Как работает сердце человека

Цель. Познакомить детей с назначением и работой сердца.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2.

На заметку воспитателю

Система кровообращения обладает, как известно, очень сложным устройством. Как познакомить ребенка с работой этой сложной системы, чтобы ему было понятно? Выберите сами из приведенного далее примерного сценария беседы именно то содержание, которое больше подходит вашим детям, учитывая их интересы, темпы и другие особенности психического развития. Подходите к детям дифференцированно: одним можно сообщить самые общие сведения, другим предложить более полную информацию. Если дети в группе разные по развитию, проводите занятие по подгруппам или для отдельных детей продолжите свой рассказ за пределами занятия.

Здесь главное — не усвоение ребенком формальных знаний, а понимание им того, как прислушаться к своему сердцу, почувствовать его работу.

Организуйте беседу

Педагог рассказывает детям, что внутри грудной клетки, защищенной ребрами, расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, — сердце. Каждый, конечно, слышал, как оно бьется в груди. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака. Оно все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все другие органы человеческого тела работают то сильнее, то слабее, а иногда вообще отдыхают (например, глаза, уши, когда люди спят). А сердце трудится, не переставая, с самого рождения, как мотор или насос, перегоняя кровь.

Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов — трубочек. Они «проложены» повсюду. Некоторые из сосудов широкие и плотные, другие — узкие и тонкие. По сосудам-трубочкам кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые для питания организма, а значит, и жизни. Закончив свою работу, кровь очищается в легких, «вдыхая» немного кислорода, и вновь возвращается в сердце, чтобы начать все сначала.

Когда мы устаем, нашему телу требуется больше крови, тогда биение сердца ускоряется, чтобы подгонять кровь двигаться быстрее. А когда мы спокойны или отдыхаем — требуется меньше энергии, сердце тоже может отдохнуть и биться помедленнее.

Задайте вопросы

Какую роль играет сердце в организме человека? На что похожа его работа? Для чего необходимо, чтобы сердце постоянно сжималось и разжималось? Что разносит кровь по всему телу?

Прислушайтесь

Попросите детей нащупать у себя грудную клетку, почувствовать, какая она прочная, как надежно защищает сердце. Пусть они найдут с левой стороны груди место, где слышно, как бьется сердце, послушают, как оно стучит, и посчитают удары от одного до десяти.

Объясните детям, что определить, как работает сердце, можно также по пульсу. Пусть положат два пальца одной руки на запястье другой. Педагог показывает, как это нужно сделать. После того как все дети освоят этот прием, попросите их послушать по пульсу, как бьется сердце в разных ситуациях: после дневного сна, во время спокойной игры, после бега на занятии физкультурой.

Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 2)

Задание 8. Попросите детей рассмотреть картинку с изображением малыша и определить, где у него находится сердце. Затем предложите им нарисовать его и раскрасить красным карандашом или фломастером.

Пусть дети расскажут, что делает мальчик, изображенный на соседних картинках. Пусть они определят, в какой из ситуаций сердце отдыхает и бьется слабее. Попросите объяснить, почему. Объясните детям, что нужно раскрасить кружочки, изображенные на картинках, красным цветом. При этом следует использовать тона разной интенсивности, раскрашивая ярче тот кружочек, который соответствует наиболее сильному сердцебиению, а бледнее — соответствующий самому слабому.

Подведите итоги

Сердце человека — очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятие физкультурой, катание на коньках и лыжах, купание, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.

Не перегружайте сердце! Следите за частотой пульса: частый пульс говорит о том, что сердце устало и пора отдохнуть.

Тема 21

Что мы делаем, когда едим

Цель. Ознакомить детей с назначением и работой сйсте- мы пищеварения.

Материал.Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2.

Организуйте беседу

Педагог объясняет детям, что все живые существа питаются. Ребенку, как и всякому человеку, необходимо определенное количество пищи, чтобы расти, развиваться, обеспечивать себя энергией.

Ты съел кашу, выпил стакан молока — и у тебя сразу прибавилось сил. Как ты думаешь, почему?

Пища, которую ты съел, проходит сложный длинный путь: сначала мы жуем, затем глотаем, посылая пищу по пищеводу в желудок. Желудок переваривает пищу, и она поступает в кишечник — длинный-предлинный шланг. Он также переваривает пищу, которая наконец превращается в вещества, полезные нашему телу. Эти полезные вещества растворяются, попадают в кровь и разносятся по всему организму, обеспечивая необходимым питанием каждую частичку нашего тела.

Задайте вопросы

Подумай и расскажи, зачем человек ест. Для чего нужны зубы? Почему говорят: здоровые зубы — здоровое тело? Как нужно ухаживать за зубами?

Для запоминания

За столом во время еды нельзя смеяться, громко разговаривать, кричать с набитым ртом. Пищу нужно тщательно пережевывать, не торопиться, не проглатывать слишком большие куски. После еды нельзя бегать, прыгать, заниматься физкультурой, иначе можно принести большой вред своему организму.

Наши рекомендации