Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»
Вариант 1 Вариант 2
Задание 1. Прочитай. Допиши окончания имен существительных. | |
1. Подъехали к деревн.. . 2. Сидели на диван.. . 3. Отдыхали за город.. . | 1. Сидели на скамейк.. . 2. Растут на полянк.. . 3. Копали лопат.. . |
Задание 2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончания имен существительных. В скобках укажи их падеж. | |
1. Мечтал о с..бак.. ( ). 2. К..рмили каш.. ( ). 3. Ра..казывал о школ.. ( ). | 1. Угостил ябл..к..( ). 2. Г..рдился успех.. ( ). 3. Купил в м..газин..( ). |
Задание 3. Прочитай вопросы. Дополни ответы, изменяя слова в скобках. | |
1. Откуда приехали дети? Из (деревня) _________________. 2. С кем дружил Буратино? С (Мальвина) _________________. 3. К кому шла Красная Шапочка? К (бабушка) _________________. | 1. Где сидели птицы? На (ветка) _________________. 2. Чем гордится чемпион? (Победа) _________________. 3. Откуда упало яблоко? С (яблоня) _________________. |
Задание 4. Дополни предложения подходящими по смыслу словами. Укажи их падеж. | |
1. Подберезовики растут под ___________( ). 2. Медвежонок любит лакомиться сладкой ___________( ). 3. Мы учимся в ___________( ). | 1. В музеях мы любовались _________________ ( ). 2. Под ________________ ( ) дома растут цветы. 3. В городе много высотных _________________ ( ). |
Задание 5. Прочитай. Дополни предложения, изменяя по смыслу слова в скобках. | |
1. Буратино учился писать (чернила) ______________. 2. Яблонька угостила Машу (яблоки) ______________. 3. Ночью мы любовались (звезды)______________. | 1. Осень застелила парк ковром из жёлтых (листья) ______________. 2. В (сказки) ______________ всегда хороший конец. 3. Карлсон ел варенье с (удовольствие) ______________. |
Задание 6.Составь и запиши предложения с данными словами, укажи их падеж и обозначь окончания. | |
1. Березка.____________________ 2. Природа.___________________ 3. Деревня. ___________________ | 1. Огород. ______________________ 2. Поле. ________________________ 3. Ночь. ________________________ |
Русский язык
Тема. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
Цель:познакомить со склонением имен существительных во множественном числе, способом проверки безударных гласных в падежных окончаниях.
Организационный момент
Минутка чистописания
_______________________________________
• Рассмотрите узор. Какая буква и какой элемент входят в состав узора? Пропишите этот узор в воздухе ручкой. Обведите и напишите узор в тетради. Составьте и запишите свой узор с буквой с и элементом ___.
• Отгадайте загадку.
Зелёный луг,
сто скамеечек вокруг,
от ворот до ворот
бойко бегает народ.
На воротах этих —
рыбацкие сети. (Стадион)
Сколько слогов в слове стадион? На какой слог падает ударение? Написание каких букв надо запомнить? Пропишите слово стадион, проговаривая его написание. Устно со словом стадион составьте предложение.
__________________________
• Отгадайте загадку.
Он — победитель в спортивных соревнованиях. (Чемпион)
____________________
• Произнесите это слово. Написание каких букв в слове чемпион надо запомнить? Составьте и запишите узор с этим словом, выделяя буквы, правописание которых надо запомнить.
Сп..ртивныйпраз..ник пройдёт на школьном ст..д..оне.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите число, род, падеж и склонение имён существительных.
С..лат, б..бл..отека, ф..нарь, ..с..альт, в..л..с..пед.
• Прочитайте слова. Чем эти слова объединяются? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 204
Прочитав текст, учащиеся определяют, какое начало пропало у слов. Записывают полные слова в столбик, отмечают, что все они являются именами существительными, и приписывают к ним форму множественного числа.
Учитель объясняет, что для существительного корень форма множественного числа может быть корни и коренья. Форма коренья употребляется для обозначения корней растений, имеющих целебную силу. Далее дети выделяют окончания в именах существительных множественного числа.
Чтение вывода нас. 125
¾ Какие имена существительные служат проверочными при написании безударных гласных в окончаниях?
Учащиеся рассматривают склонение имён существительных в форме множественного числа (упр. 205). В результате наблюдений делается вывод:
1) ударные и безударные окончания имен существительных множественного числа одинаковые;
2) для проверки безударных гласных в окончаниях имен существительных множественного числа могут использоваться слова столы, степи.
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 206
Дети упражняются в проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных множественного числа. Проверочными словами при этом служат слова столы, степи.
Выполнение упр. 207
Употребляя имена существительные множественного числа в нужной падежной форме, ученики проверяют безударные гласные в окончаниях, пользуясь проверочными словами столы, степи.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:упр. 208.
Русский язык
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных множественного числа. Родительный падеж.
Цель:развивать умение проверять безударные гласные в окончаниях имен существительных множественного числа; познакомить с окончаниями имен существительных множественного числа в родительном падеже.
Организационный момент
Минутка чистописания
_________________________________
_________________________________
• Рассмотрите узор. Какие сочетания входят в состав узора? Напишите узор в воздухе глазами.
Выполните упражнение для пальчиков: пальцы обеих рук выпрямите, поочерёдно сильно сгибайте (прижимая подушечку пальца к его основанию) большие, указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы. Упражнение чередуйте со сжиманием пальцев в кулачки и разжиманием их.
Продолжите узор самостоятельно в тетради.
___________________________________
• Прочитайте словосочетание. Назовите орфограммы в этих словах. Запишите словосочетание. Разберите слова по составу.
___________________________________
• Прочитайте. Составьте слово по схеме. Запишите (предлагаются разноуровневые задания) словосочетание; с данным словосочетанием составьте и запишите предложение.
Катя п..лож..лагр..боч..ки на т..релоч..ку.
• Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы там, где это необходимо.