Расчет эксплуатационных тепло-притоков и определение продолжитель-
НОСТИ РАБОТЫ ХОЛОДИЛЬНО-ОТОПИТЕЛЬ-НОГО ОБОРУДОВАНИЯ РПС ИЛИ РК ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЗАДАННОГО ГРУЗА
Расчет теплопритоков, поступающих в грузовое
Помещение вагона или РК
Существуют четыре основных режима перевозки СПГ :
перевозка низкотемпературных грузов с охлаждением в летний период года ( 1 режим ) ;
перевозка в летний период плодоовощей с охлаждением их в пути следования ( 2 режим ) ;
перевозка предварительно охлажденных грузов ( 3 режим ) ;
перевозка грузов с отоплением в зимний период ( 4 режим ) .
Тепловой расчет рефрижераторных вагонов , работающих в режиме охлаждения , выполняют для наиболее тяжелых условий перевозки - 1 и 2 режимов .
Общее количество тепла ( Q тп ), которое должно отво-диться холодильными установками вагона или РК , перевозящего низкотемпературные , мороженые и охлажденные грузы не выделяющие тепла дыхания, может быть определено по формуле ( 3.1. )
Q тп = Q1 + Q2 + Q3 , Вт (3.1.)
где Q1 - теплоприток , поступающий в грузовое помещение вагона (РК) через ограждение ( стены, крышу, пол) кузова путем теплопередачи , Вт ;
Q1 = КЭ * F ( tн - tв ) , Вт ( 3.2. ) ,
где : КЭ - средневзвешенный по поверхности коэффициент теплопередачи кузова вагона (РК) в реальных условиях эксплуатации с учетом увеличения его из-за старения и увлажнения теплоизоляционного материала , Вт/(м2 . град) ;
F - расчетная теплопередающая поверхность ограждений кузова , м2 [ 3 ] .
tн , tв- соответственно средняя наружная и внутренняя температуры. Средняя наружная определяется как полусумма наружных температур в пунктах погрузки и выгрузки [3], а средняя внутренняя, как полусумма верхней и нижней температур режима перевозки [ 1,2,3 ] ;
Q2- дополнительный теплоприток от воздействия солнечной радиации и при оттайке снеговой “шубы” с воздухоохладителя;
Q2 = 0,10 ÷ 0,15 * Q1 ,Вт
Q3 - теплоприток , поступающий в вагон с наружным воздухом вследствие инфильтрации его через неплотности кузова; Vво * r ( iн - iв )
Q3 = ________________________________ , Вт (3.3.)
3,6
Vво = Vгр * Кво , м3/ч (3.4.)
где : Vво - воздухообмен через неплотности кузова , м3/ч ;
Vгр - объем грузового помещения вагона , м3 [ 7 ] ;
Кво -коэффициент воздухообмена, ч -1 , принимается
равным от 0,3 до 1,0 в зависимости от типа РПС
и срока эксплуатации ;
r - плотность воздуха при температуре tн , кг/м3[3];
iн и iв - энтальпия воздуха снаружи и внутри вагона,
кДж/кг.
Её определяют по диаграмме i - d в зависимости от температуры и влажности воздуха [4 ] ;
При перевозке неохлажденных плодоовощей различают два этапа: 1-й - охлаждение груза и тары до температуры перевозки; 2-й – перевозка охлажденного груза ( рис. 3.2.).
В этом случае теплопритоки рассчитываются отдельно для каждого этапа. На 1-м этапе :
QтпI = Q1 + Q2 + Q3 + Q5 + Q6 + Q7 , Вт (3.5.)
Первые три слагаемых рассчитываются таким же образом, как и при первом режиме , но при средней температуре в вагоне за период сбива температуры груза и наружной температуре в пункте погрузки.
Q5 - теплоприток от вентилирования грузов ( замены воздуха грузового помещения наружным), Вт. Учитывается только при перевозке грузов с вентилированием [ 1,2 или 3) ] .
nкр * Vгр * r (iн - iв)
Q5 = ____________________________ , Вт (3.6.)
3,6
где nкр - кратность вентилирования грузового помещения , объемов в час .В расчет принимается равной 0,4 ч-1.
Q6 - тепло, отнимаемое от перевозимых грузов и тары, в которую они упакованы , при охлаждении во время перевозки ;
( cг * Gг + ст * Gт ) ( tгн - tгк )
Q6 = __________________________________________________ , Вт ( 3.7. )
3,6 * tохл
где cг и ст - соответственно теплоемкость груза и тары ,
кДж/(кг . град.) ;
Для плодоовощей : cг = 3,6 кДж/( кг. град. );
cт = 2,7 кДж/(кг. град.)
Gг и Gт - соответственно масса груза и тары в вагоне, кг.
Принимается из 2-го раздела по расчёту технической нормы загрузки заданного типа РПС заданным грузом ;
tгн и tгк - начальная и конечная температура груза ;
tохл - продолжительность охлаждения плодоовощей, ч . Ориентировочно может приниматься равной для 5-вагонных секций БМЗ типа РС-4 и РС-5 , а также секций ZВ-5 выпуска после 1976 г. – 50 , 30 и 10 ч при начальной температуре груза, соответственно 30 , 20 и 10ОС , для АРВЭ и рефконтейнеров - в полтора раза меньше.
Q7 - биологическое тепло, выделяемое плодоовощами при перевозке;
Q7 = qб * Gг , Вт ( 3.8. ) ,
где qб = qо еаt , Вт/кг
qб - удельный тепловой поток дыхания при данной темпе- ратуре t, Вт/кг;
qо - то же при 0оС ;
а - температурный коэффициент, зависящий от вида
продукта , 1/0С
Значения qо иаприведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Величинаq0 и а для плодов и овощей
Вид продукта | q0, Вт/кг | а, 1/°С | Вид продукта | q0, Вт/кг | а, 1/°С |
Апельсины | 0,011 | 0,073 | Дыни | 0,031 | 0,125 |
Виноград | 0,014 | 0,128 | Яблоки | 0,012 | 0,093 |
Груши | 0,016 | 0,060 | Капуста | 0,014 | 0,078 |
Лимоны | 0,011 | 0,072 | Огурцы | 0,020 | 0,119 |
Персики | 0,024 | 0,114 | Помидоры красные | 0,011 | 0,114 |
Сливы | 0,019 | 0,115 | Помидоры зеленые | 0,006 | 0,153 |
При расчете qбвеличину t на режиме охлаждения плодоовощей следует принимать равной средней температуре груза между начальной и конечной , а на период перевозки охлажденного груза t = tгрк .
На втором этапе определяются те же теплопритоки , что и на первом, кроме Q6 , но при других температурах внутри и снаружи вагона.