Закрепление умения правописания безударных окончаний глаголов
Выполнение упр. 173
Обращается внимание учащихся на иносказательный смысл текста.
¾ Сформулируйте основную мысль текста.
Глаголы выписываются с комментированием: дети по очереди ставят их в форму инфинитива, определяют спряжение, объясняют написание безударных окончаний.
Развитие речи учащихся. Составление текста-рассуждения по данным вопросам
Выполнение упр. 174
Наблюдение за ролью глаголов в тексте.
В предложении глагол выполняет роль сказуемого.
В первом абзаце глаголы находятся в форме прошедшего времени, во втором и третьем — в форме настоящего времени. Выписывать глаголы настоящего времени лучше с комментированием, объясняя написание безударных окончаний.
Написание сочинение-рассуждение на тему «Почему на Луне нет жизни?».
Перед составлением текста учитель напоминает детям, что в рассуждении обязательны три смысловые части: 1 -я — то, что объясняется или доказывается; 2-я — само объяснение или доказательство; 3-я — выводы.
Текст-рассуждение может быть таким.
Почему на Луне нет жизни?
Людей давно интересовал вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. На Луне нет жизни, и это можно доказать.
День там продолжается две недели. Та сторона, которая повернута к Солнцу, нагревается до очень высокой температуры. Ночь наступает
мгновенно и длится тоже две недели. Температура лунной поверхности становится очень низкой. И днем и ночью такая температура не позволяет выжить живому организму на поверхности Луны.
В таких условиях живая природа существовать не может.
Выполнение упр. 175
Чтение и анализ стихотворения «Луна»
Учащиеся отмечают, что в нем о неживых предметах говорится, как о живых (луна застыла на краю крыши, огни дрожат, звезды падают в обморок). Эти образы придают стихотворению особое, романтическое настроение, помогают поэту описать красоту лунной ночи.
Учащиеся глаголы не выписывают, а находят их в тексте, ставят в начальную форму и указывают спряжение.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:упр. 176.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Глаголы II спряжения
Цель:формировать навык правильного написания безударных окончаний глаголов; познакомить с элементами стилистики (с опорой на таблицы и памяти).
Организационный момент
Минутка чистописания
_____________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие сочетания входят в состав узора? Пропишите сочетания ст, зд в воздухе глазами.
Выполните упражнение для пальчиков: пальцы обеих рук соберите в замок, поднимите руки вверх, прогибая пальцы, вернитесь в исходное положение. Упражнение повторите 4—6 раз.
Пропишите узор в тетради.
честный праздничный
• Прочитайте слова. Написание каких букв надо проверять? Запишите слова. Устно подберите проверочное слово.
Ло..ки, ветер, парусные, ярос..ный, гонит.
• Прочитайте. Из данных слов составьте и запишите предложение. Определите спряжение глагола.
Ты возвращ..ешься д..мойпоз..новеч..ром?
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя их.
Сообщение темы и целей урока
Закрепление изученного материала
Словарный диктант
Замените данные словосочетания одним глаголом-исключением.
Различать, воспринимать звуки (слышать), причинить огорчение (обидеть), воспринимать окружающее с помощью зрения (видеть), не давать упасть, вырваться (держать), испытывать неприязнь или отвращение (ненавидеть), приводить в круговое движение (вертеть).
Вставить пропущенные буквы. Выделить окончания глаголов. Указать их спряжение. Подчеркнуть глаголы-исключения.
Отвеча..шь, слыш..т, рису..т, ответ..шь, посмотр..т, дыш..шь, получа..т, дыш..т, дежур..шь, увид..шь, попляш..т, пожелте..т, завис..т, верт..шь.
Работа в тетради на печатной основе
Выполнение упр. 171
Выполнение упр. 174
Выполнение упр. 177
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:упр. 176
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Написание глаголов на –тся и ться
Цели:познакомить учащихся с правилом написания глаголов на -тся, -ться; учить применять это правило на практике.
Организационный момент
Минутка чистописания
________________________________________
________________________________________
________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие буквы входят в состав узора? Обведите узор и напишите его рядом самостоятельно. Запишите сочетания и слова. Устно к словам боится, бояться поставьте вопросы.
Выполните упражнение для глаз: напишите в воздухе сочетание -тся максимально большого размера, активно поморгайте и на 1-2 секунды закройте глаза. Выполните упражнение 4-6 раз.
Св..заться, высказываться, сд..ржаться.
• Прочитайте. Как вы понимаете значения этих слов? Устно подберите к данным словам синонимы. Поставьте к ним вопросы. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обведите кружочком сочетание -ться.