Лекция № 4. Распределительная логистика

1. Понятие и место распределительной логистики. Задачи распределительной

логистики.

2. Логистические каналы и логистические цепи в распределительной логистике.

3. Решение задач распределительной логистики.

1. Понятие и место распределительной логистики.

Задачи распределительной логистики

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками,

поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить

что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

- распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

- распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;

- распределяются материальные запасы между различными участками

производства;

- распределяются материальные потоки в процессе продажи и т.д.;

- доведение товаров до потребителей.

Для того чтобы очертить границы распределительной логистики [2], рассмотрим

схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три

стадии (рис. 2).

Распределительная логистика представляет собой ту часть логистики, которая

интерпретирована в сферу распределения, иначе ее называют маркетинговой

логистикой. Это словосочетание очень точно отражает особенности логистики на

послепроизводственном этапе в современных условиях - этапе, на котором товары

находятся в сфере внимания маркетинга - это звено:

Т' – Д'

Маркетинг и логистика не просто дополняют друг друга, а тесно взаимосвязаны и

взаимозависимы.

Отличие заключается в том, что данный участок для маркетинга является

приобретенным, в то время, как для логистики распределение рассматривается

как составная часть более общего процесса - управления сквозным материальным

потоком.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со

сбытом товаров, исторически в более ранний период, чем логистика.

Логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и

поставщика в мобильную, согласованную систему с единой техникой и

технологией.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, то есть отвечает на

вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества.

Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к

потребителю. Кроме того, логистическая интеграция позволяет выполнить

последнее, шестое, условие, то есть обеспечить поставку требуемого товара с

минимальными затратами, так как себестоимость проходящего по цепи товара

будет низкой только в том случае, если эта цепь логистически организована.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения: «При

эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен

планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически

построенной общей системы». Однако методы технико-технологической интеграции

всех участников процесса товародвижения является основным предметом изучения

не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие

на покупателя и т.д. логистика в первую очередь нацелена на создание технико-

технологически сопряженных систем проведения материалов по

товаропроизводственным цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на

стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация

процесса физического продвижения продукта к потребителю.

Процессы распределения можно рассматривать с позиции микро- и макрологистики.

Макрологистика является важнейшей составной частью макрологистической

проблематики. На данном уровне требуется решить множество задач. Однако

важнейшими из них являются две:

- определение оптимального количества распределительных центров и их

размещение на обслуживаемой территории;

- формирование рациональных логистических цепей с целого производственного

управления потоковыми процессами.

Предназначение микрологистики в сфере распределения состоит в обеспечении на

локальном уровне планирования, организации, управления и контроля процессом

перемещения готовой продукции, информации (финансовых потоков - денежной

наличности и т. д.).

Логистика на данном уровне означает применение наиболее эффективных способов

работы по физическому перемещению, основанных на достоверной, полной и

актуальной информации, отражающей требования заказчиков.

На микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

- планирование процесса реализации;

- организация получения и обработки заказа;

- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация

выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

- организация отгрузки продукции;

- организация доставки и контроль за транспортированием;

- организация послереализационного обслуживания.

2. Логистические каналы и логистические цепи в распределительной логистике

Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных

посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного

производителя до его потребителей [2].

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор

конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика

к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую

цепь (рис. 3). Например, принятие принципиального решения о реализации

продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной

работы с потребителем, является выбором канала распределения, Выбор же

конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика

и так далее – это выбор логистической цепи. Логистическая цепь – это линейно

упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих

логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной

логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются

связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида

макрологистической системы.

а) Поставщик материального потока

б)

Условные обозначения:

Т1 • • • Тn - множество

транспортно-экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке

товаров;

Д1 • • • Дm - множество дистрибьюторов.

Рис. 4. Преобразование логистического канала в логическую цепь:

а) логистический канал; б) логистическая цепь.

В распределительной логистике выбор каналов и цепей продвижения материального

потока является сложным управленческим решением, которое самым

непосредственным образом влияет на все другие решения, связанные с

управлением потоковыми процессами.

На практике в большинстве случаев логистические каналы и цепи формируются не

на основе прямых хозяйственных связей, хотя такая цель всегда является

желанной, а с участием торговых посредников, использование которых может быть

не менее выгодным как для продуцентов, так и для потребителей. В этом случае

им приходится контактировать с ограниченным числом деловых партнеров. Еще

одним преимуществом является обеспечение широкой доступности товарного потока

на пути его движения до обусловленного рынка (рис. 5).

Рис. 5. Варианты выбора логистических каналов.

Однако при формировании логистических каналов необходимо помнить, что

привлечение посредников (не только торговых, но и транспортных), как правило,

удлиняет логистические цепи.

Необходимость привлечения посредников при формировании логистических каналов

и цепей обуславливается причинами:

1. Необходимость иметь в наличии определенных финансовых, материальных,

квалификационных и др. ресурсов (чем выше требования к эффективности

управления, тем больше средств и ресурсов может понадобиться).

2. Наличие знаний в области конъюнктуры рынка по структуре товарных

потоков, методам реализации и способам распределения.

Логистическая цепь, в сущности, представляет собой путь движения товарного

потока, проходящего нередко через многие юридически независимые структуры. На

этом пути товарный поток не только трансформируется, но по отношению к нему

может неоднократно меняться также право собственности.

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом

повышения эффективности логистических процессов.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также

оптимизации всего логистического процесса на макроуровне является наличие на

рынке большого количества посредников. В частности, оптимизация канала

распределения, а затем и логической цепи, возможна лишь при наличии на

товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию опта.

В работе [1] приведены данные по численности оптовых предприятий на 1000 чел.

населения в некоторых странах (табл. 4).

Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна.

Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать формирование

и реализацию хозяйственных связей, информационные сети - делать возможным

быстрый обмен информацией, финансовая система - обеспечивать быстрое

прохождение финансовых средств.

Решение перечисленных задач является функцией государства, которое должно

создать условия, способствующие развитию и оптимизации систем распределения

материальных потоков.

Таблица 4

Различия в обеспеченности оптовыми предприятиями.

Государство Число оптовых предприятий на 1000 чел. населения

Япония 3,4

США 1,9

Страны СНГ 0,05

В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется

целенаправленная работа по формированию инфраструктуры товарного рынка, под

которой понимается система организаций, обеспечивающих взаимосвязи между

структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению

товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному

функционированию сферы потребления. При этом особое внимание уделяется

формированию следующих подсистем:

- торговых посредников и складского хозяйства;

- информационного обеспечения;

- тароупаковочной индустрии;

- транспортного обеспечения;

- финансово-кредитной;

- нормативно-правового обеспечения.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения -

транзитной или складской, прямой или эшелонированной. При выборе

логистической цепи - выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика,

страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться

различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и другие.

Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых

управление материальными потоками осуществляется через посреднические

структуры, целесообразно в ситуациях когда:

- товарный рынок раздроблен до такой степени, что мощности материальных

потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой сбыт.

В этом случае оптовые посредники, работающие с широким ассортиментом

материальных потоков от разных производителей в один комплексный материальный

поток:

- посреднические структуры располагают потенциальными возможностями по более

качественному удовлетворению требований потребителей по вопросам закупочной

(заготовительной) логистики - организации закупок, быстрой доставки,

организации некоторых форм послепродажного и предпродажного обслуживания;

- товарные запасы посреднических звеньев в логистических каналах и цепях

оказываются ближе к потребителю, чем запасы продуцента материальных

(товарных) потоков;

- разница между стоимостью выпускаемой изготовителем продукции и ценой

продажи слишком мала, чтобы содержать собственные структуры, обеспечивают

сбыт (складские, транспортные), и создать логистическую систему с прямыми

связями;

- логистические услуги посреднических звеньев помогают потребителям в большей

степени сократить расходы на материально-техническое обеспечение, а также

объемы обрабатываемой учетной документации;

- потребителю более удобно регулировать споры и недоразумения с посредником,

который им дорожит, чем с производителем, у которого потенциальных

потребителей может быть значительно больше.

Ценность посреднических звеньев в логистических каналах и цепях во многом

зависит от того, как к конкретному посреднику относятся потребители, в

состоянии ли посредник наладить логистическое обслуживание таким образом,

чтобы потребителям продукции было удобно обращаться именно к нему.

Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно, когда:

- формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах

грузовых партий);

- в логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, которые

отвечают всем ее транспортно-перемещающим требованиям (нормам);

- параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают

затраты на его продвижение;

- число пунктов назначения (заказчиков) велико и они поглощают все

материальные потоки, генерируемые производителем;

- товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование;

продукция, изготовленная по индивидуальным заказам; продукция, требующая от

производителя монтажных, наладочных работ и т. д.);

- материальный поток не требует складской переработки;

- продуцент располагает достаточно финансовыми возможностями для создания

эксплуатации логистической системы с прямыми связями.

При всех преимуществах и недостатках логистических систем с прямыми связями и

эшелонированных логистических систем на практике, как уже отмечалось, все

большее распространение получают гибкие логистические системы. В гибких

логистических системах, которые генерируют множество товарных протоков,

используются как прямые, так и эшелонированные каналы и цепи. Их соотношение

зависит от целевых рынков, стратегии предприятия и собственных потенциальных

возможностей логистической системы.

3. Решение задач распределительной логистики

Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального

потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой

сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе

доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость

реализуемого продукта.

Рассмотрим модель системы распределения материального потока, представленную

на (рис. 6) [1]. Допустим, что на определенной территории имеется некоторое

количество потребителей материального потока. На рисунке представлено три

варианта организации распределения: с помощью одного, двух или шести складов

(соответственно, рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта

(а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант (в)

предполагает наличие шести распределительных центров, максимально

приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В

этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными.

Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов

увеличивает эксплутационные расходы, затраты на доставку товаров на склады,

на управление всей распределительной

а) б)

в)

Условные обозначения:

g - распределительные центры (склады);

n - потребители материального потока;

- материальные потоки.

Рис. 6. Варианты организации распределения материального потока:

а) с одним распределительным центром;

б) с двумя распределительными центрами;

в) с шестью распределительными центрами.

системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут

значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега

транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому, возможно, что

предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается

двумя складами.

Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть

издержек, связанных с процессом доведения материального потока до

потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать

задачу поиска оптимального количества складов. Ниже рассматривается

графический метод решения данной задачи.

Выберем в качестве независимой переменной величину N -количество складов,

через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых

переменных будем рассматривать следующие виды издержек:

- транспортные расходы;

- расходы на содержание запасов;

- расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;

расходы, связанные с управлением складской системой.

Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов.

1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в

системе распределения.

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям,

соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

1) расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения

(назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);

2) расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки);

3) суммарные затраты, связанные с транспортировкой товаров.

Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от

количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех графиков,

приведенных выше, отображена на (рис. 7). Абсцисса минимума кривой

совокупность затрат даст нам оптимальное значение количества складов в

системе распределения (в нашем случае – 4).

Затраты на функционирование системы распределения

Совокупные затраты на функционирование системы распределения

Затраты на хранение запасов

Затраты эксплуатационные

Затраты по доставке товаров на склад

Затраты по управлению системой

Затраты по доставке товаров потребителей

Количество складов

Рис. 7. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы

распределения от количества входящих в нее складов.

Задача оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой

территории.

В предыдущем параграфе, решая задачу определения оптимального количества

складов в системе распределения, в качестве одной из главных зависимых

переменных мы рассматривали транспортные расходы по доставке товаров

потребителям материального потока со складов распределительной системы.

Изменение этой величины изучалось в зависимости от изменений количества

складов в системе распределения. Однако величина транспортных расходов может

существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также

и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой

территории (в предыдущем параграфе мы исходили из предположения, что склады

на территории расположены оптимально).

Тесную зависимость транспортных издержек по товароснабжению от расположения

распределительного центра иллюстрирует пример, приведенный на (рис. 8).

Представленная здесь модель системы распределения содержит один склад,

который, очевидно, целесообразно разместить в центре района, а не на окраине.

Задача размещения распределительного центра приобретает актуальность при

наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение,

скорее всего, будет очевидным. Например, если на территории района есть

только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все

потребители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить

на пересечении магистралей.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск

оптимального решения, или же как поиск субоптимального (близко к

оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы

решения задач обоих видов. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

а) б)

Условные обозначения:

■ - распределительные центры (склады);

● - потребители материального потока;

→ - материальные потоки.

Рис. 8. Варианты разрешения распределительного центра на обслуживаемой

территории:

а) рациональный;

б) нерациональный (пробег транспорта увеличен в 1,75 раза).

Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места, расположения

решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения

распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического

программирования.

Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки субоптимальные, или так

называемы эвристические методы определения места размещения распределительных

центров. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит

человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в

основе метода полного перебора).

Метод определения центра тяжести (используется для определения места

расположения одного распределительного центра). Метод аналогичен определению

центра тяжести физического тела.

Рис. 9. Определение места расположения распределительного центра методом

построения физической модели материального потока

(метод определения центра тяжести).

Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от

пункта потребления материального потока до места размещения

распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый

район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет

нарушен основной принцип моделирования - принцип подобия модели и

моделируемого объекта.

Методом определения центра тяжести можно оптимизировать, например, размещение

оптовой базы, снабжающей магазины района продовольственными товарами.

Уравновесить в этом случае необходимо грузообороты обслуживаемых магазинов.

Если зона обслуживания оптовой базы включает несколько населенных пунктов,

снабжаемых определенной группой товаров только с этой базы, то на модели

распределительной системы грузы должны быть пропорциональны численности

населения обслуживаемых населенных пунктов.

В заключение перечислим и охарактеризуем факторы, которые необходимо

учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после того, как

решение о географическом месторасположении центра принято.

1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств,

обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной

площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей

приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих, клиентов).

Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной

охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд

пожарной техники.

Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической

системы, в свою очередь сам разворачивается в сложную систему. Складские

помещения распределительного центра - только один из элементов этой системы.

Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для

него участке не обходимо организовать функционирование всех остальных

элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на

работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо

разместить:

- административно-бытовые помещения, включающие в себя центральный офис,

столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих;

- пост охраны;

- устройства для сбора и обработки отходов.

2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек

функционирования любого распределительного центра являются транспортные

расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги,

ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог.

Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных

(магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории

другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого

существенно зависит доступность распределительного центра, как для

собственного персонала,так и для клиентов.

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами

местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в

отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее

влияние на развития распределительного центра.

Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под

распределительный центр, необходимо ознакомиться с особенностями местного

законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории,

оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность

привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке

рабочей силы.

В качестве примера учета различных факторов решения задачи определения места

расположения распределительного центра на обслуживаемой территории,

рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории

обслуживаемого населенного пункта. Размещение оптовых рынков требует учета

большого числа факторов. При этом основными из них являются:

- размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное

количество потенциальных пользователей услугами оптового рынка;

- наличие транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги,

аэропорты, водные магистрали;

- возможность расширения участка земли в связи с ростом торговой активности

рынка.

Например, при размещении тольяттинского оптового рынка было оценено несколько

возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на

свободной от застроек площадке, меторасположение которой позволяло бы

потенциальным покупателям добираться в приемлемое время. Однако экономические

расчёты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку

дороги, соединяющей рынок с городской транспортной системой, не окупаются

ожидаемыми поступлениями от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту

размещения оптового продовольственного рынка на площадке с уже имеющимися

коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на

территории бывшей овощной базы, с одновременным приемом на работу части ее

персонала. Выбор варианта был обусловлен его экономическими преимуществами,

удобным для посетителей местом расположения рынка, а также умением персонала

работать с продовольственной группой товаров.

Принятие решения по построению системы распространения.

В соответствии с методом системного подхода, при формировании системы

распределения применяется следующая последовательность действий:

1. Изучается конъюнктура рынка и определяются стратегические цели системы

распределения;

2. Разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через

систему распределения;

3. Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе, а также

на отдельных участках материалопроводяшей цепи;

4. Изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема

материальных потоков в пределах системы распределения;

5. Разрабатываются различные варианты построения систем распределения: с

одним или несколькими распределительными центрами, расположенными на тех или

иных участках обслуживаемой территории и т. д. Оцениваются транспортные и

иные расходы для каждого из вариантов;

6. Выбор для реализации одного из разработанных вариантов - наиболее сложный

этап построения системы, распределения.

Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо

установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов.

Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат,

то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:

Зп = Сэ + Ст + К/Т,

где Зп - приведенные затраты по варианту;

Сэ - годовые эксплуатационные расходы:

Ст - годовые транспортные расходы;

К - капитальные вложения в строительство распределительных центров;

Т - срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который

обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

Наши рекомендации