весел_, и важн_. И. Бунин
¾ Объясните значение выделенных слов.
Минутка чистописания
сн стн
• Обведите и пропишите сочетания сн, стн.
Выполните упражнение для глаз: круговые движения глазами в одну и в другую сторону, активно поморгайте и на 1—2 секунды закройте глаза. Упражнение повторите 4—6 раз.
прекрасно грустно
• Прочитайте. Устно к данным словам подберите антонимы. Что такое антонимы? Запишите слова. Назовите орфограммы. Устно подберите проверочные слова.
Отлич..ный – отлич..но, поз..ний – поз..но, х..лодный – хол..дно.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы там, где это необходимо.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Работа над наречиями вчера и сегодня.
Данные слова записываются на доске, ребятам предлагается составить с ними предложения о погоде, записать и подчеркнуть основы. Например: Вчера ярко светило весеннее солнце. Сегодняцелый день идет дождь.
Образование однокоренных наречий от прилагательных (упр. 216)
Обращается внимание на написание наречий и слов с непроизносимыми согласными.
Чтение правила на с. 130
Самостоятельная работа (упр. 217)
Организуется коллективная проверка.
Выполнение упр. 218 (устно).
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 219
Начало текста, который дети должны составить по плану местности, изображенному на рисунке, может быть таким: Таня с Аленкой собрались за грибами. Сначала они пошли направо, затем повернули налево. Девочки шли по дороге мимо березовой рощи...
После завершения работы проводится конкурс на лучший рассказ.
Выполнение упр. 200
Чтение стихотворения Э. Хаита
Разучивание стихотворения наизусть.
Игровое упражнение «Обратно и опять» — учитель начинает предложение, а дети хором заканчивают его. Например:
Утром ребята ушли в поход, а вечером вернулись .... Скоро закончится учебный год и каникулы наступят ... . Солнце зашло за тучку, а через минуту засияло ... .
Выполнение упр. 221 (самостоятельно)
Организуется коллективная проверка.
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание: упр. 222
________________________________
Проверочная работа по теме «Наречие»
Восстановите недостающие слова.
Наречие — это _______________________ часть речи, у которой ___________ окончания.