Наблюдение за изменением имён прилагательных по родам и числам

Выполнение упр. 9

Учащиеся убеждаются в том, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

¾ Поставьте сочетания (соломенный песок, соломенная шляпка, соло­менный шалаш) во множественном числе.

¾ Вы­делите окончания имен прилагательных.

Дети убеждаются, что имена прилагательные изменяются по числам, но во мно­жественном числе по родам не изменяются, так как имеют одинаковые окончания.

Детичитают еще один столбик стихотворения В. Степанова (на доске)с именами прилагательными в форме множественного числа:

Соломенные дали, соломенные дни.

Соломенные кони на солнышке видны.

В ходе работы с именами прилагательными множествен­ного числа учащиеся делают вывод о том, что имена при­лагательные изменяются по числам, а по родам изменя­ются только в единственном числе.

Знакомство школьников с окончаниями имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаниями имен прилагательных в форме множественного числа.

Работа с таблицей на с. 8—9

Обращается внимание на ка­чество последнего согласного перед окончанием (твердый он или мягкий), от которого зависит написание гласных в окон­чаниях, и делается вывод о том, когда пишутся окончания-ый, -ая, -ое, -ые, а когда — -ий, -яя, -ее, -ие.

Выполнение упр. 11

Записывая полученные словосочетания, уча­щиеся определяют число, а в единственном числе — род имен прилагательных, обозначают окончания.

Об­ращается внимание на выбор гласных при написании окончаний имени прилагательного мягкий. Надо послушать и опреде­лить качество согласного перед окончанием — и, если слы­шим твердый согласный, пишем окончания -ый, -ая, -ое,-ые, если слышим мягкий согласный, пишем -ий, -яя, -ее,-ие.

¾ Как определить род и число имен прилагательных?

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:упр. 12.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Склонение имен прилагательных

Цель:познакомить учащихся со склонением имен прилагательных и алгоритмом определения падежа имени прилагательного.

Организационный момент

Минутка чистописания

______________________________________________________

• Рассмотрите узор. Какие буквы входят в состав узора? Обве­дите и пропишите узор.

• Отгадайте загадку.

Удивительный вагон!

Посудите сами:

рельсы в воздухе, а он

держит их руками. (Троллейбус)

Этим словом называют многоместную пассажирскую машину с электрической тягой (троллы— контактные про­вода, по которым проходит электрический ток для питания электродвигателя),транспортное средство, идущее безрельсовым путем.

________________________________________

Рассмотрите узор со словом троллейбус. Написание каких букв надо запомнить? Обведите и пропишите узор, проговаривая на­писание слова троллейбус. Устно с этим словом составьте предложение.

Уч..ники встретились на тр..л..ейбусной ост..новке.

• Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Най­дите прилагательное и определите его число и род.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 13

Дети находят все словосочетания с именем прилагательным зеленый, определяют его число и род.

¾ Как определить число и род имен прилагательных?

Затем учащиеся выписывают вы­деленные словосочетания, ставя вопросы к именам прилагательным и выделяя окончания вопросов и имен прилага­тельных. Определив падеж имен существительных и сравнив окончания вопросов и прилагательных, дети делают вывод о том, что имена прилагательные, как и имена существи­тельные, к которым они относятся, изменяются по падежам, т, е. склоняются.

Знакомство с алгоритмом действий по определению падежа имени прилагательного (упр. 15) Дети читают текст упраж­нения и отвечают на вопросы к данному тексту (с. 12).

Несколько учеников (по данному плану)пересказывают текст.

Закрепление изученного материала

Отработка алгоритма действий по определению падежа имени прилагательного (упр. 16). Выполне­ние упражнения сопровождается комментированием и запи­сью на доске. В ходе комментирования учащиеся пользуют­ся правилом, повторяя и выполняя все действия алгоритма(с. 12).

Выполнение упр. 14

После чтения дети определяют тему текста, делят его на части и озаглавливают их. В процессе спи­сывания второй части текста («Виюле..»)дети вставляют пропущенные буквы, определяют род и число имен прила­гательных и подчеркивают имена существительные, от ко­торых они зависят.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:упр. 17.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наши рекомендации