Технологический расчет автотранспортного предприятия

Технологический расчет автотранспортного предприятия

Методическое пособие для курсового проекта

по дисциплине «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автосервиса (автотранспорта)»

для студентов инженерного факультета

специальностей 190603

очной и заочной форм обучения

Составитель В.А. Мальцев

Пермь

ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА

Методическое пособие составлено ст. преподавателем кафедры «Ремонт машин» В.А. Мальцевым.

Утверждено на заседании кафедры «___» _______ 2012 года.

Рекомендовано методической комиссией инженерного факультета ПГСХА.

Рецензент – кандидат технических наук, профессор кафедры «Ремонт машин»

Ю. В. Щербаков

РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

Производственная программа рассчитывается на год и базируется на цикловом методе расчета.

Ресурсный пробег Lр и периодичности ТО-1 и ТО-2 Li для конкретного АТП корректируются с помощью коэффициентов, учитывающих категорию условий эксплуатации К1, модификацию подвижного состава К2 и климатический район К3, (т. 1.4), т.е.

LP = LP(H)K1K2K3; (1.1)

Li = Li(H)K1K3 (1.2)

где L р(Н) - нормативный ресурсный пробег автомобиля, км (т. 1.2);

L i(H) - нормативная периодичность ТО i-гo вида (ТО-1 или ТО-2), км (т. 1.3 или по паспортным данным автомобиля).

Согласно нормативам периодичности ТО должны быть кратны между собой, а ресурсный пробег кратен периодичности ТО. Допускаемое отклонение от нормативов периодичность ТО допускается в пределах ±10%.

Таблица 1 - Нормативы ресурсного пробега и периодичности ТО

Марка автомобиля LР(н) тыс. км L1(н) тыс. км L2(н) тыс. км К1 К2 К3 LР км L1 км L2, км
                   
                   
                   

Определение числа ТО на группу (парк) автомобилей за год.

Теоретический годовой пробег автомобиля:

Lг(т) = Д раб. г l сс (1.3)

Д раб. г и l сс - из задания на проект.

Число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за год:

Д р.г то-тр Lг(т) К2/1000, (1.4)

где Д то-тр - удельная норма простоя автомобиля, дней /1000 км (табл. 1.5).

Число дней в эксплуатации (технически исправном состоянии):

Д э.г = Д раб. г – Д р.г, (1.5)

Коэффициент технической готовности (КТГ):

Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru (1.6)

где Д э.г - число дней нахождения автомобиля за год в технически исправном состоянии; Д р.г - число дней простоя автомобиля в ТО и ТР за год:

Годовой (фактический) пробег автомобиля:

Lг = Д раб. г l сс α т , (1.7)

где Д раб. г - число дней работы предприятия в году;

α т - коэффициент технической готовности за год.

Годовое число ЕОс (ΣNео с.г), ЕОт (ΣNeo т.г), ТО-1 (ΣN1 г), ТО-2 (ΣN2 г) на группу (парк) автомобилей Аи составит:

ΣNЕО с.г = АиLг/ lсс = Аи Драб.г αт; (1.8)

ΣNЕО т.г = Σ(Nl г + N2 г) l,6; (1.9)

SN= Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru SN ; (1.10)

SN2г = Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru (1.11)

где 1,6 – коэффициент, учитывающий выполнение NЕО т при ТР.

РАСЧЕТ ГОДОВОГО ОБЪЕМА РАБОТ И ЧИСЛЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ

Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава проектируемого АТП устанавливают нормативные трудоемкости ТО и ТР, а затем их корректируют с учетом конкретных условий эксплуатации.

Таблица 4 — Трудоемкости ЕО, ТО и ТР

Подвижной состав     Вид техничес-кого воздей-ствия     Нормативные трудоемкости ЕО, ТО, чел-ч и ТР, чел.ч/ 1000км   Коэффициенты корректирования Расчетные (скорректиро-ванные) трудоемкости ЕО, ТО, чел-ч и ТР, чел. ч/1000 км
К1 К2 К3 К4 К5
    ЕОс              
               
               
    ЕОт              
               
               
    ТО-1              
               
               
    ТО-2              
               
               
    ТР              
               
               

Годовой объем работ по ТО и ТР

Объем работ по ЕОс, ЕОт, ТО-1, и ТО-2 (ТЕОс.г, ТЕОт.г, Т1г и Т) за год определяется произведением числа ТО на рачетное (скорректированное) значение трудоемкости данного вида ТО:

Т ЕОс.г = SNЕOсг t ЕОс ; (2.5)

ТЕОт.г = SNЕOt tEОт; (2.6)

T=SNt1; (2.7)

T=SNt2, (2.8)

где SNЕО c, SNЕО t г, SN1 г, SN2 г - соответственно, годовое число ЕО с, ЕОт, ТО-1 и ТО-2 на весь парк (группу) автомобилей одной модели;

где t ЕО с, t ЕО т, t1, t2 - расчетная (скорректированная) трудоемкость, соответственно, тех же воздействий, чел · ч.

Годовой объем работ ТР, в чел · ч:

TТР г=LгAиtтр/l000, (2.9)

где Lг - годовой пробег автомобиля, км;

А и - списочное число автомобилей;

tтр- удельная расчетная (скорректированная) трудоемкость ТР, чел · ч на 1000 км пробега.

Таблица 5 - Годовые объемы работ ЕО, ТО и ТР

Марка автомобиля ТЕО с.г., чел. ч ТЕО т.г., чел. ч Т1.г., чел. ч Т2., чел. ч ТТР..г., чел. ч
           
           
           
Итого по видам работ          
Всего  

Распределение объема ТО и ТР по производственным зонам и участкам

Объем ТО и ТР распределяется по месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках.

Работы по ЕО и ТО-1 рекомендуется выполнять в самостоятельных зонах. Постовые работы по ТО-2 и ТР обычно производятся в общей зоне. В ряде случаев ТО-2 выполняется на постах линии ТО-1, но в другую смену.

Работы по диагностированию Д-1 проводятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно выполняется на отдельных постах.

Для формирования объемов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объемов работ ТО-1, ТО-2 и ТР по их видам в процентах (табл. 1.7), а затем в человеко-часах.

После предварительного расчета объемов рабочие зоны, производственные участки и, соответственно, производственные рабочие объединяются по технологически близким признакам.

Годовой объем вспомогательных работ

Объем вспомогательных работ составляет при числе штатных производственных рабочих до 50 человек - 30%, от 100 до 125 - 25% и свыше 260 -20% от общего объема работ по ТО и ТР подвижного состава.

Если часть этих работ выполняется на соответствующих производственных участках ТО, их включают в программу этого участка.

На крупных предприятиях эти работы выполняют рабочие самостоятельного подразделения - отдела главного механика.

Расчет численности производственных рабочих

Технологически необходимое число рабочих:

Рт = Тгт, чел, (2.10)

где Тг - годовой объем работ по зонам ТО, ТР или участку, чел • ч;

Фт - годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого рабочего при 1-сменной работе, ч.

Для профессий с нормальными условиями труда установлена 40-часовая неделя, а для вредных условий - 35-часовая.

Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего (в часах) для 5-дневной рабочей недели:

Фт = 8 (Дк.гвп), ч (2.11)

где 8 - продолжительность смены, ч;

Д к.г - число календарных дней в году;

Дв - число выходных дней в году;

Дп - число праздничных дней в году.

Штатное число рабочих:

Рш = ТГш, чел (2.12)

где Ф ш - годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего, ч.

Фш = Фт–8(Дот + Ду.п), чел (2.13)

где Д от- число дней отпуска для данной профессии рабочего;

Д у.п -число дней невыхода на работу по уважительным причинам.

Согласно ОНТП годовой фонд времени технологически необходимого рабочего Ф т = 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1830 ч для производств с вредными условиями, а годовой (эффективный) фонд времени "штатного" рабочего Фш=1820 ч для производств с нормальными условиями труда и 1610 ч для производств с вредными условиями труда.

Также годовые фонды времени могут быть определены по [1,5].

По табл.1.7 рассчитываются объемы для соответствующих видов работ (в процентном отношении от видов ТО и ТР), распределяются по производственным зонам и участкам, количество работников в подразделениях и по сменам согласно технологическому процессу. Результаты заносятся в табл. 6.

Таблица 6 - Численность производственных рабочих:

Виды технических воздействий и работ   % Tiг, чел. ч Рт, чел. Рш, чел
рacчёт-ное при-нятое в т.ч. по сменам расчет- ное при- нятое
1-я 2-я 3-я
ЕОс: участок ...                    
ЕОт:                  
ТО-1: зона ТО-ТР участок….. .                  
ТО-2: зона ТО-ТР участок…..                  
ТР: зона ТО ТР участок 1….. участок 2                  
Всего                  

РАСЧЕТ ПОСТОВ

Число постов зависит от вида, программы и трудоемкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон.

Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей

В целях обеспечения качества выполнения профилактических работ ТО суммарная трудоемкость операций сопутствующего ТР не должна превышать 15-20% трудоемкости соответствующего вида ТО при выполнении работ на поточных линиях и 30%-при выполнении работ на отдельных постах.

Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, рекомендована Положением и составляет 12-15 для ТО-1 и 5-6 для ТО-2 технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 проводятся на отдельных специализированных и универсальных постах. В этом случае расчет числа постов выполняется как для ТР.

На небольших АТП со списочным составом до 150 технологически совместимых автомобилей и при смешанном парке все виды диагностирования рекомендуется проводить на отдельном участке диагностирования, оснащенном комбинированным диагностическим стендом или совместно с ТО и ТР переносными приборами.

Для средних АТП с числом 150-200 и более автомобилей целесообразно посты Д-1 и Д-2 иметь раздельными.

Для крупногабаритного подвижного состава, при реконструкции АТП и ограниченных производственных площадях, а также при организации ТО-1 на поточных линиях Д-1 рекомендуется проводить совместно с ТО-1.

Для крупных АТП с числом автомобилей более 400 и при наличии автоматизированных диагностических средств Д-1 и Д-2 проводятся на отдельных специализированных участках. При этом помимо постов Д-1 и Д-2 необходимо иметь посты и средства диагностирования в зоне ТР (стенды для контроля и регулировки тормозов и углов установки управляемых колес).

Специализация постов ТР производится на основе принципа технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти) и при загрузке поста не менее чем на 80% сменного времени.

Режим работы зон ТО и ТР

Режим работы зоны должен быть согласован с графиком выпуска и возврата автомобилей с линии. Если автомобили работают на линии 1; 1,5 или 2 рабочие смены, то ЕО и ТО-1 выполняют в оставшееся время суток (межсменное время).

При равномерном выпуске автомобилей продолжительность межсменного времени:

ТМС=24–(Тн + Тоб –ТВЫП), ч (3.1)

где Тн, Тоб, Твып- соответственно, продолжительность автомобилей на линии в наряде, обеденного перерыва водителя и выпуска автомобилей на линию.

ТО-2 выполняют преимущественно в одну или две смены.

Участок диагностирования Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1. Диагностирование Д-1 после ТО-2 проводят в дневное время. Участок диагностирования Д-2 работает в одну или две смены.

Суточный режим зоны ТР составляет одну, две, а иногда и три рабочие смены, из которых в одну (обычно дневную) смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены выполняются постовые работы по ТР автомобилей, выявленные при ТО, диагностировании или по заявке водителя и все работы по проведению ТО-1.

Расчет числа отдельных постов ТО поточных линий

Посты рассчитываются для каждой группы технологически совместимого подвижного состава. Исходными величинами для расчета числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста.

Ритм производства R, определяется:

Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru (3.2)

где Тсм - продолжительность смены, ч (т. 1.6);

С - число смен (т. 1.6);

Nic - суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО и диагностирования;

j - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТО (т. 1.9).

Такт поста τi определяется:

Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru мин, (3.3)

где ti - трудоемкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел-ч;

Рп - число рабочих, одновременно работающих на посту (1.10);

tn - время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин.

Время tn в зависимости от габаритных размеров автомобиля принимают равными 1-3 мин.

Число рабочих на посту устанавливают в соответствии с рекомендациями.

Число постов обслуживания Пто определяется из отношения общего времени простоя всех автомобилей под обслуживанием (τiNiсj ) к фонду времени одного поста (60 Тсм С ):

Пто = tNiсj/(60ТсмС) = ti/Ri (3.4)

Число постов ТО-2 (П2) определяется с учетом коэффициента использования рабочего времени поста η2 равного 0,85-0,90, т.е.

П2=t2/(R2h2) (3.5)

Число специализированных постов диагностирования Д-1 или Д-2 Пдi рассчитывается так же, как и число постов ТО-2. Число рабочих на посту Рп принимается равным 1 или 2, а коэффициент использования рабочего времени диагностического поста hд равен 0,6-0,75.

Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru При известном годовом объеме диагностических работ число постов диагностики:

ПДi= Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru (3.6)

где: Tдi - объем диагностических работ, чел-ч;

Драб. г.- число рабочих дней зоны диагностирования в году;

Тсм- продолжительность смены, ч;

С - число смен;

Рп – число рабочих на посту.

Расчет числа постов ТР

Для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ ТР. Для учета колебаний при расчете постов ТР вводится коэффициент неравномерности поступления автомобилей φ на посты (табл. 1.9).

Другой особенностью расчета постов ТР является меньшее число одновременно работающих на постах ТР по сравнению с постами ТО – 1…2,5 чел. (табл. 1.10).

Потери рабочего времени учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста ηп который при наилучшей организации труда принимается равным 0,85- 0,90, в средних условиях - 0,80 - 0,85 и в худших условиях организации технологического процесса и снабжения постов 0,75- 0,80.

Число постов ТР:

ПТР= Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru (3.7)

где Т(п)ТР.Г - годовой объем работ, выполняемых на постах ТР, чел-ч;

φ – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления подвижного состава на посты (т. 1.9);

Рп - число рабочих на посту;

Д раб.г - число рабочих дней в году для постов ТР (по выбору проектировщика или т. 1.6).

При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производят для наиболее загруженной смены. В этом случае число постов ТР:

Птр= Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru (3.8)

где Ктр -коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемых на постах ТР в наиболее загруженную смену (50-60 % объема работ), т.е. Ктр=0,5-0,6.

При числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР более пяти их специализируют по видам выполняемых работ (т. 1.12).

В случае недостаточной суточной программы проведения ТО для организации поточных линий, число постов ТОi следует рассчитывать как для постов ТР.

Расчет числа постов ожидания

Посты ожидания могут предусматриваться раздельно или вместе для каждого вида обслуживания и размещаться как в производственных помещениях, так и на открытых площадках. При наличии закрытых стоянок посты ожидания в помещениях постов ТО и ТР не предусматриваются.

Число постов ожидания перед ТО и ТР принимается: для поточных линий ТО - по одному для каждой линии; для индивидуальных постов ТО, Д-1, Д-2, и ТР-20% числа соответствующих постов.

Расчет постов ЕОсс

Расчет постов обслуживания производится не через такт и ритм производства, а укрупнено, базируется на нормативах ОНТП и применяется как проверочный.

Число механизированных постов ЕОс для мойки (включая сушку и обтирку) подвижного состава

ПмЕО.с=0,7 NЕО.с.с/ ( TвозNу), (3.9)

где 0,70 - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава с линии;

NЕО.с.с-суточная производственная программа ЕОс;

Твоз - время "пикового" возврата подвижного состава в течение суток, ч (т. 1.11);

Ny - производительность механизированной установки, авт/ч (по выбору проектировщика).

Устранение мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные работы, входящие в объем работ ЕОс могут выполняться на соответствующих общих разборочно-сборочных постах ТР, постах Д-1 и ТО-1 во 2-ю или 3-ю смены в зависимости от режима работы этих постов. В этом случае отдельные самостоятельные посты по устранению мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные могут не предусматриваться.

Поточный метод ТО и диагностирования согласно ОНТП рекомендуется при следующих условиях:

для ТО-1 и Д-1 одиночных автомобилей при расчетном числе рабочих постов три и более, а автопоездов - два и более;

для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетном числе рабочих постов четыре и более, а автопоездов - три и более.

Таблица 7 - Количество постов ЕО, ТО, ТР и ожидания

Подвижной состав Tiг, чел·ч Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru j Драб.г, дн. Тсм, ч С, смен Рср, чел hn Пi
состав                               расчет-ное принятое
                   
                   
                   

РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ПОМЕЩЕНИЙ

Расчет площадей зон ТО и ТР

Взависимости от стадии выполнения проекта площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами:

- по удельным площадям - на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах ;

- графическим построением на стадии разработки планировочного решения зон.

Площадь зоны ТО и ТР:

Fз=fаПзКп (5.1)

где fа-площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;

П3 -число постов зоны ТО и (или) ТР;

Кп -коэффициент плотности расстановки постов.

При одностороннем расположении постов Кп= 6-7. При двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания Кп = 4-5.

Таблица 8 - Площадь зон ЕО, ТО, ТР и ожидания

Наименование зон fа, м2 П3i Кп FЗi, м2
         
         
         

Расчет площадей производственных участков

Площадь участка при подобранном технологическом оборудовании:

Fy = foб Кп , (5.2)

где fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;

Кп -коэффициент плотности расстановки оборудования.

На основе ведомости оборудования участка и каталогов определяется его суммарная площадь fоб по участку.

Если в помещениях предусматриваются рабочие посты с установкой на них автомобилей (кузовной, сварочный, окрасочный участки), то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами в соответствии с нормативами.

Значение коэффициента Кп для соответствующих производственных участков принимается согласно ОНТП и изменяется в пределах 3,5-5,0 [5].

В отдельных случаях для приближенных расчетов на стадии технико-экономического обоснования на проектирование (если не подобрано оборудование) площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену:

Fy = f1+f2(Pт–l), (5.3)

где f1 - площадь на одного работающего, м2;

f2 -то же на каждого последующего работающего, м2 ;

Рт - число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.

Таблица 9 - Площадь производственных участков

Участки Рт f12 f22 Fy2
         
         
         
         

Расчет площадей складских помещений

Площади складских помещений могут быть определены: по удельной площади на 10 единиц подвижного состава или по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов и по коэффициенту плотности расстановки оборудования

Fск = 0,1 Аи fy K1(с) K2(с) K3(с)K4(с)K5(с), (5.4)

где Аи - число технологически совместимого подвижного состава;

fy -удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава (т. 1.14);

К1(с)-коэффициент, учитывающий среднесуточный пробег подвижного состава;

K2(с) -зависит от списочного числа технологически совместимого подвижного состава;

К3 (с) - зависит от типа подвижного состава;

К4(с) - зависит от высоты складирования в метрах;

K5(с) - зависит от категории условий эксплуатации (т. 1.15).

Расчет площадей складов по хранимому запасу определяется по выражению

Fск = foб Кп , (5.5)

где fоб- суммарная габаритная площадь занимаемая хранимым оборудованием, м2;

Кп = 2,5 -коэффициент плотности расстановки оборудования.

Запас склада смазочных материалов определяется по каждому типу автомобиля и по каждой марке масла. Запас смазочных материалов:

Зм = 0,01 GсутqмДз, (5.6)

где Gcyт - суточный расход топлива, л;

qм - норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива (т. 1.16);

Дз - число дней запаса.

Суточный расход топлива автомобилей:

Gcут =Gл + Gт, (5.7)

где Gл, Gт - соответственно, расход топлива на линии и внутригаражные расходы.

Суточный расход Gтнормируют в размере 0,5% расхода топлива на линии. Объем отработавших масел принимается в размере 15% расхода свежих масел. Дз принимается равным 15.

Определив запасы для каждого вида смазочных материалов, подбирают цистерны и баки для свежих и отработавших масел и определяют площадь, занимаемую этим оборудованием и площадь склада.

Запас (число) покрышек или камер на складе шин:

Зши aт 1сс Хк Дз / Lп, (5.8)

где Xк - число колес автомобиля без запасного ;

Lп - средний пробег покрышки по фактическим или нормативным данным, км;

Дз - число дней запаса рекомендовано принимаеть равным 10.

Длина стеллажей для хранения покрышек:

Lст = 3ш / П , (5.9)

где П = 6-10 - число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухъярусном хранении.

Ширина стеллажа bст определяется размером покрышки.

Площадь, занимаемая стеллажами:

fоб = 1ст bст (5.10)

Площадь склада:

Fск = foбKп (5.11)

Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывают отдельно.

Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов (в кг):

Gi= Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru (5.12)

где Аи - списочное числооднотипных автомобилей;

Gа - масса автомобиля, кг,

α - средний процент расхода запасных частей металлов и других материалов от массы автомобиля на 10 тыс. км пробега (т. 1.17);

Дз - дни запаса (для запасных частей 20 дней, агрегатов и материалов 10 дней).

Запас агрегатов:

Gаг = КагqагАи/100, (5.13)

где Каг - число агрегатов на 100 автомобилей одной модели по нормативам ;

qаг- масса агрегата, кг.

Площадь пола, занимаемая стеллажами для хранения запасных частей, агрегатов, материалов и металлов:

Fаг =Gi/g, (5.14)

где Gi- масса объектов хранения, кг;

g- допустимая нагрузка на 1 м2 занимаемой стеллажом площади, для запасных частей 600 кг/м2; агрегатов - 500 кг/м2, металла - 600-700 кг/м2.

Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru Расчет площадей вспомогательных и технических помещений

Площади вспомогательных и технических помещений принимаются соответственно, в размере 3% и 5-6% (5 для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6% для легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади и в таблице 16 приведена примерная структура и распределение этих площадей в процентах.

Уточняются площади в каждом отдельном случае по соответствующим нормативам в зависимости от устанавливаемого оборудования и принятой системы электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения.

Таблица 10 – Распределение площадей вспомогательных и технических помещений.

Наименование помещений % Площадь, м2 Наименование помещений % Площадь, м2
Вспомогательные помещения Трансформаторная  
Участок ОГМ   Тепловой пункт  
Компрессорная   Электрощитовая  
Итого   Насосная пожаротушения  
Технические помещения Отдел управления производством  
Насосная участка мойки подвижного состава   Комната мастеров  
Итого  

Таблица 11 – Общая производственно-складская площадь

Наименование помещений % Площадь, м2
Зоны ЕО, ТО и ТР (с учетом площади постов ожидания)    
Производственные участки    
Склады    
Вспомогательные помещения    
Технические помещения    
Итого    

Расчет площади стоянки автомобилей

При укрупненных расчетах площадь зоны хранения подвижного состава:

Fх= fо Аст Кп (5.15)

где fо - площадь занимаемая автомобилем в плане, м2;

Аст - число автомобиле -мест хранения;

Кп = 2,5-3,0 - коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.

Технологический расчет автотранспортного предприятия - student2.ru В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями либо обезличены.

Число автомобиле-мест хранения при закреплении их за автомобилями соответствует списочному составу парка, т.е. Ас = Аи.

При обезличенном хранении автомобилей число автомобиле-мест:

Асти - Хтр- Хто - Хп - Акр - Ал , (5.16)

где Хтр - число постов ТР;

Хто - число постов ТО;

Хп - число постов ожидания (подпора);

Акр - число автомобилей, находящихся в КР;

Ал - среднее число автомобилей, постоянно отсутствующих на предприятии.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УЧАСТКИ

Всоответствии с ОНТПдля выполнения отдельных видов работ ТР с учетом их противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ (или отдельных видов работ, входящих в группу):

а) агрегатных, слесарно-механических, электротехнических и радиоремонтных работ, работ по ремонту инструмента, ремонту и изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря ;

б) испытания двигателей ;

в) ремонта приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей ;

г) ремонта и обслуживания аккумуляторных батарей ;

д) шиномонтажных и вулканизационных работ;

е) таксометровых работ;

ж) кузнечно-рессорных, медницких, сварочных, жестяницких и арматурных работ;

з) деревообрабатывающих и обойных работ ;

и) окрасочных работ.

Расстановка оборудования на участках должна выполняться с учетом необходимых условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормативных расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами зданий (т. 1.20).

Агрегатный, слесарно-механический, электротехнический и радиоремонтный участки могут размещаться отдельно или в общем помещении, в ряде случаев в составе агрегатного участка выделяется помещение для мойки агрегатов, узлов и деталей. На крупных АТП при организации отдельного участка по ремонту двигателей в нем выделяется отдельное помещение для обкатки и проверки двигателей после ремонта. Данная группа участков может иметь стены или перегородки не на всю высоту помещения и благодаря этому сообщаться между собой и постами ТР с помощью тельферов или кран-балок.

Участки по ремонту приборов системы питания размещаются отдельно для средних и больших АТП или вместе для малых АТП.

Аккумуляторный участок размещается отдельно и включает помещения для ремонта аккумуляторов, их заряда, хранения кислоты и приготовления электролита.

Шиномонтажный и вулканизационный участки могут размещаться в общем или отдельных помещениях.

Кузнечно-рессорный, медницкий, сварочный, жестяницкий и арматурный участки относятся к группе "горячих цехов" и могут размещаться отдельно или в общем блоке помещений, располагаемых в основном производственном корпусе или вспомогательном (специальном) здании.

Окрасочный участок размещается в изолированном помещении независимо от типа подвижного состава и размеров АТП. В составе окрасочного участка следует предусматривать помещения для подготовительных работ, окраски и сушки, кладовой лакокрасочных материалов и краскоприготовительной.

Складские помещения предусматриваются для хранения:

- двигателей, агрегатов, узлов, непожароопасных материалов, металлов, инструмента, ценного утиля;

- автомобильных шин (камер и покрышек);

- смазочных материалов;

- лакокрасочных материалов;

- твердых сгораемых мат

Наши рекомендации